Внутренние и внешние причины


Созревают условия буржуазной революции в Германии 1848—1849 годов. Немецкая философия и не только она одна – литература и музыка – осуществляют духовную подготовку этой революции, как французское просвещение. Условия разительно отличаются от французских.

n политическая раздробленность Германии в результате Тридцатилетней войны 1617—1638 годов

n политическая слабость буржуазии на фоне быстро растущей экономической мощи

n половинчатость позиции немецкой буржуазии. Сил не хватает, раздробленность не давала консолидироваться, хотя буржуазия и была заинтересована в революции.

n внешний фактор – главное Французская революция. Радикализм тех задач, которые решала Французская революция, и среди методов – жестокость Французской революции. Во Франции времен якобинского террора существовали заводы по выделке человеческой кожи. Суровость, беспощадность, радикализм задач. Ситуация сложилась так, что Франция до того довела свои противоречия феодализма, что не могло быть иначе.

n правящие немецкие власти перепугались не на шутку. Отношение к революционным идеям было нетерпимым.

Наполеоновские войны – вся Европа под Францией. Это наложило свою печать на события в Германии.

Для немецкого буржуа пример был впечатляющий. Все они приветствовали Французскую революцию. Животный страх у правительственных кругов. Положительное отношение со стороны немецкой творческой интеллигенции выразилось в отвлеченной форме. Поэтому невиданная активность в области философии. На уровне отвлеченных философских теорий немецкая философская мысль не отличалась радикализмом. Во Франции борьба шла открыто, в Германии – идеология компромисса.

Главное, стрежневое направление – сочетание двух исключающих друг друга мировоззренческих ориентаций, мировоззренческий рационализм и приверженность к идеализму. В конечном счете – ориентация на мировоззренческие позиции, смыкание с религиозной верой. В рамках ориентации на разум творцы немецкой классической философии осуществили грандиозный прорыв в разработке диалектики. Дает мировоззренческому рационализму метод решения проблем на базе рационализма. Разрабатывается это все в рамках идеалистических учений, смыкающихся с религиозными воззрениями.

Диалектика, по определению А. И. Герцена – алгебра революции. 1) Выковали это оружие. Они осуществили духовную подготовку немецкой революции. 2) Ориентация на религию – реакционная составляющая.

Разработка диалектики в идеалистической, реакционной форме. В отличие от Франции, Германия в 16 веке осуществила религиозную Реформацию. Протестантская религия родилась как форма религии, освящающая буржуазию. В Германии лютеранская церковь была главной. Подготовка революции не лишена реформаторских идей. Ситуация усложненная.

Одно из проявлений противоречивой позиции, которую они проявляли, -- наличие тенденции субъективизма, и на начальных этапах у Канта и Фихте эта тенденция доминировала. Противоречивость позиции у каждого мыслителя имела место, каждый последующий мыслитель осознавал это, пытался преодолеть, но противоречивость оставалась, и т.д. Противоречивость двигала вперед этих мыслителей. Осознание роли противоречий как двигателя философии, источника саморазвития всех объектов. Приверженность протестантскому религиозному течению в христианстве. В итоге имеем очень бурное развитие философии до революции 1848—1849 годов.

 

Иммануил Кант, родоначальник немецкой классической философии (1724 – 1804)

Родился в бедной семье ремесленника в Кенигсберге, отец прививал благочестие, очень суровое. Самого Канта готовил с детства к пасторской карьере. Рано проявились способности Канта. Он получил блестящее образование – Фридрихова коллегия, Кенигсбергский университет. Овладел латинской классикой, свободно писал по латыни (обязательно для диссертантов), освоил механику Ньютона. В первый период своей творческой деятельности существенно развил механику Ньютона. Философией овладел в изложении Вольфа. В 1745 году окончил университет, 9 лет работал домашним учителем в трех семействах, два из них аристократические. Уровень оплаты труда был приличным, смог заниматься научной деятельностью.

1755 – «О принципах метафизического знания», диссертация, звание приват-доцента. Преподавать начал через 15 лет, после второй диссертации на должность профессора. Был помощником библиотекаря. В возрасте 46 лет стал профессором логики и метафизики, занимал эту должность по 1797 год. Преподавал не только философию, но и математику и физические дисциплины. Кант владел научными знаниями своего времени на высшем уровне. Личная жизнь была педантично организована, четкий распорядок дня, обыватели сверяли часы по его прогулкам.

Несколько событий. Был крутой поворот в философии Канта – знакомство с работами Руссо и Юма. Знакомство с работами Юма «пробудило от догматической дремоты». Французская революция оказала на него влияние – идеал осуществления права и гражданского порядка. Выразил сочувствие в крайне абстрактной форме. Сориентировался на философию истории, права, теорию государства. В 1793 году вышла его работа «Религия в пределах только разума», где истолковывалась религия в духе деизма. Деистическая позиция Канта была воспринята властью как антипротестантская. Прусский король в 1794 году издал именной указ, лично предупреждавший Канта, что дальнейшие выступления по поводу религии будут иметь репрессивные последствия. Кант дал письменное обещание королю публично не высказываться по вопросам религии. Король Фридрих Вильгельм резко изменил отношение в Германии к религии. Репрессии против вольнодумцев. Скончался, Кант не считал себя связанным. Отказался от преподавательской деятельности из-за состояния здоровья, перешел к домашней деятельности. Был уже известен. Различают докритический период – начиная с 1746 года с написания «Мыслей о правильной оценке живых сил» по 60е годы, и второй период -- с 1770 года, диссертация «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира». Критический период продолжался до конца жизни. Рубеж – влияние работ Юма в 60-е годы. В содержательном плане – переход от материалистического решения основного вопроса философии к идеалистическому и субъективно-идеалистическому.

Докритический период – философия природы и космология. Разработка Кантом теории происхождения Солнечной системы. Аналогично, независимо – Лаплас. Теория истории Земли и перспективы истории Земли, предсказал замедление вращения Земли под влиянием трения океана о дно в результате приливов и отливов (Луна).

Положительная оценка человеческого разума, познавательных возможностей. «Не падаю духом». «Дайте мне материю и я построю из нее мир». Достаточно отчетливая материалистическая позиция.

Руководствовался идеями и принципами ньютоновской механики. Существенно дополнил Ньютона. Проблема, к которой Ньютон не мечтал подступиться – как возникла Солнечная система. Ньютон прибег к божественному творчеству. Он не мог объяснить источника центробежной силы планет. Что определило то порядок, в котором расположены планеты, в одной плоскости?

Кант принимает гелиоцентрическую систему Коперника, законы Кеплера и закон тяготения Ньютона. Единство законов движения планет объясняется единством происхождения. Материя была неравномерно рассеяна по всему пространству Солнечной системы. С учетом сил притяжения и отталкивания материи строит теорию – Солнечная система возникла в силу механических процессов, без Бога. Не одна только Солнечная система возникла таким образом. Все космические системы, образующий Млечный путь, возникли так. Тоже эллиптические формы, возникли по тем же причинам, что и Солнечная система.

Отчетливый пессимист в плане объяснения органических образований. Объяснить действием законов механики возникновение хотя бы одной травинки или гусеницы невозможно. Смыкается с Толандом. Выступает против механистического подхода к биологическим объектам, в рамках того состояния научного знания – неизбежность агностических выводов.

Проблемы теории познания в докритический период тоже занимают Канта. Опираясь на тенденцию в вольфианском духе, начал преодолевать главную особенность философии Вольфа – основания бытия и познания совпадают. Логические связи не отличаются от причинных реальных связей.

1755 – «Новое освещение принципов метафизического познания». Преодолевает вольфианский подход. То, из чего мы познаем вещи, надо строго отделять от оснований вещи. Датский астроном измерил скорость света. Он наблюдал спутники Юпитера, когда эта планета максимально отдалена от Земли. Получилась разница в расчетных показателях времени затмения спутника на максимальном удалении Юпитера от Земли и максимальном приближении его к Земле. Основа бытия онтологических феноменов -- свойства эфира. Основа познания – эмпирические наблюдения. Основа познания и основа бытия различны. Здесь кроется различие мышления и бытия, эту идею он доведет до крайности в критический период.

В дальнейшем Кант различает между видами бытия вещи – логическим и реальным. Реальные основы бытия вещи подметил Юм, утверждавший, что познание причинно-следственных связей не вытекает из понятий причины и следствия. Из анализа причины нельзя вывести следствие. Когда речь идет о логическом познании, логические суждения выводятся из других. Логические основания – это не реальные основания.

Эволюция взглядов Канта на пространство. Логическое познание и познание, отличной от логического. Из понятия пространства нельзя логически вывести трехмерность пространства. Пространство нельзя рассматривать как логическую конструкцию. Это – всеобщая основа чувственного созерцания. Выразил подход к тем идеям, которые будет разрабатывать в критический период.

Основное содержание критической философии Канта. Три главных произведения.

1781 -- «Критика чистого разума»

1788 – «Критика практического разума»

1790 – «Критика способности к суждению».

Основы философии заключаются в первой работе. Ставит, обсуждает и дает решение трех главных проблем:

1. как возможна чистая математика как наука

2. как возможно теоретическое естествознание как наука

3. как возможна метафизика как наука.

Наличие этих трех вопросов и их последовательность определили всю структуру «Критики чистого разума». Первый раздел посвящен ответу на первый вопрос. Это «Трансцендентальная эстетика». 2 – «Трансцендентальная аналитика». 3 – «Трансцендентальная диалектика». Эстетика – добаумгартеновское значение термина (Баумгартен – теория прекрасного), это учение о чувственном познании, восприятии чувствами.

Трансцендентальная эстетика. Как возможна чистая математика как наука? Предмет эстетики – чувственное познание. Как стыкуется математика с чувственным познанием? Математика – абстрактная область. Арифметика и геометрия. Геометрия – наука о пространстве, арифметика – наука о времени. Арифметика основана на счете, счет осуществляется во времени. Это науки о важнейших формах чувственного созерцания. Пространство и время – формы чувственного созерцания.

Основоположения арифметики и геометрии обладают достоинством объективности. Кант разъясняет: объективность – это всеобщность и необходимость положений арифметики и геометрии. Задает вопрос, как возможно, чтобы положения математики обладали достоинством всеобщности и необходимости. Отталкивается от лейбницевского различения аналитических и синтетических суждений. По Лейбницу, аналитические суждения – это те суждения, в которых предикат суждения не добавляет ничего нового к содержанию субъекта суждения. Они тавтологичны. Кант приводит пример. Тела трехмерны. Понятие тела уже содержит в себе трехмерность. К понятию тела не добавляется никакого нового содержания. Лейбниц считал, что основоположения математики аналитичны, а математика – гигантская тавтология. Лейбниц сформулировал, почему положения математики всеобщи и необходимы. Необходимы они потому, что в основе своей аналитичны, нельзя не признать их истинность. Любой человек не может не признать их истинность, поэтому они всеобщи. Юм тоже так считал. Математика выделяется из других знаний своей истинностью. Кант обнаружил, что основоположения математики синтетичны. Приводит два примера, из области геометрии и области арифметики. Эти суждения нельзя признать аналитическими.

Прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками. Это основоположение геометрии. Это синтетическое положение – субъект этого суждения – прямая – качественное понятие, а предикат – количественное понятие (кратчайшее расстояние). В качестве понятия не может содержать количественное понятие. Мы соединяем два понятия, причем разные по своему содержанию. Это синтетическое суждение.

7+5 = 12. Ни в понятии 7, ни в понятии 5, ни в понятии суммы не содержится понятия 12. Чтобы получить 12, надо пересчитать соответствующие цифры. Само понятие 7 + 5 не содержит понятия 12. Надо произвести счет, синтезировать понятие счета и получить ответ. Как возможно, чтобы синтетическое суждение обладало достоинствами всеобщности и необходимости?

Уже Лейбниц показал, что синтетические суждения имеют опытное происхождение. Это эмпирическое знание. И синтетические суждения не подчиняются метафизической необходимости Лейбница (у Лейбница еще относительная необходимость), на основании закона запрещения противоречия. Синтетические суждения выражают знание, полученное эмпирическим путем.

Юм показал, что всякое опытное знание случайно. В опыте необходимость не дана. Кант ставит вопрос: суждения синтетические, в то же время математические суждения необходимы и всеобщи. Не могут из опыта вытекать. Встает принципиальная проблема – какова природа математического знания? Не может быть эмпирическим знанием – никак не вытекают из опыта. ПО Канту, основоположения математики априорные. Они даны до опыта, до всякого опыта. Опытное знание – апостериорное знание, полученное в результате опыта.

Чтобы понять глубокую подоплеку кантовского решения вопроса о природе математического знания – априорного знания, содержащегося в уме человека до любого опыта – возвратимся к декартовской концепции врожденного знания. Надо учесть, что Кант в период критической философии занимал дуалистическую позицию по основному вопросу философии. Кант полагал, что существует мир вещей в себе (перевод Соловьева, может быть, удачнее «вещь сама по себе»). Существуют вещи безотносительно к сознанию, сами по себе, и существует сознание человека. Между этими двумя мирами – пропасть. Человеческое сознание не в состоянии постичь вещи как они существуют сами по себе. Позиция онтологического дуализма. Одновременно – гносеологический агностицизм. Два способа выражения одной и той же позиции.

Вещи в себе могут только воздействовать на наши органы чувств и результатом этого воздействия являются феномены или наши ощущения, восприятия. У впечатлений есть две стороны. Есть содержание и есть форма чувственного опыта. Это обретает принципиальное значение. Содержание нашего чувственного опыта апостериорно. Содержание до опыта и помимо опыта не может существовать. Но когда мы имеем дело с содержанием нашего опыта, не знаем, что мы имеем дело с вещами. Это – те модификации нашего сознания, которые воздействуют на нас. Я ощущаю те изменения, которые в моей чувственности произвел контакт со столом. Я воспринимаю только модификации сознания (не кантовский термин). Я внутри себя все время нахожусь. Все содержание чувственного опыта апостериорно. Вещь в себе познать не могу, познаю только изменения моей психики. Дуализм мира вещей в себе и мира феноменов сохраняется. У чувственного опыта есть форма. Эта форма априорна. Это пространство и время. Эти формы даны и содержатся в моем сознании до всякого опыта, они врождены мне. Чтобы создать впечатление, что утверждение Канта о врожденности пространства и времени не является лишенным оснований, потребуется опереться на результаты исследований выдающегося психолога 20 века Пиаже. Пиаже исследовал детское психическое восприятие мира: пространство восприятия не является евклидовым, это скорее всего пространство Лобачевского. Мы имеем зрительные восприятия. На сетчатку нашего глаза в каждый момент времени падают фотоны света сразу со всех сторон. Что мы видим? Одни объекты дальше, другие ближе, одни слева, другие справа. Это значит, что мы, если бы не имели способности упорядочивать наши зрительные ощущения, накладывать форму трехмерности на весь хаос ощущений, не видели бы. В нашем восприятии имеется то, что называется «перцептуальным пространством» (современное понятие). Структура или форма, которую мы накладываем на хаос наших ощущений, -- форма чувственного созерцания. Заранее сознание строим так, чтобы все было упорядочено. Наши восприятия кажутся упорядоченными. Эта форма – пространство. Содержание апостериорно, а пространство как форма чувственного созерцания априорно.

Кроме перцептуального пространства, полагал Кант, ничего нет, реального пространства нет. Каковы вещи в себе, нам знать не дано. Имеем дело с миром нашего сознания. В модификациях сознания есть апостериорное содержание, определяющееся воздействием предметов на меня, и есть форма. Понятие опыта предполагает наличие двух этих сторон. Этот порядок и есть априорные формы, они врождены нам.

Но если мы задаем сами, спонтанно, бессознательно, форму нашего созерцания, за спиной нашего сознания наша способность чувственного созерцания создает эти формы, -- это продукт спонтанной деятельности нашего Я, мы получаем пространственно оформленные данные чувственного созерцания. Это мир феноменальный, мир нашего восприятия. Мы не можем не признать тех пространственных соотношений, которые изучает геометрия – мы сами задали их как форму созерцания – они априорны и необходимы. Эти же положения геометрии и арифметики всеобщи – каждый субъект продуцирует эти формы и соглашается, что они подчиняются этим соотношениям. Вне нет никакого пространства и времени. Субъективно-идеалистическая трактовка. Они в нас. Поскольку пространство и время априорны, постольку возможны всеобщность и необходимость основоположений арифметики и геометрии. Следовательно, арифметика и геометрия как чистые науки возможны.

Сочетание синтетического характера положений математики и то, что они обладают достоинствами всеобщности и необходимости – основной тезис. Кант исходит из евклидовой геометрии и архимедовой арифметики. Других арифметики и геометрии быть не может. К его времени неевклидовой геометрии еще не было, и арифметика была только архимедовой. Из этого положения вещей в математике Кант выводит столь далеко идущие выводы философского характера – пространство и время априорны, существует пропасть между сознанием человека и вещами в себе. Через 45 лет Лобачевский сделал первый доклад по неевклидовой геометрии. Фундамент разрушен. До сих пор Канта развивают. Это значит, что мировоззренческая позиция не потеряла своей значимости, не считаясь с достижениями науки. Сейчас априоризм Канта не имеет оснований под собой.

Только из контекста можно вывести смысл термина «трансцендентальный». До сих пор термин используется без понимания. Кант различает два термина, «трансцендентный» и «трансцендентальный». Они восходят к средневековой схоластической терминологии. Трансцендентный – потусторонний мир вещей в себе. Трансцендентальный – часто используется как синоним слова априорный и обладающий достоинствами всеобщности и необходимости. Это знание объективное. Кант прямо связывает характеристику объективности с характеристиками всеобщности и необходимости. Объективный – синоним выражения всеобщий и необходимый. Это сразу дает возможность прояснить, что Кант понимает под объективностью. Все принадлежит субъекту, как оно может быть объективным? Объективным оно является с точки зрения субъекта как индивида. Субъект не может не признать истинность определенных положений. И любой субъект не может не признать этой истинности. Поэтому всеобщность. Не от произвола индивида зависит, признаю я истинность или нет. Любой субъект, если ему ясно изложить основоположения математики, не может не признать их. Трансцендентальный = интерсубъективный, транссубъективный. Субъективный, но одинаковый для всех субъектов. Трансцендентальное знание признается всеми субъектами, для всех одинаково, всеобще и необходимо. В этом смысле объективно, не поддается произволу одного индивида.

Математика как чистая наука возможна. Она – чистая наука, дает нам объективные истины о формах априори. Поэтому трансцендентальная эстетика.

Трактовка Кантом опыта. Опыт – единство содержания и формы, это оформленный опыт. Именно благодаря оформленности, наличию априорных форм пространства и времени опыт выступает в качестве опыта. Опыт есть оформленное восприятие.

Синтетичность. Раньше, до Канта, понятие было противоречиво в разных гносеологических традициях. В традиции гносеологического рационализма выпячивалась одна сторона, в рамках гносеологического сенсуализма – другая. Рационализм – врожденное знание, разум в самом себе имеет источник знания. Соединение, синтез на уровне трактовки чистого опыта. Опыт апостериорный, но в нем есть доопытная компонента. Математика изучает априорный формы созерцания.

Трансцендентальная аналитика.

 

 

В мышлении понятиями относится к другим представлениям. Мышление в понятиях дискурсивно, оно – не созерцание. Отношение понятия к другим понятиям, нет прямого выхода к предмету познания. Кант: все функции рассудка можно найти, если показать единство мышления. Различает, так же как в чувственном созерцании, форму и содержание.

Форма – можно выделить четыре группы функций мышления и четыре группы категорий.

Каждая категория – чистый априорный синтез, представленный в самой общей форме. Синтезирование, подведение под одно представление – бессознательный акт, спонтанная сила воображения. Единство чистому синтезу придает понятие, категория. Понятие связано всегда с суждением. Посредством понятий человек судит. Другого применения понятий нет. А рассудок – не что иное, как способность составлять суждения.

Классические функции и категории. Таблица категорий.

Выделяются четыре группы функций мышления и четыре группы категорий.

2 3

 

Таблица функций

 

1. количество суждений

n общие

n частные

n единичные

 

2. качество суждений

n утвердительные (предикат принадлежит субъекту)

n отрицательные

n бесконечные (вводит новую категорию)

В отрицательных суждениях частица «не» относится не к связке, а к предикату. Слон есть не растение. Выделяет, чтобы триада получилась.

 

3. отношения

n категорические – безусловные, утверждают наличие свойства (объекта). Киты – млекопитающие.

n гипотетические – условные, выражают мысль о возможности приписания субъекту предиката

n разделительные – из перечня предикатов один принадлежит данному субъекту. Студенты – либо девушки, либо юноши.

 

4. модальность

n проблематические

n ассерторические

n аподиктические

Проблематические – предположительные, предполагают о приписывании предиката субъекту.

Ассерторические – без дальнейших пояснений. Стол желтый.

Аподиктические – указывают необходимый характер присущности предиката субъекту.

Этим четырем группам функций соответствуют четыре группы категорий.

1. категории количества

n единство

n множественность

n целокупность

 

2. категории качества

n реальность

n отрицание

n ограничение

 

3. категории отношения

n присущность и самостоятельное существование (акциденции и субстанции)

n причинность и зависимость (причина и действие)

n общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся воздействию)

 

4. категории модальности

n возможность – невозможность

n существование – несуществование

n необходимость – случайность

 

В каждой группе триадический принцип. Кант подчеркивает триадичность принципа. Третья категория возникает всегда из соединения первых двух. Целокупность – множество, которое мыслится как единство. Синтез первых двух. Первые два – противоположение.

Ограниченность – реальность, связанная с отрицанием.

Общение – причинное взаимодействие самостоятельных сущностей.

Необходимость – возможность, содержащая в себе существование.

Кант закладывает традицию триадического оформления системы категорий. Традиция будет развиваться до Гегеля включительно (Фихте, Шеллинг).

Кант подчеркивает, что на первый взгляд третья категория – продукт первых двух. Но нет, она имеет самостоятельную значимость. Целокупность не следует из понятий единства или множественности. Возникает, только когда синтез. Не всякое единство в сочетании с множественностью дает целокупность. Число – целокупность. Но бесконечное число не получается (не знает Кантора).

Самая трудная задача – трансцендентальная дедукция категорий. Задача показать и объяснить, как категории априори могут относится к предметам, как формируются вещи относительно к объектам нашего познания.

Главная задача трансцендентальной аналитики – показать, как возможно естествознание вообще как наука. Вырыл пропасть между миром вещей в себе и миром феноменов.

Надо обосновать априорность этих категорий.

На уровне чувственного опыта совокупность феноменов, данная в чувственном опыте, не обладает единством, это всего лишь набор феноменов. Связь в ощущениях никак не дается, феномены не связаны между собой. Категории – функции рассудка, а не чувственного восприятия. Откуда эта способность рассудка? Это способность продуктивного, спонтанного воображения.

Все предметы связаны между собой, а мы связываем предметы. Они выступают в качестве объектов, целостностей. Таким образом, деятельность рассудка – синтетическая, это связывание, деятельность по подведению многообразия под одно понятие. Категориальный синтез обладает достоинствами необходимости и всеобщности. Соединение двух характеристик – синтетический характер, достоинства необходимости и всеобщности. Поэтому априорные категории рассудочной деятельности.

Поэтому категории, будучи априорными, даны до всякого опыта и имеют субъективный исток своего существования. Кант усматривает источник единства, которое реализуется в синтезе категорий, в субъекте. Указывает, что имеется факт единства сознания субъекта, выраженный в декартовском cogito (я мыслю).

Сопоставим с Юмом. Юм: я есть только пучок представлений. Схема сходна. Есть представления и они представляют собой пучок, единство. Кант идет дальше Юма, концептуализирует такую схему. Всякое представление для человеческого сознания сопровождается декартовским «я мыслю». Иными словами, мышление человека невозможно без акта одновременного осуществления самосознания субъекта мышления. Усматривает высшие основы существования априорных категорий в этом факте. «Трансцендентальное единство апперцепции». Апперцепция – термин Лейбница, осознание своих перцепций или самосознание человека. Любой мыслительный акт сопровождается самосознанием, «я мыслю».

Трансцендентальность – то, что является общим для всех субъектов, что проходит через все сознания, оставаясь одним и тем же.

Самосознание присуще любому субъекту. Поэтому трансцендентальный принцип единства самосознания. Единство самосознания обеспечивает возможность объединения различных представлений, потому что субъект является единым. Следовательно, способность подводить многообразие представлений под одно представление. Эта способность коренится в наличии трансцендентального единства апперцепции.

Мы создаем представление об объекте как какой-то целостности. Само существование объекта имеет своим источником единство субъекта, а не единство в объекте. Нет объекта без субъекта. Каждый объект требует единства, многообразие представлений – единство через субъект.

Центральная проблема философии Нового времени – отношение субъекта и объекта – у Канта в центре внимания. Заострена за счет дуализма, как и у Декарта.

Благодаря трансцендентальному единству апперцепции и априорности категорий человеческое сознание способно объединять многообразие представлений в какую-то целостность и создавать предметный мир, являющийся содержанием объективного познания, в том числе научного. В связи с принципом трансцендентального единства апперцепции напоминает позицию У. Оккама. Оккам предвосхитил Канта – тоже общее имеет в качестве основания единство субъекта, своим сознанием охватывающего группу предметов. Так возникает общее понятие. Субъективный источник общности в содержании понятия объединяет Канта и Оккама.

Кант, говоря о трансцендентальном единстве апперцепции и применимости категорий рассудка, говорит, что рассудок применяется к возможному опыту.

Наряду с рассудком есть понятие способности суждения. Рассудок – способность устанавливать правила, по которым подводится многообразие представлений под возможность суждения. Способность суждения – способность различать, подчиняется что-либо данному правилу или нет. Есть люди, не обладающие способностью к суждению (говорится в примечании).

Как именно возможно подведение под правило апостериорного содержания? Кант приходит к выводу о существовании в сознании еще одной априорной формы помимо категорий и форм чувственного созерцания. Это трансцендентальные схемы. Они являются промежуточными между формами чувственного созерцания и рассудочной деятельности. Связывает схематизм с временность. Трансцендентальные схемы – трансцендентальные временные определения, однородные с категориями и временем. Через схемы осуществляется переход от чувственных к рассудочным формам. Таблица соответствует таблице категорий.

Категориям соответствуют основоположения чистого рассудка – правила применения категорий к суждениям. Четыре типа основоположений:

1. аксиомы созерцания;

2. антиципации восприятия (Эпикур предвосхитил);

3. аналогии опыта;

4. постулаты эмпирического мышления.

Ими устанавливаются принципы научного познания, принципы преобразования чувственного восприятия в научное знание.

Первый утверждает принцип экстенсивности (категории количества). Второй утверждает принцип интенсивности (степени). Третий – основоположение о постоянстве субстанциальной и временной последовательности по закону причинности о одновременного взаимодействия. Четвертый – принципы возможности, действительности и необходимости.

Мировоззренческий итог этой части Кант формулирует так: «Я произвел коперниканский переворот в философии».

Как Коперник, остановил Солнце и заставил Землю вращаться вокруг него. Остановил Солнце разума и заставил вокруг этого солнца вращаться природу. Разум диктует законы природе. Законы – общие положения, суждения. Дают синтетическое знание о многообразии явлений. Не в природе существуют законы.

Можно вычленить два уровня активности рассудка. На первом уровне рассудок спонтанно, бессознательно, через продуктивное воображение создает совокупность объектов в феноменальном мире, задает законы этим объектам, созидает мир явлений как упорядоченный мир (этот уровень до Канта никто не замечал). На втором уровне эмпирическое сознание эмпирического человека познает то, что за спиной этого эмпирического познания трансцендентальный субъект создал в природе. Он углубляется в познание, здесь границ для познания субъекта нет. Дело ограничивается только феноменальным миром. К миру вещей в себе выхода нет. Мир феноменов познаваем вполне, мир вещей в себе не познаваем.

Мир феноменов создан сознанием. Поэтому субъективный идеализм не-берклианского типа. У Беркли – примитивный субъективный идеализм. У Канта все гораздо сложнее. Чтобы охарактеризовать специфику своего философского учения, Кант использует понятие ноуменов наряду с понятием феноменов. Понятие ноумена перекликается с понятием вещи в себе. В первом издании «Критики чистого разума» сам Кант охарактеризовал свою позицию как идеализм. Ноумены – это то, о существовании чего можно заключить лишь как о причине данных восприятий. То, что имеет сомнительное существование. В трансцендентальной эстетике не сомневается в существовании вещей в себе, они существуют реально, объективно. Ноумен – граничное понятие, требующееся, чтобы установить границу феноменального мира. Понятие ноумена имеет только негативное применение. «Демаркационное понятие»., граница феноменального мира. Вещи в себе существуют за границей феноменального мира. Понятие ноумена – не произвольное понятие, связанное с миром феноменов. Содержание феноменального мира определяется воздействием на наше сознание мира вещей в себе. Никакого произвола здесь нет, и в содержании, и в формах феноменального мира, чем Кант и отличается от Беркли. Во втором издании Кант убрал все те фразы, в которых подчеркивал субъективизм его построений, и написал главку «Опровержение идеализма» против Беркли, чтобы размежеваться с ним.

 

Трансцендентальная диалектика

Рассматривает функции разума, не рассудка. Кант четко различает рассудок и разум. Разум – высшая познавательная способность. Любое познание начинается с чувственного созерцания, затем Кант рассматривает мышление, затем разум. Выше разума ничего нет. Синтетическая функция разума. Рассудок – способность создавать единство явлений посредством правил, подведение многообразия представлений под одно представление. Разум – способность создавать единство правил рассудка по принципам, никогда прямо не направлен на опыт, направлен на рассудок. Рефлексивный характер работы разума. Поскольку сфера разума – философия, де-факто трактует философию как рефлексивную деятельность разума.

У разума есть идеи. Идея – представление, в котором синтез всех условий, относящихся к определенной области явлений, рассматривается как полностью завершенный. Это перекликается с понятием актуальной бесконечности Кантора. Бесконечность как завершенная, мыслится как целое. Синтез условий мыслится как полностью завершенный. Для идей в чувствах не может быть дан никакой данный предмет, в чувствах нет завершенности. Идеи, хотя не имеют предмета в опыте, не являются произвольной выдумкой разума. Они имеют отношение к деятельности рассудка, они трансцендентны. Идея по отношению к опыту трансцендентна. Все трансцендентальные идеи можно разделить на три класса:

1. содержащие в себе абсолютное единство мыслящего субъекта

2. содержащие в себе абсолютное единство ряда условий явлений

3. содержащие в себе абсолютное единство всех предметов мышления вообще.

Первые – предмет психологии, вторые – предмет космологии, третьи – предмет теологии.

Христиан Вольф, «Энциклопедия знания» – рациональная психология, рациональная космология, рациональная теология. Кантовский проект исходит из вольфианской метафизики, он рассматривает содержание идей как содержание разделов.

Юм: невозможно знать, есть ли душа, есть ли мир, есть ли Бог. Кант задает вопрос: существует ли душа, мир, Бог. Везде дает глубокую критику этих трех разделов рациональной философии Вольфа.

Рациональная психология утверждает существование души как рациональной духовной субстанции, дающей жизнь телу. Кант рассматривает доводы в пользу. Мыслящее существо нельзя мыслить понятийно как субъект. Следовательно, это субстанция. Кант говорит, что это паралогизм. Ошибка – единство сознания, лежащее в основании категорий, принимается здесь за созерцающего субъекта как объект. Когда мы имеем дело с единством сознания, мы имеем дело с единством субъекта мышления. Если мы ему придаем статус объекта (а это логическая подмена, ошибка), мы г



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 109;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.042 сек.