СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона об ОРД «На должностных лиц органов осуществляющих ОРД, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят».
Социальная и правовая защита должностных лиц, участвующих в борьбе с преступностью, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в порядке, установленном Правительством РФ.
Социальная защитавключает в себя систему льгот, материального обеспечения и обслуживания сотрудников оперативных подразделений и членов их семей при выходе на пенсию, в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, гибели и др.
Нужно заметить, что меры социальной защиты определены в федеральных законах, регламентирующих деятельность органов, осуществляющих ОРД (например, в Федеральных законах «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности», «О государственной охране», «О внешней разведке» и др.), и ведомственных нормативных актах.
Правовая защитапредставляет собой совокупность правовых норм, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, охрану чести и достоинства должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, и членов их семей в связи с выполнением указанными должностными лицами своих профессиональных обязанностей.
Такие правовые нормы содержатся в различных отраслях права. Так, например, в УК РФ имеются статьи, предусматривающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность (ст. 317), за оскорбление представителя власти (ст. 319), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320), вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность лица, производящего дознание (ч. 2 ст. 294), клевета в отношении лица, производящего дознание (ч. 2 ст. 298) и др.
В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению работника полиции (ст. 19.3), невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (ст. 12.25) и др.
Существуют и другие нормативные акты, определяющие гарантии социальной и правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.
К специальным мерам правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, согласно Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. Федерального закона от 08.12.2011 г. № 424-ФЗ) можно отнести:
ü предоставление личной охраны, охраны жилища и имущества;
ü выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
ü временное помещение в безопасное место;
ü обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
ü перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы);
ü переселение на другое место жительства;
ü замена документов, изменение внешности и т.д.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 16 Федерального закона об ОРД «Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.
Должностное лицо, уполномоченное на осуществление ОРД, в ходе проведения ОРМ подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом».
Таким нормативным закреплением комментируемый Закон предоставляет органам, осуществляющим ОРД, и их должностным лицам определенную оперативно-разыскную самостоятельность. Хотя положения ч. 2 и 3 ст. 16 Федерального закона об ОРД не определяют достаточно четко пределы самостоятельности субъектов ОРД, все-таки их анализ позволяет заключить, что ее границы определяются требованием законности действий оперативных подразделений и их жесткой дисциплинарной подчиненностью. При этом никто (имеется ввиду ни должностные лица, ни какие-либо органы государства, прямо не уполномоченные на то федеральным законом), не вправе вмешиваться (т.е. давать какие-либо указания, поручения, препятствовать выполнению действий и др.) в законные действия должностных лиц органов, осуществляющих ОРД. Но если действия этих лиц носят незаконный характер, то вмешательство вполне допустимо и необходимо, а пресечение таких противоправных действий осуществляется в соответствии с действующим законодательством (уголовным, уголовно-процессуальным, административным и др.).
В комментируемой статье сложным, с практической точки зрения, остается вопрос о вмешательстве начальников в законные действия им подчиненных сотрудников и оперативных подразделений. С одной стороны, специфика ОРД такова, что большинство своих действий оперативный работник должен согласовывать с непосредственным и прямым начальником, а ряд мероприятий (например, оперативное внедрение, оперативный эксперимент и др.) проводить только с их разрешения. С другой стороны, на практике нередко возникают ситуации, когда руководитель требует от оперативного работника прекратить или отказаться от осуществления каких-либо ОРМ, проводимых на законных основаниях. В таких случаях он может руководствоваться, например, тактическими соображениями. Поэтому, если требования начальника не противоречат закону, то оперативный работник обязан выполнить указание, хотя за ним и остается право обжаловать действия вышестоящему прямому начальнику. Если же начальник отдает приказ или указание, противоречащие закону, то оперативный работник должен руководствоваться законом. При этом не имеет значения в какой форме, устной или письменной, поступил приказ или указание.
Исходя из этого можно сделать вывод, что оперативный работник по отношению к своему прямому или непосредственному начальнику обладает ограниченной самостоятельностью в принятии решений или осуществлении отдельных ОРМ.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона об ОРД «При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга». Иными словами, Закон об ОРД допускает совершение оперативными работниками и лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим ОРД, действий, являющихся объективно правомерными. В этом проявляется особый правовой статус данных органов, который закреплен не только в Законе об ОРД, но и в других нормативных актах. Так, согласно п. 9 ст. 18 Закона «О полиции» сотрудники полиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный гражданам и организациям при применении в предусмотренных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Законодатель, регулируя деятельность правоохранительных органов по борьбе с отдельными видами преступных проявлений, особо обращает внимание правоприменителей на возможность правомерного причинения вреда охраняемым отношениям. Например, принимая во внимание повышенную общественную опасность терроризма законодатель в ст. 22 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» считает, что лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Российской Федерации, являются правомерными. Соответственно лица, допустившие вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также другим правоохраняемым интересам освобождаются от ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Названные правовые положения находятся в полном соответствии с уголовным законодательством и согласуются с такими уголовно-правовыми институтами, как необходимая оборона (ст. 37 УК РФ), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ), крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ), обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) и др.
Федеральный закон об ОРД предусматривает возможность льготного исчисления выслуги для назначения пенсии должностным лицам, осуществляющим ОРД. Так, согласно ч. 5 ст. 16 комментируемого Закона «Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определенном Правительством РФ».
В настоящее время отсутствуют какие-либо постановления Правительства РФ, определяющие конкретный порядок исчисления выслуги лет сотрудникам, выполняющим специальные задания в организованных преступных группах. Вместе с тем, учитывая повышенную общественную опасность организованной преступности, коррупции, терроризма, экстремизма и связанных с ними криминальных проявлений, законодатель предусмотрел дополнительные гарантии правовой и социальной защиты должностных лиц правоохранительных органов, участвующих в борьбе с организованной преступностью, коррупцией, экстремизмом и терроризмом. Так, согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 417) в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за один и одну треть месяца в подразделениях органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, противодействие экстремизму, – с 6 сентября 2008 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 125); один день службы за три дня – время непосредственного участия в контртеррористической операции – на основании приказов, издаваемых начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или утвержденных руководителем контртеррористической операции (пп. «е» введен Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 651); один день службы за полтора дня – время военной службы (службы) в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом. Аналогичные положения нашли свое отражение в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 г. № 197-ФЗ). Согласно ст. 23 комментируемого Закона «Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях – из расчета один день службы за три дня» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 г. № 321-ФЗ).
Вопросы, касающиеся предоставления дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации регламентируются Постановлением Правительства РФ от 09.02.2004 г. № 65.
В ч. 6 ст. 16 Федерального закона об ОРД говориться, что «Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих ОРД». По смыслу данной статьи органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право самостоятельно устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, в целях формирования и укрепления профессионального ядра сотрудников, привязанности их к работе в определенных регионах, дополнительного стимулирования их труда, создания надлежащих условий для выполнения своих функциональных обязанностей и др. При этом виды социальной защиты могут быть самыми разнообразными, но нормативные акты, их регламентирующие, не должны противоречить федеральным законам.
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 395;