Основания гражданско-правовой ответственности
Гражданско-правовая ответственность может быть применена только при наличии соответствующих оснований. Различают два вида таких оснований: 1) юридические (нормативные) и 2) фактические.
К юридическим (нормативным) основаниям относится конкретная норма нормативно-правового акта или положение договора, в которых закреплена характеристика правонарушения и предусмотрена соответствующая мера ответственности за его совершение.
Фактическим основанием возникновения гражданско-правовой ответственности выступает юридический факт – гражданское правонарушение. Совокупность признаков, необходимых и достаточных для квалификации деяния в качестве правонарушения, – это состав правонарушения[434]. Его принято расчленять на составные элементы, которые именуются условиями гражданско-правовой ответственности.
Условиями гражданско-правовой ответственности являются:
1) наличие противоправного поведения,
2) наличие вредных последствий,
3) наличие причинной связи между противоправным поведением нарушителя и наступившими вредными последствиями,
4) наличие вины нарушителя.
Противоправное поведение представляет собой нарушение требований законодательства, договора, обычаев делового оборота, правил деловой этики, а в отсутствие установленных норм и правил – требований разумности. Такое нарушение может выражаться как в форме активных действий нарушителя, например, поставка продукции ненадлежащего качества, так и, наоборот, в форме бездействия. Последнее представляет собой несовершение конкретного действия, которое предписывалось субъекту, вменялось ему в обязанность[435]. Противоправным бездействием является бездействие поставщика, обязанного поставить продукцию по договору поставки, бездействие хранителя, обязанного принять меры, обеспечивающие сохранность вещи по договору хранения, и т.п.
Вредные последствия противоправного поведения нарушителя могут выражаться как в уничтожении, повреждении имущества, так и в умалении, ином нарушении личных неимущественных благ. Эти последствия приобретают форму убытков, вреда, морального (неимущественного) вреда.
Понятия «имущественный вред» и «убытки» используются в основном как синонимы[436]. При этом убытки рассматриваются в качестве денежной оценки имущественного вреда.[437] Детальная характеристика понятия убытков дана в следующем вопросе данной темы, посвященном формам гражданско-правовой ответственности.
Моральный вред является самостоятельным видом вреда и возмещается независимо от вреда имущественного. Расположение норм о возмещении морального вреда в книге I «Общие положения» ГК Украины свидетельствует об изменении законодательного подхода к основаниям возмещения морального вреда: теперь такой вред может возмещаться не только при наличии внедоговорного нарушения (деликта), как было предусмотрено в ГК УССР, а и в случае нарушения договора.
Содержание и правила возмещения морального вреда определены в ст. 23 ГК Украины. В отношении физического лица моральный вред может заключаться в:
1) физической боли и страданиях, которое лицо испытало в связи с увечьем или другим повреждением здоровья;
2) душевных страданиях, которые лицо испытало в связи с противоправным поведением в отношении него самого, членов его семьи и близких родственников,
3) душевных страданиях в связи с уничтожением и повреждением имущества;
4) унижении чести, достоинства и деловой репутации.
Таким образом, моральный вред может возмещаться человеку вследствие нарушения его как неимущественных, так и имущественных прав.
Применительно к юридическим лицам законодатель также использует понятие «моральный вред» (ст. 23 ГК Украины). Однако, как правильно отмечается в литературе,в этом случае более удачно использовать другой термин – «неимущественный вред» и вкладывать в него содержание, характеризующее неимущественные потери относительно юридических лиц[438]. Согласно ч. 2 ст. 23 ГК Украины основанием для возмещения морального вреда юридическим лицам является унижение его деловой репутации. Оно может иметь место в результате распространения о юридическом лице недостоверной информации либо неправомерного использования его деловой репутации в виде использования известной торговой марки, фирменного наименования и т.п. В литературе такой вред называется «репутационный вред».
Форма возмещения морального вреда может быть денежной, натуральной либо иной, например, в виде предоставления путевки в санаторий для восстановления здоровья.
Размер денежного возмещения морального вреда определяется судом. Минимальный и максимальный размер морального вреда в гражданском законодательстве не предусмотрен. В качестве критериев определения его размера выступают: характер правонарушения, глубина физических и душевных страданий, ухудшение способностей потерпевшего или лишение его возможности в их реализации, степень вины причинителя вреда, другие обстоятельства.
Причинная связь – как третье условие применения гражданско-правовой ответственности – представляет собой объективную взаимосвязь между противоправным поведением нарушителя и наступившими последствиями, где первое явление непосредственно обусловливает и порождает наступление второго. Иначе говоря, для применения гражданско-правовой ответственности необходимо установить тот факт, что причиненные убытки, имущественный или моральный вред явились результатом именно противоправных действий или бездействий нарушителя. Например, для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья в результате предоставления некачественных медицинских услуг, следует доказать, что причиной повреждения здоровья выступает факт предоставления медицинских услуг, а не иные обстоятельства, в частности, причинение телесных повреждений в результате драки.
Под виной в теории гражданского права понимается психическое отношение нарушителя к совершенному им правонарушению и его последствиям. Законодатель связывает вину лица с непринятием всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению обязательства (ч. 1 ст. 614 ГК Украины).
В отличие от трех предыдущих условий ответственности, являющихся объективными элементами правонарушения, вина характеризует его субъективную сторону. Различают две формы вины: умысел и неосторожность (ч. 1 ст. 614 ГК Украины). В гражданском законодательстве критерии их разграничения не определены.
Умысел означает осознание нарушителем противоправности своего поведения, предвидение его негативных последствий и прямое желание или допущение их наступления. Неосторожность, в свою очередь, подразделяется на простую и грубую. Простая неосторожность предполагает, что нарушитель не осознавал противоправности своего поведения и не желал наступления негативных последствий, однако объективно должен был их предвидеть. В случае грубой неосторожности нарушитель предвидел негативные последствия своего поведения, однако, относился к ним безразлично или самонадеянно пытался их избежать[439].
Форма вины по общему правилу не имеет значения для применения гражданско-правовой ответственности. Это значит, что при любой форме вины нарушителя причиненный им вред возмещается в полном объеме. Вместе с тем в отдельных, прямо предусмотренных законом случаях, деление вины на умысел и грубую или простую неосторожность имеет существенное значение. Так, по договору хранения хранитель отвечает за утрату (недостачу) или повреждение вещи после окончания срока хранения лишь при наличии его умысла или грубой неосторожности (ч. 3 ст. 950 ГК Украины).
Применительно к нарушителям – юридическим лицам нормы ГК Украины не устанавливают особенностей определения их вины. Согласно ст. 1172 ГК Украины, юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении им своих трудовых (служебных) обязанностей. Предпринимательские общества, кооперативы возмещают вред, причиненный их участником (членом) при осуществлении им предпринимательской или другой деятельности от имени общества либо кооператива. Таким образом, вина юридических лиц выражается в виновном поведении его должностных лиц, рабочих и служащих, осуществляющих деятельность юридического лица в пределах установленных для них служебных прав и обязанностей.
В гражданском праве, в отличие от уголовного, существует презумпция виновности правонарушителя. Она означает, что лицо считается виновным в совершении гражданского правонарушения, пока не докажет отсутствие своей вины. Согласно ч. 2 ст. 614 ГК Украины отсутствие своей вины доказывает лицо, нарушившее обязательство. При этом чтобы освободить себя от ответственности это лицо должно доказать, что предприняло все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства.
Без учета вины нарушителя гражданско-правовая ответственность наступает только в исключительных случаях, специально указанных в законе. Так, независимо от вины нарушителя возмещается вред, причиненный источником повышенной опасности (ст. 1187 ГК Украины). Моральный вред подлежит возмещению независимо от вины его причинителя в следующих случаях: 1) вред причинен увечьем, другим повреждением здоровья или смертью физического лица вследствие действия источника повышенной опасности, 2) вред причинен физическому лицу вследствие его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве предупредительного средства содержания под стражей или подписки о невыезде, незаконного задержания, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, 3) в других случаях, установленных законом (ст. 1167 ГК Украины).
Немаловажное значение для применения гражданско-правовой ответственности имеет и учет вины потерпевшего лица в причинении ему вреда. Если его вина выражается в форме умысла, то причиненный потерпевшему вред не возмещается. Если же грубая неосторожность потерпевшего способствовала возникновению или увеличению вреда, то в зависимости от степени вины потерпевшего размер возмещения уменьшается, если другое не установлено законом (ст. 1193 ГК Украины).
Дата добавления: 2019-09-30; просмотров: 471;