Французские материалисты 18 века


В рамках французского Просвещения были люди, которые смогли преодолеть непоследовательность и развить материализм, доведя его до атеизма. Революционный радикализм – невозможность компромисса. Социальные противоречия исключали компромисс, именно этими социальными условиями определялась последовательность мировоззренческой позиции.

 

Зачинатель – Жюльен де Ламетри (1709 – 1751)

Сын состоятельного купца. Школьные наставники – янсенисты, полупротестантское движение в католицизме. К 16 годам находится под влиянием просветительских идей и отказывается от планов стать священником. Активно осваивает профессию врача – медицинский факультет в Париже. Отправляется в Голландию, где работает под руководством Бургаве. Занимается практикой и медицинскими исследованиями.

1745 – «Естественная история души». Материалистическое решение психофизиологической проблемы. Парижский суд осудил на сожжение. Ламетри теряет место врача в королевской гвардии, опасается ареста, бежит в Голландию. В 1747 году публикует под псевдонимом «Человек-машина». Псевдоним был быстро раскрыт. Материализм провозглашается единственно верной философией. Впервые сам себя называет материалистом. Термины ввел Лейбниц. Но до Ламетри никто не осмеливался себя назвать материалистом.

1. Разработка материалистической линии достаточно уравновешена последовательным проведением этого принципа.

2. Материализм достиг уровня самосознания своей сущности. Рефлексивный акт – материалистическое мировоззрение осознало себя в качестве особого направления. Поэтому последовательность.

Преследования материализма среди протестантов вынудили его бежать из Голландии, он отправляется ко двору Фридриха II, прусского короля, который хотел слыть просвещенным монархом. Он вернул Вольфа, собирал вокруг себя вольнодумцев – в основном французов. Ламетри три года пребывал у него. Пишет работы «Анти-Сенека, или рассуждение о счастье», «Система Эпикура», «Предварительные рассуждения». Умер, отравившись недоброкачественной пищей.

 

Дени Дидро (1713 – 1784)

Сын ремесленника. Первоначально отец готовил его к карьере священника. Когда Дидро обучался в Париже, под влиянием просветительских идей наотрез отказался выполнять планы отца. Пытается заточить его в монастырь, затем лишает его материальной поддержки. Дидро перебивается случайными заработками, пополняет свои знания, посещая парижские кафе. В начале 40-х годов знакомство с Руссо, Кондильяком. В 1742 году издает в Голландии «Вольный перевод философии Шефтсбери», снабженный примечаниями, в которых осуждается религиозный фанатизм.

1746 – «Философские мысли». Открыто порывает с христианством, объявляет себя сторонником деизма. Книга осуждена к сожжению.

1747 – «Письмо о слепых, предназначенное зрячим». Переходит на позиции атеистического материализма.

Находится три месяца под арестом в Венсенском замке. Освобожден благодаря друзьям.

Двадцать лет работает над изданием «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751 – 1780). Тридцать пять томов, каждый из них очень объемный. Издание очень дорогое. Вначале 2000 подписчиков, затем 4000. Издание запретили – издавалось нелегально, подписчики ровно в срок получали тома.

Около 1783 года по приглашению Екатерины II едет в Петербург. Ежедневно по 2 часа беседует с Екатериной. Пишет ряд рекомендаций, предлагает создать в России конституционную монархию с избираемым парламентом, отменить крепостное право. Екатерина ничего не делает. Возвращается во Францию.

1754 – «Мысли об исследовании природы».

1769 – Трилогия «Разговор Даламбера и Дидро», «Сон Даламбера», «Продолжение разговора». Изданы посмертно.

Когда Дидро умирал, ему предложили вернуться в лоно церкви. Отказался, остался убежденным атеистом.

 

Пауль Дитрих Тири, Гольбах (1713 – 1789)

Имя Гольбах дал дядя, который усыновил его, привез во Францию, сам был торговцем. Когда Гольбаху было 12 лет, дядя умер, оставил значительное состояние. Гольбах содержал салон – центр просветительской мысли. Сближается с Дидро, Гельвецием, Руссо. Работает над «Энциклопедией».

1751 – «Разоблаченное христианство», атака на клерикализм с атеистических позиций.

1779 – «Система природы».

 

Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771)

Сын придворного врача. Родился в Париже, предки – выходцы из Швейцарии. Учился в иезуитской коллегии. После знакомства с «Письмами» Вольтера и «Опытом» Локка становится сторонником сенсуализма.

По просьбе короля возглавлял финансовые органы Франции в должности генерального откупщика. Гигантский доход, знакомство с финансовым положением. Пытался навести порядок в налоговой системе. Отказался от должности в 1751 году.

1756 – «Об уме», книга приговорена Парижским судом к сожжению. Сам едва не был арестован – заступничество друзей отца.

1766 – «О человеке», не публикует. Опубликована примерно через 10 лет после его смерти.

 



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 106;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.