Оперативные учеты и информационные системы, как основные формы и источники информационного обеспечения ОРД ОВД.
В теории оперативно-розыскной деятельности понятие оперативного учета трактуется как система сбора, классификации, регистрации и хранения данных о лицах, предметах и нераскрытых преступлениях по их признакам, предназначенной для эффективного информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел и их оперативных подразделений в целях предупреждения, раскрытия, расследования преступлений, розыска скрывшихся преступников и иных категорий разыскиваемых лиц[13].
Не вдаваясь в дискуссию о понятии оперативного учета, отметим, что их содержание должна составлять не только информация о лицах, предметах и нераскрытых преступлениях, но и оперативно-значимые сведения, собираемые и используемые в качестве средства решения или обеспечения решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Наличие оперативного учета позволяет систематизировать обширный перечень сведений, содержащийся в различных источниках и создать условия для их использования в борьбе с преступностью не одним, а многими оперативными подразделениями. Его значение состоит в том, что сконцентрированные в нем сведения способствуют более эффективному решению задач, возложенных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» на оперативные подразделения горрайлинорганов внутренних дел: выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений, установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществления розыска различной категории лиц, установления имущества, подлежащего конфискации и др.[14].
Специфика оперативного учета заключается в первую очередь в том, что основные, содержащиеся в нем сведения, имеют строго конфиденциальный характер, а его пользователями являются строго ограниченный круг должностных лиц – сотрудников оперативных служб, являющихся субъектами оперативно-розыскной деятельности.
Сведения, сосредоточенные в оперативном учете находят отражение в различных носителях информации: в делах оперативного учета; журналах; картотеках; списках; в лицевых счетах; информационно-поисковых картах; специализированных автоматизированных информационно-поисковых системах, универсальных автоматизированных банках данных и других носителях информации.
В общих чертах оперативный учет можно рассматривать в виде определенной системы, включающей установленный порядок расположения и связи, входящих в него объектов, составления носителей сведений о них, организации сбора (накопления), хранения и выдачи таких сведений пользователям, а также уровней его ведения, с позиций охвата определенной территории (страны, края, области и т.д.).
В настоящее время в органах внутренних дел на всех уровнях управления функционируют более ста различных учетов.
Весь массив информации, сосредоточенной в учетах ГРЛОВД, можно разделить на три группы: лица; события и факты; предметы и вещи. В основе каждой группы лежат определнные признаки объекта, позволяющие его идентифицировать.
Объектами 1-ой группы, подлежащими оперативному учету являются:
· особо опасные рецидивисты;
· преступники-гастролеры;
· лица, взятые на контроль по делам оперативного учета;
· ранее судимые лица;
· лица, осужденные условно, или те, в отношении которых избрана такая мера пресечения, как отсрочка исполнения приговора;
· лица, привлеченные к административной ответственности;
· иные лица.
Объектами 2-ой группы, подлежащими оперативному учету, являются:
· зарегистрированные преступления, независимо от того, раскрыты они или нет, и относящаяся к ним информация справочного и оперативно-розыскного характера (об установленных и подозреваемых лицах, их приметах, обстоятельствах и способах совершения преступления и т.д.);
· информация, поступившая из конфиденциальных источников и сосредотачиваемая в делах оперативного учета.
Объектами 3-ей группы, подлежащими оперативному учету являются:
· орудия совершения преступления;
· огнестрельное оружие, находящееся в законном пользовании граждан и организаций, а также похищенное (при этом разыскиваемое учитывается отдельно);
· разыскиваемые предметы, вещи и документы, служившие предметом преступных посягательств, а также обнаруженные и изъятые, принадлежность которых не установлена[15].
Перечисленные виды учетов[16] регламентируются ведомственными подзаконными нормативными актами. Их можно разделить на три блока: 1) оперативные учеты; 2) централизованные оперативно-справочные, экспертно-криминалистические, розыскные учеты, криминалистические коллекции и картотеки; 3) криминологические, профилактические, административные (на местном уровне).
Каждый из блоков может быть представлен по уровням его формирования в конкретных структурах ГРЛОВД:
- Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) МВД России – федеральный уровень;
- ЗИЦ МВД, ГУВД, ИЦ УВД субъектов РФ – региональный уровень;
- ОВД районов, городов, линейные ОВД на транспорте – местный уровень.
В горрайлинорганах внутренних дел, исходя из потребностей практики ведутся картотеки лиц, представляющих оперативный интерес для этих органов: разыскиваемых по ориентировкам других органов внутренних дел, освобожденных из мест лишения свободы, психических больных, представляющих опасность для окружающих, хронических алкоголиков, наркоманов и др. Картотека на такую категорию лиц формируется из алфавитно-справочных карточек (АСК) и ведется в алфавитном порядке по фамилиям.
Учет данной категории лиц способствует организации осуществления оперативного наблюдения за ними, изучения их образа жизни, выявления причин, условий, побудительных мотивов их преступной деятельности. Все эти сведения позволяют оперативным работникам принимать соответствующие меры для пресечения подготавливаемых преступлений, документировать действия проверяемых и разрабатываемых лиц о причастности их к подготовке или совершению преступлений, осуществлять при необходимости их розыск.
Вторую группу лиц, представляющих оперативный интерес, образуют лица, оказывающие содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел в борьбе с преступностью на конфиденциальной основе.
Лица, сотрудничающие с оперативными подразделениями органов внутренних дел на конфиденциальной основе, берутся на оперативный учет в следующих целях:
· собирания и систематизации поступающей от них информации;
· определения их возможностей по выполнению специальных заданий и поручений, касающихся изобличения в преступной деятельности лиц, проверяемых и разрабатываемых по делам оперативного учета;
· установления иных лиц, причастных к совершению преступлений;
· негласного сбора данных, имеющих доказательственное значение по уголовным делам;
· оказания иного содействия в проведении оперативно-розыскных мероприятий;
· обеспечения их личной безопасности и безопасности членов их семей, правовой и социальной защиты;
· анализа данных об их расстановке, движении, количественном и качественном составе.
Анализ практики свидетельствует, что непосредственно в горрайлинорганах внутренних дел повсеместно ведутся следующие картотеки:
· нераскрытых преступлений, зарегистрированных на обслуживаемой территории;
· похищенных бесхозных, изъятых вещей и имущества;
· учета огнестрельного оружия (включая охотничье), находящегося во владении у граждан по разрешению органов внутренних дел.
Картотека нераскрытых преступлений формируется из карточек справочного характера на нераскрытое преступление. Содержащиеся в таких карточках сведения позволяют проверять на причастность к этим преступлениям лиц, доставленных в органы внутренних дел, задержанных и арестованных за другие правонарушения, могут помочь выявлять преступления, совершаемые аналогичным способом, одним и тем же лицом (лицами) и т.п.
Картотека похищенных бесхозных и изъятых вещей и имущества (автотранспортных средств, скота, оружия, антиквариата и т.п.) также дает возможность проверять вещи изъятые у задержанных на предмет их принадлежности, использовать ее для проверки сообщений негласных сотрудников о наличии у разрабатываемых тех или иных вещей и предметов, связанных с криминальными событиями и т.п. Такая картотека состоит из справочных карточек, содержащих возможно подробные сведения об указанных предметах, вещах, имуществе.
В информационных центрах МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации ведется:
· учет преступлений и правонарушений, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также в отношении них;
· учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск;
· учет похищенных и изъятых номерных вещей и документов;
· учет преступлений и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении;
· учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;
· учет утраченного или выявленного огнестрельного оружия и иного вооружения;
· учет разыскиваемых транспортных средств; и др.
В экспертно-криминалистический подразделениях ведется также ряд картотек и коллекций, хотя и не входящих в учеты, но широко используемых в оперативных целях.
Сведения, содержащиеся в вышеперечисленных учетах находят повсеместное применение при решении различных задач оперативно-розыскной деятельности.
В настоящее время в ИЦ и ГИАЦ МВД России созданы и успешно функционируют ряд автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) и автоматизированных банков данных (АБД) оперативно-розыскного назначения, функционирующих как на региональном, так и на федеральном уровнях:
* автоматизированная информационно-поисковая система учета пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности (АИПС «ФР-Опознание»);
* автоматизированная информационная система учета лиц, объявленных в федеральный розыск (АИС «ФР-Оповещение»);
* автоматизированная информационно-поисковая система учета утраченного или выявленного огнестрельного оружия (АИПС «Оружие-МВД»);
* автоматизированная информационная система учета разыскиваемых трансортных средств (АИПС «Автопоиск»);
* автоматизированная информационно-поисковая система учета похищенных предметов, имеющих культурную ценность (АИПС «Антиквариат») и др.
Помимо названных, в указанных выше целях находят применение АИДС, предназначенные для пофамильного и дактилоскопического учета осужденных, АИС «Криминал-И», для учета правонарушений и преступлений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства, АИПС «Вещь», содержащая сведения о похищенных и изъятых номерных вещах, документах, ценных бумагах общегосударственного обращения и некоторые другие автоматизированные системы.
Кроме перечисленных АИПС и АИС на уровне ГИАЦ МВД России создан и функционирует автоматизированный банк данных оперативно-розыскного назначения – «АБД-Центр». Весь массив этого банка данных формируется на основе сведений, накопленных в ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ.
Следует, конечно, иметь ввиду, что содержание информации, находящейся в АБД представляет и будет иметь оперативно-розыскное значение при условии постоянного ее обновления, пополнения (накопления), своевременного изъятия не нужных, устаревших сведений и данных, возможностей быстрого получения ее заинтересованными пользователями.
Формирование и ведение банков данных ИБД-Р и ИБД-Ф в ИЦ и ГИАЦ МВД России осуществляется на основе идеи интеграции локальных банков оперативной информации, суть которой заключается в том, что значимые для решения задач оперативно-розыскной деятельности сведения могут быть рассосредоточены по различным источникам, и их отсутствие в одном каком-либо информационном массиве еще не означает их полного отсутствия. Интеграция – это, по существу, расширение информационного пространства за счет объединения различных и разрозненных массивов информации, что конечно, уже само по себе увеличивает мощность ведущихся информационных банков, т.е. повышает вероятность получения сведений, представляющих оперативный интерес, хотя автоматически и не гарантирует этого.
Необходимо иметь ввиду, что любая информационная система может дать только те сведения, которые в ней содержатся, и ничего более того. Дать каких-либо новых знаний она не может принципиально. То новое знание, которое может быть получено на основе содержащейся в банке данных информации – это результат деятельности не машины, а человека – пользователя, выражающийся в характере запроса, т.е. в постановке задачи, а также возможностей программного обеспечения, определяющего способы манипулирования с введенными в БД единицами информации. Поэтому все зависит от программы ЭВМ и мощности БД.
Между любыми объектами учета могут существовать явные или скрытые связи. Существующее и используемое в ГРЛОВД программное обеспечение позволяет выявлять эти связи и анализировать их, иногда на значительную глубину (до 50 объектов учета). Конечно, сама возможность установления таких связей, т.е. эффективность банков данных, во многом зависит от качества заполнения документов первичного учета, от занесения в них достаточно полных сведений об объектах учета и их связях.
Наличие единых автоматизированных банков оперативно-розыскной информации освобождает оперативные подразделения от многократного обращения к различным учетам отраслевых служб для поиска и проверки нужных сведений, повышает оперативность и качество принимаемых решений по реализации оперативной информации. Они позволяют осуществлять как инициативно (соответствующими специализированными подразделениями), так и по заданиям отраслевых служб системный анализ интегрированных данных и подготовку решений по их дальнейшему использованию по наиболее сложным межотраслевым и межрегиональным преступлениям.
Исходя из содержания хранимых в указанных банках сведений, их формирование и использование нуждается в очень жестком нормативном регулировании как на законодательном, так и на ведомственном уровнях.
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 713;