Основные периоды развития музыкальной культуры Древней Греции.
Р.И.Грубер выделяет следующие периоды развития музыки Античной Греции: музыкальная культура догомеровской Греции, культура гомеровской (архаической) Греции, культура переходного периода (VIII—VI вв. до н.э.), музыкальная культура классической Греции (период Афинской гегемонии), культура эллинистического периода.
Музыкальная культура догомеровской Греции (до 11 тыс. до н. э.) представлена большей частью памятниками крито—микенской культуры. Самые древние типы музыки в ней представлены хоровым и сольным пением без участия музыкальных инструментов (сведения о таких типах пения содержатся в героическом эпосе). В более позднее время, о котором мы уже можем судить по сохранившимся изображениям, демонстрируют широкое распространение музыкальных инструментов; сцен с участием музыкантов, хороводных плясок, шествий с музыкальными инструментами: лирой, авлосом (тип гобоя), систром (рамная погремушка), распространившимся в Древнюю Грецию из Египта вместе с культом богини Исиды.
Рис. 1. Египетский систр
Музыкальная культура того времени носила ярко выраженный синкретический характер, развивалась в неразрывной связи с движением (танец, пантомима), словом, обрядом, мифом. Различные типы песне-танцев, часто сопровождаемые духовыми инструментами, были распространены в античной Греции. Особо упоминаются гипорхемы – песне-танцы, более похожие на пантомиму, военный танец пиррихий. Платон считал, что этот танец «подражал тому, как человек спасается от ударов метательного оружия врага, бросается в сторону, отступает, прыгает вверх и нагибается к земле». Аристоксен же характеризовал его как военный танец, его «использовали юноши в вооружении, быстрота же требуется на войне, как победителям, так и побеждённым нужно “поспешно бежать, не стыдясь своей трусости”».
В гимнопедиях воспроизводились элементы гимнастических упражнений, даже торжественный пэан — гимн богу Аполлону, изначально бытовал как песне-танец. Аристоксен отмечал сходство гимнопедии и эммелии — главного танца, употребляемого в трагедии (отмечал их суровость и неторопливость), а гипорхему сравнивал с главным танцем комедии — кордаксом (далее подробно).
Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 457;