Визуальные наблюдения за миграциями рыб
Ход рыб в реках может быть установлен и при непосредственных наблюдениях. Вошедший в реку каспийский осетр время от времени поднимается к поверхности воды и выпрыгивает из нее. Ход кеты на амурских притоках можно наблюдать на мелких, обычно приустьевых перекатах. Рыба стремительно проходит через эти перекаты.
Подобные наблюдения могут быть и в открытых частях морей. На Охотском море против западного берега Камчатки можно наблюдать миграцию горбуши, которая выпрыгивает из воды почти по вертикальной линии.
Еще ярче выражены скопления мигрирующих пелагических рыб. Громаднейшие стаи хамсы, тюльки, пиленгаса мигрируют в верхних горизонтах воды в таких количествах, что их ход можно видеть с палубы судна и еще лучше с самолета или вертолета.
Иногда характер и скорость миграции рыбы могут быть определены по изменению дислокации промыслового флота, перемещающегося вместе с мигрирующими косяками. В качестве достаточно удачного примера этому можно привести ситуацию, складывающуюся при промысле хамсы.
На интенсивность и сроки миграции влияют такие факторы, как температура, ветер, распределение и количество корма (планктона).
Изучая рыб в период миграций, особенно нерестовых, нужно следить за группировкой рыб по возрасту, полу, расовым и другим отличиям. В некоторых случаях о характере миграций можно судить по изменению возрастного состава производителей на нерестилищах. Так, у азовской тюльки первыми на места нереста в Таганрогский залив подходят наиболее крупные и упитанные старшевозрастные особи. Завершают миграцию к местам размножения впервые созревающие особи меньших размеров. Регулярные биологические анализы на местах нереста показывают также и динамику полового состава. Так, в связи с тем, что для многих рыб свойственно неодновременное созревание самцов и самок, а также преобладание последних в старшевозрастных группах, по соотношению полов производителей на нерестилищах можно судить нетолько о разгаре или приближении окончания нереста, но и о фазе миграции.
Подобные явления известны для сельдей, ставриды, судака, пиленгаса и некоторых других рыб, в частности для семги, которая в северные реки мигрирует стадами, разнящимися по возрасту и по биологии, но почти не отличающимися по морфологическим признакам (летняя семга, осенняя, тинда). У пресноводных рыб во время миграций также наблюдаются возрастные группировки.
Наиболее слабо изучены миграции рыб после их нереста -≪скатывание≫ рыб. В связи с разреженным распределением и неодновременностью ската установить точно сроки не говоря о его путях и точных местах распределения только что скатившейся рыбы, не всегда возможно.
Изучение миграционных путей рыб дает хорошие материалы и по истории ихтиофауны данного края. Так, в 1938 г. Ф.Д. Великохатько, исследовав миграции многих рыб бассейна Черного моря и сопоставив их пути с геологическим прошлым этого бассейна, пришел к заключению, что филогенетически более старые рыбы связывают свои миграции с более старыми руслами пойменных речек и их старицами. Это особенно ярко проявляется в миграциях осетровых рыб в дельте и нижнем течении Днепра. Филогенетически молодые виды рыб (например, тарань, вырезуб, рыбец) движутся по новейшим пойменным магистралям Днепра.
Дата добавления: 2016-11-29; просмотров: 1983;