ЗАКОНЫ ПРЕДРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Обособленный анализ исторически исходных форм материальных отношений недостаточен для адекватного их понимания. Его необходимо дополнить синтетическими рассуждениями о тенденциях и законах развития предрыночного природопользования. В некоторой мере можно видеть различия предшествующего и последующего объяснения дорыночного природопользования на основе антонимов: феноменов и ноуменов.
Дорыночное природопользование, в т.ч. экономика, - исторически исходное. Для его познания важно ознакомиться с работами о возникновении людей, общества [см.: в частности,157]. Оно и сегодня является базовым во всех странах мира. Несомненно, оно будет таким и в перспективе. Как бы не уменьшалась его роль в жизни общества, тем не менее, без него общество немыслимо и в будущем. Дорыночное природопользование называют самообеспечением (самозанятостью).
Основой самообеспечения является единство трех социальных регулятивов (норм): нравы ® права ® законы [см.139]. Нравы («естественное право») возникают на основе самовоспитания, “изнутри” духовного мира людей. Чувства совести, справедливости, порядочности и т.п. - неотъемлемый фундамент общественной жизни. Отказ от них - способ убийства общества. Нравы - основа легитимности общества. У развитых животных существуют их предшественники. На основе нравов субъектов появились “извне” собственно общественные регулятивные нормы - право, возникшее из “горизонтальных” или договорных отношений людей, сделок. «Гражданский кодекс России» гласит: граждане “свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора”. 5000 лет назад (в Древнем Египте) началось становление государства, которое породило специфический метод регуляции - законы, вытекающие из “вертикальных” отношений, политической субординации людей в условиях государства. Эту специфику законов отражал уже Ксенофонт.
Проблемой трактовки предрыночной экономики следует считать определение основных её форм и последовательности их возникновения.
Средства обеспечения потребностей многообразны. Они эволюционировали при сохранении исходных их форм. Сегодня имеются все главные их типы. Все люди пользуются свободными благами, которые потребляют без присвоения. Главные же блага - результат их труда. Труд возникает в присваивающем природопользовании, характеризуется собственными факторами и сотрудничеством. Имеются люди, которые обеспечивают блага своим трудом (своеобразные Робинзоны). Чаще же всего, люди объединяются, и возникает у них хозяин, развиваются хозяйствование, хозяйственные отношения. Лидеры были и у гоминидов, затем они стали вожаками, вождями племен, патриархами. В последующем происходит их специализация, дифференциация, скажем, у славянских племен возникли войты (военные лидеры) и комиссары (хозяйственные лидеры). Хозяева - распорядители ресурсов, т.е. достояния, имущества и труда. Усложнение хозяйственных комплексов привело к возникновению особых имущественных, распределительных отношений по поводу ресурсов, что положило начало становлению экономики. В последующем ограниченности присваивающего природопользования породили производство. Становление производящего природопользования произошло посредством труда и совпало с возникновением земледелия. В последующем возник рынок. Все эти типы природопользования сохраняются.
Ассимиляция ® труд ® хозяйство ® экономика ® производство® мена® бартер
(потребление) (присвоение) (распоря - (распре - (технология) (рынок)
жение) деление)
└──┬───┘
натуральный труд
└──────┬──────┘
натуральное хозяйство
└─────────┬──────────┘
натуральная экономика
└─────────────────┬─────────────┘
натуральное производство
└──────────────────┬───────────────────────────┘
предрыночное природопользование
Труд - высшая форма взаимодействия человека с природой. Труд - целесообразная деятельность человека для создания благ [79, Т.23,с188]. Он начинается с изготовления орудий или простейших средств труда [79, Т.20, с.491] и существует и сам по себе (в чистой форме), и как важнейший фактор хозяйства, экономики и производства. Он является определяющим элементом жизни людей. Об этом превосходно написал Ф. Энгельс [см.: там же, с. 486].
Главное значение имеют законы труда. «Именно организация труда ... является самым главным, коренным и злободневным вопросом всей общественной жизни» [68,Т.36, с.177]. Труд превращает предметы природы в блага - полезности, которые принимают разные формы, в т.ч. имущества, богатства, капитала.
Труд возникает в присваивающем природопользовании. Первоначально труд существует в чистой форме, а затем принимает форму производства. Труд существует и вне производства, например, при сборе грибов. Затем он превращается в экономику и в производство:
труд® обязанность ® ответственность (забота).
«История развития труда дает «ключ» к пониманию всей истории общества» [79,Т.21,с.317]. Труд создал самого человека. Труд начинается с изготовления средств труда. Труд есть естественное условие всех укладов человеческой жизни. Труд оказывается “солнцем”, вокруг которого крутится вся общественная жизнь людей. Вторая и третья главы труда Д.С. Милля раскрывают труд как основу экономики. По крайней мере, так следует объяснять труд.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ « СОТРУДНИЧЕСТВО « ТРУД
Присваивающее природопользование основывается не просто на труде, а на сотрудничестве многих людей, которое невозможно без особых отношений людей в этом процессе по поводу ресурсов.
Первоначально обычаи, традиции, ритуалы и т.п. определяли труд, сотрудничество, взаимоотношения людей. Это легче осмыслить на традиционном образе жизни людей - в общинах, сохраняющихся по настоящее время. П. Кемп и К. Армс показывают зависимость численности населения от ареала обитания, а также различные способы регуляции численности населения. При «сбоях» общественных устоев происходит быстрый рост численности населения, что во многих случаях ведет к голоду, мору. При отсутствии индустрии и традиционном природопользовании плотность населения может быть только незначительной. Современные племена в неделю тратят по 15 часов на пропитание [см.: 59]. «История культуры есть история того труда, благодаря которому человечество из низкого и бедственного состояния поднялось на ту высоту, на какой оно находится в настоящее время» [70,с.3]. Ю. Липперт также использует слово «промысел» для названия исходной формы труда [см.: там же, с.227].
Слово “сотрудничество” - омоним. Им обозначают три типа материальных отношений людей:
а) использование продуктов труда других людей,
б) совместное изготовление продуктов, в т.ч. незнакомыми людьми при рыночных отношениях (конкуренции),
в) совместное хозяйствование (солидарность, партнерство как противоположность конкуренции).
Первое возникает и посредством криминальной экономики, второе при рабовладении и рынке, третье - и в монастырях, коммунарских образах жизни и т.п.
Термином «сотрудничество» обозначают много близких явлений экономической жизни людей. Здесь отметим только простейшие, начальные их формы, возникающие между посторонними людьми (не родственниками). Выделим три формы сотрудничества:
Поделиться ® дарообмен ® рынок
Эти формы экономических отношений между частными домохозяйствами можно видеть и сегодня, особенно в глубинках современного общества. Более содержательно экономическая наука показывает различие дарообмена и рынка. Их легче выявить в современной практике. Например, переход от дарообмена к рынку в ХХI веке легко осмыслить тем, кто знает практику базаров Африки [187]. Автор показывает некоторые идеи, которые позволяют увидеть и предшественника дарообмена – «поделиться» («дележа»). Дарообмен действует по принципу «я тебе, ты мне». Что же касается предшествующей формы сотрудничества, то «добро ходит по кругу»: вы его делаете для одних людей, а другие делают его для вас. Люди «делятся» тем, что нужно другим и безвозмездно. В таком случае существует общество благоденствия, и другие люди делятся с вами, когда у них имеется такая возможность, а у вас – потребность».
Факторы труда ┌────┴─────┐ личные® вещественные (кто делает?) ┌───┴───┐ предметы ® средства (что делает?) (чем делает?) |
Осмысление труда, сотрудничества и взаимоотношений людей по поводу продуктов труда (трудовых отношений) является основополагающим фактором для познания общества. Понимание же труда зависит от выяснения основных его факторов. Личный фактор - это человек, способный трудиться на основе навыков, усвоенных знаний, умений. Вещественными факторами труда является то, что человек обрабатывает (предмет труда) и чем (с помощью чего) он обрабатывает предметы труда (средство труда). Каждый из них представляет сложное явление и требует специального, более конкретного объяснения (о чем будет речь далее).
Хозяйство. У животных возникли предводители. «Предводителем изначально был лидер стада животных» [110, с.191], он доминирует в стаде. Были вожаки и у предшественников людей (гоминидов). «Первоначально вождем является отец, патриарх, старейшина, т.е. человек осторожный, разумный, все действия которого определяются, следовательно, разумом, рассудком» [110, с.191]. Накопление нажитого имущества, рост численности первобытных сообществ и сложности сотрудничества привели к обособлению лидера, который специально всем этим занят. Им стал хозяин, и суть хозяйствования - распорядительство. Иначе, хозяин - распорядитель.
Лидер ┌──────┼──────┐ вожак ® вождь® хозяин |
В современном обществе вожаками можно считать главарей бандитских образований, поскольку они часто утверждают свой авторитет таким образом. Вожаки перерождаются в вождей. Функция вождя - обеспечение “общего интереса” сообщества. Вождь обеспечивает, прежде всего, функцию защиты своего племени (воина). Усложнение труда, сотрудничества, накопление пожитков, имущества привели к росту значения организации труда при добывании пищи и обособлению функции хозяина - лидера, который организует труд или выполняет функцию распорядительства ресурсами, имуществом и трудом. Хозяин организует труд, то есть решает вопросы: что, как, сколько делать. Тем самым, хозяин определяет труд в хозяйстве. «У хозяйства должен быть всегда хозяин. Наличность хозяина образует (конституирует) понятие хозяйства» [131, с.5]. Хозяйствование сохраняется в чистом виде в семье (домохозяйствах).
Экономика. Многие исследователи, рассуждая о сущности экономики и критериях ее возникновения, не признают ее наличия у животных предков людей, и у современных животных. Учитывая разноречивость мнений по этому вопросу, попробуем разобраться в специфике специфики экономики и ее возникновении.
Слова «хозяйство» и «экономика» иногда соотносят так: первым называют практику, а вторым - науку об этой практике. В таком случае надо отказаться от названия практики «экономикой».
Оставим без внимания нигилистические мнения (фактически отрицающие эвристическую функцию науки вообще) тех, кто считает, что у экономического факта отсутствуют отличительные черты: «Экономист никогда не сможет выделить определенные факты общественной жизни как свой специфический предмет» [45]; «Более того, нет и априорных, четко установленных границ самого объекта «экономика»» [165, с.149].
Какие критерии свидетельствуют о появлении экономики? Возможны разные решения этой проблемы. Труд не свидетельствует сам по себе об экономике. Можно согласиться с теми, кто считает, что экономика возникла 40 - 50 тыс. лет назад. Экономикой можно назвать и производство, которое возникло 15-20 тыс. лет назад. Ф. Бродель [см.: 15,Т.2,с.5] отождествлял экономику с рынком, который возник 10-12 тыс. лет назад. Последнее мнение разделяют и многие современные исследователи. Имеется и иной подход: «Следовательно, экономика - это синоним не слова «производство», а синоним категории «товарное производство» [66,с.13]. Последняя концепция небезосновательна. В литературе термин «экономическое», чаще всего, предполагает «рыночное». С этим нельзя не считаться. Тем не менее, нет оснований отказаться и от самостоятельного значения термина «рынок», что происходит при сведении к нему термина «экономика».
Экономика возникает вместе со становлением присвоения ресурсов в качестве ценностей. Экономика - это материальные отношения между обособленными субъектами, которые состоят в распределении ресурсов, труда при изготовлении благ и его продуктов. Совместный труд членов рода, племени, а потом общины предполагал распределение продуктов их труда между ними. Тем более важно распределение продуктов совместного производства многих людей в вотчинах, латифундиях, плантациях, поместьях и т. д. Частным случаем такой экономики можно считать отношения монахов в монастырях. Во всех этих случаях имеются распределительные отношения как основа совместного труда, хозяйства, производства. Для их понимания воспользуемся следующим рядом понятий (версию см. в прил. 20):
дележ®распределение ® вменение® ценообразование® рационирование.
Дележ осуществляют по силе, проявляя доминирование лидера. Его результат - добыча, а затем и дань, превратившаяся в ренту [см. 79,Т.23, с.810]. Дележ может быть и альтруистичен. Распределение основывается на определенных обычаях, традициях присвоения и возникает уже в условиях натурального хозяйства. Оно может быть по потребностям, поровну, по едокам, по труду (затратам), по результатам труда, по вложенному капиталу. Мена обеспечивает распределение посредством вменения (эту категорию конкретнее рассмотрим в конце курса ФТЭ) интересов субъектов в пропорции обмена благами. В условиях рынка она происходит в форме ценообразования для обеспечения доходов людей. В условиях непосредственно-общественного (планового) производства, например, в отношении общественных благ имеет место рационирование.
При изучении экономики объектом становятся распределительные отношения людей, которые определяют другие формы материальных отношений.
Распределение
┌──────────┼───────────┐
натуральное (предрыночное) ® рыночное ® плановое (пострыночное)
┌──────┼───────┐
добыча ® дань ® дар
Экономика - ассоциированный труд многих имущественно обособленных домохозяйств, между которыми возникают распределительные отношения по поводу ресурсов и продуктов труда. Спецификой экономики можно считать распределительные отношения во всех их формах. Хозяин распоряжается трудом, а эконом распределяет ресурсы и продукты труда. В таком случае важно не только ЧТО и СКОЛЬКО создано, но КТО и КАК выполняет функцию «эконома».
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ® ПОТРЕБЛЕНИЕ
«Проблема распределения появилась, таким образом, довольно рано, и она на протяжении многих тысячелетий по-разному решалась человечеством» [47, с. 23].
В родоплеменном обществе, в первобытных общинах господствует первобытный коммунизм [см.: 79,Т.25.Ч.2, с.399]. Уже там имело место распределение продуктов труда. Его значимость возрастает при появлении домохозяйств на основе частной собственности. Оно становится главным типом отношений между домохозяйствами. Особенно большое значение распределение приобрело в дворцовых, храмовых имениях, рабовладельческих латифундиях. В них возникли проблемы распределения ресурсов, продуктов труда, регламентирующие отношения лидеров, велся учет запасов и доходов. Становление системы распределительных отношений между частными хозяйствами и составило процесс возникновения экономики.
Домохозяйство было основой возникновения храмовых, дворцовых, рабовладельческих латифундий и феодальных имений. И рабовладельческие и феодальные хозяйства базировались на принудительном, подневольном труде. Они прошли определенные стадии развития:
Плантационное
Классическое ┌───────────
Патриархальное ┌───────────┘
───────────┘
┌─ Налог - с дохода ┌─┴─ Рента - с имущества ┌─┴─── Подать - подушная ┴───── Дань - с очага («дыма») |
Их пережитки существуют в той или иной мере и в настоящее время. Например, феодальные отношения привели к возникновению аренды, которая широко распространена. Названные формы материальных отношений сохраняются по настоящее время, их развитие можно показать и графиком. Более конкретное изучение различных форм натуральной экономики имеет место в прикладных экономических, а также исторических науках.
Феодальная рента ┌─────┴─────┐ эпизодическая ® систематическая ┌─────┴─────┐ фиксированная ® издольная |
Слово «экономика» не охватывает первых типов природопользования (потребление свободных благ и присвоение даров природы), а поэтому оно неприемлемо в качестве общего их обозначения. Аналогично и «хозяйство». Несколько иначе обстоит дело с термином «традиционная экономика»: к ней относят не только все формы натурального труда, но и простые формы рыночных отношений.
Сосуществование этих форм потребления природы делает обоснованным и сохранение их названий: примитивная, традиционная, натуральная экономика. Натуральная экономика является ядром традиционной экономики. Последняя отличается от натуральной простейшими рыночными отношениями и является нормой во многих странах мира. В учебниках обычно игнорируют анализ натуральных типов материальных отношений или недооценивают их значение. Ошибочность такого подхода можно видеть из того, что сегодня около половины населения земного шара живет в целом при господстве примитивной экономики.
Пережитки натуральной экономики имеются во всех странах, но имеют разное значение. Особенно существенны они в развивающихся странах экваториального пояса, где являются преобладающим сектором экономики. Если не учитывать этой формы экономики, то тогда трудно понять причины провалов попыток насильственного рыночного реформирования во многих странах. До тех пор, пока натуральная экономика обеспечивает хотя бы низкий уровень материального благосостояния населения, население слабо зависит от рынка, уклоняется от него ввиду того, что рынок несет ему бедствия. В результате бездумной коммерциализации экономики происходит рост ее натурализации.
Являясь исторически исходным, дорыночное хозяйство составляет первооснову современного мира. Вне его познания нельзя изучить и законы развития более развитой формы экономики - рыночной. При существовании названных типов материальных отношений в чистом виде или с элементами рыночных отношений образ жизни характеризуется статичностью состояния, застойностью, стабильностью, слабым динамизмом. В таком случае народы обычно ориентируются на самообеспечение. Их жизнь характеризуется некоторой автаркией - определенной обособленностью от других народов. При таком образе жизни обеспечиваются только минимальные потребности людей, часто имеют место голод, недоедание. С точки зрения развитых стран, это бедные, нищие народы. Экономика обеспечивает низкий уровень благосостояния народа, консервирует исторически исходные формы общественной организации - родоплеменные отношения. Роль идеологии в таких странах выполняют традиции, обычаи, нравы - «дедовские законы» [см.: 105,Т.4,с.244].
Причина консервации исторически исходных форм материальных отношений кроется не только в закономерном их сохранении, но является и результатом негативного воздействия более развитых стран - грабежа слаборазвитых стран на основе неэквивалентной торговли с ними. Как следствие этого, в отсталых странах в большей мере имеются люмпены, происходит пауперизация населения, маргинализация его. В целом растет отставание народов, живущих таким образом, от народов богатых стран мира.
Важно специально изучать эти типы хозяйств. Нужно использовать и исторические работы о прошлом указанных стран, труды о современном состоянии этой экономики во всем мире. Сейчас таких работ еще мало.
Важность изучения дорыночной экономики можно видеть из следующих положений. «Этот уровень деятельности, лежащий ниже рыночного или за пределами рынка, достаточно значителен, чтобы привлечь внимание экономистов: разве он не дает самое малое от 30 до 40% национального продукта, которые таким образом ускользают от всякого статистического учета даже в индустриально развитых странах?» [15,Т.1,с.35].
Содержание распределительных отношений представляет единство и присвоения ресурсов до производства, и распределения труда в производстве, и его продуктов после производства.
Экономика динамична. Генезис (становление) ее основных элементов, современная их структура и их перспектива представлены схемой:
Экономика ┌──────┼──────┐ предрынок ® рынок ® пострынок ┌──────┼──────┐ свободный ® капитала ® монополистический ┌──────┼──────┐ кредит ® коммерция ®предпринимательство |
Несколько иначе различают традиционную (натуральную, дорыночную), рыночную и пострыночную (мобилизационную, плановую) экономику.
Имеют значение и такие отличия секторов экономики:
Секторы экономики Экономика
┌──────┴────┐ ┌─────┴────┐
коммерческий ® некоммерческий нелегальная ® легальная
┌────┴─────┐ ┌────┴───┐
частный ® государственный криминальная ® теневая
Теневая экономика состоит в неконтролируемых сделках легальных субъектов рынка, а криминальная - в преступных деяниях субъектов. По некоторым оценкам теневая экономика составляет 10% экономики Японии, 20-30% - Европы, 40% - России.
Производство. Промыслы породили производящую экономику 15-20 тыс. лет назад в форме земледелия. «… В процессе производства члены общества приспосабливают (создают, преобразовывают) продукты природы к человеческим потребностям …» [79,Т.46,Ч.1, с.25]. Производство не сводится к труду, имея его основным фактором. Производство породило промышленность (индустрию):
Помыслы ® промыслы ® производство ® промышленность.
Возникновение производства разрешило в определенной мере противоречие между потребностями и ресурсами. В то же время возникают новые противоречия. Потребности предшествуют производству, но само их формирование детерминировано производством.
Уровень
Потребности
Производство
Время
Без потребностей нет производства, но производство определяет потребности. Опережение роста потребностей служит стимулом развития производства. Для понимания взаимодействия производства и потребления необходимо разобраться во многих проблемах экономического развития.
Наступление производящего природопользования привело к развитию законов производственных отношений. Производство все более развивается по собственным законам - кооперирование, концентрация, централизация и другие. В связи с этим возникает многообразие форм производства, изучаемых с точки зрения его масштабов, сфер, технологических и экономических форм и т.п.
Мена. Меновое хозяйство возникло в древности. Оно было вспомогательным элементом натурального хозяйства, экономики, производства. Его развитие стало основой экономического прогресса общества.
Главная проблема понимания меновой экономики состоит в осмыслении единства и различия следующих феноменов:
блага ® полезности ® ценности ® пропорции мены.
Блага обладают различными полезностями для людей - прямыми или косвенными. Главная их форма - экономические потребности, которые являются продуктом труда или ценностями. Ценность блага не в его полезности, а в затратах труда на ее получение. И ценность становится основой определения меновых пропорций при дарообмене. Конечно, русское слово «ценность» возникло на основе слова «цена» и неадекватно обозначению этого свойства полезности: это более позднее явление. Поэтому предпочтительнее слово, скажем, «значимость полезности» или этот смысл слова «ценность».
Проблемой объяснения труда, производства, экономики можно считать выявление главной исторической тенденции их развития, которую можно представить следующим рядом категорий:
обобществление ® отчуждение ® социализация.
ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ. Труд представляет общественное явление, имеет общественную природу или общественный характер. Общественная природа труда состоит в том, что люди всегда используют знания, умения, навыки, накопленные не лично ими, а обществом. Они применяют орудия, средства труда, изобретенные обществом и обычно сделанные другими людьми. Люди производят продукты труда, как правило, для других людей. Все это делает труд общественным явлением. В процессе исторического развития растет общественный характер труда, что называют обобществлением труда. Обобществление труда представляет сложный процесс, отражающий многие изменения содержания труда.
Основой общественного развития является обобществление труда. На определенном этапе оно порождает отчуждение средств и продуктов труда от непосредственных производителей. В последующем все это ведет к социализации, как высшей форме обобществления. Обобществление труда представляет всеобщий экономический закон, единство двух исторических тенденций или законов его развития.
Обобществление труда = Обособление + Объединение
Обособление труда ведет к образованию форм труда, различающихся друг от друга свойствами, признаками. В целом можно выделить такие формы разъединения труда:
Обособление труда
┌───────────┼────────────┐
распределение ® разделение® профессиональное (специальное)
┌────────────────┼─────────────┐
естественное ® общественное® крупное общественное
┌──┬──┼──┬──┐
1®2 ®3®4 ®5
Интересен подход К. Бюхера к объяснению простейших форм труда на основе такой их субординации:
┌─Разделение труда ┌─┴─Сотрудничество ─┴───Соединение труда |
Сотрудничество людей в совместном труде - закон общественной жизни. Сотрудничество обычно ведет к обособлению функций каждого работника. В простейшем случае эти функции случайны и временны. В зависимости от обстоятельств или случая тот или иной работник выполняет ту или иную работу в совместном труде. При этом они меняются работами в зависимости от многих факторов: усталости и т.п. В таком случае нет специализации труда.
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - устойчивое закрепление определенных форм труда за работниками или их специализация. Профессионализм есть пожизненная специализация людей.
Разделение труда «создаёт качественное расчленение и количественную пропорциональность общественных процессов производства, т.е. создаёт определенную организацию общественного труда и вместе с тем развивает новую производительную силу труда» [79,Т.23 ,с.377].
По мере общественного прогресса возникает, и все более укрепляется разделение труда - устойчивое, постоянное распределение разных форм труда между работниками в совместном труде. Разделение труда есть не что иное, как сосуществующий труд, т.е. сосуществование различных видов труда, представленное в различных видах продуктов труда. Разделение труда есть экономическое выражение общественного характера труда.
Первоначально возникло естественное разделение труда между людьми в зависимости от их пола и возраста. На этой основе развиваются различные формы общественного разделения труда, которые детерминированы общественными факторами: уровнем смекалки (сметливости), сообразительности, умелости и т.д. при выполнении той или иной работы. В связи с этим возникает специализация людей на выполнении той или иной работы в совместном труде. Впоследствии на основе этой тенденции происходит крупное общественное разделение труда, которое ведет к выполнению определенными племенами, общинами, сословиями особых функций в совместном труде. Выделим пять основных форм крупного общественного разделения труда, которые сформировали современную структуру экономики:
скотоводство ® ремесло ® коммерция ® управление ® наука.
ПЕРЕМЕНА ТРУДА - возможность переходить от одной работы к другой ввиду разных причин, в том числе и как средство отдыха.
Объединение труда и производства происходит одновременно с их обособлением. Оно также многообразно и детерминировано действием многих законов: кооперирование® концентрация® комбинирование®централизация® интеграция® интернационализация® мондиализация.Каждый из названных процессов многообразен. Их рассмотрим далее.
ОТЧУЖДЕНИЕ-закон развитиятруда, хозяйства и экономики. Оно состоит в отрыве человека от его сущностной силы, которую он создал сам - от идеологии, государства, собственности [см.:79,Т. 42,с.86-99] . Результаты труда людей превращаются в самостоятельную силу, «человеческие сущностные силы» обособляются от человека и начинают господствовать над ним как товары, деньги, капитал и т.п. [см. там же, с.128]. Отчуждение предполагает обособление производителя от ресурсов - продуктов его труда, средств производства и управления трудом при их присвоении частными лицами. Оно предполагает и становление имущественных отношений в обществе, присвоение природы и продуктов труда.
Опредмечивание® овеществление ® отчуждение
Опредмечивание сущности человека в продуктах труда происходило до рынка. «Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни человека ...» [там же, с.94]. В результате происходило овеществление отношений между людьми в процессе мены и отчуждение сущностных сил человека от него [там же, с.123].
Отчуждение ┌────┴────┐ произвольное® установленное (законное) ┌────┴─────┐ политическое® экономическое |
Биологическое отчуждение возникает в мире животных и сохраняется в обществе людей. Исходную форму отчуждения - альтруизм, возникающий среди животных, хорошо показывают биологи [см.: 76,с.125]. Оно было исходным и для предков людей, является базовой формой материальных отношений и в современном обществе.
ПРОИЗВОЛЬНОЕ (ПРОТИВОЗАКОННОЕ) отч
Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 379;