Вопрос 3. Использование теорий личности в процессе консультирования женщин


Ещё в середине ХХ в. феминистские авторы обратили внимание на то, что

большинство теорий личности в действительности являются теориями мужской личности. В основе их лежат патриархальные, фаллоцентрические взгляды, и их терапевтическое влияние на личность женщины разрушительно. С их точки зрения, психоанализ, созданный в целях психотерапии, дал псевдонаучное обоснование неполноценности женщины и при этом вышел далеко за пределы целей его создателей. Исходная установка психоанализа - принятие личности мужчины и его эмоциональной жизни в качестве нормы человеческой личности, а личности и эмоциональной жизни женщины как патологии - это неполноценные мужчины, представляющие собой таинственное отклонение от нормы. «Анатомия - это судьба», - утверждал З. Фрейд. Из его теории следовало, что движущей силой психического развития женщины является зависть к мужчине, его пенису, обусловливающая три пути развития, - истерию, мужеподобие или нормальную женственность; а в качестве критериев нормы личностного развития женщины выступают пассивность, отсутствие чувства справедливости, зависть, слабый социальный интерес, репродуктивная деятельность. Позже З. Фрейд заявлял, что в действительности никогда не понимал женской психологии, но эти его слова восприняты как упрёк женщине за её алогичность и непредсказуемость.

Психоаналитики К. Хорни (единственная женщина, чьё имя значится среди основателей теории личности) и Э. Дойч подвергли критике теоретические основы фрейдистского понимания женской личности и движущих сил её развития. Они заявили, у зрелой здоровой женщины может появиться зависть к доминирующему социальному статусу мужчины как следствие переживания своего собственного подчинённого положения. Это зависть к более широкому выбору возможностей самореализации у мужчин, одобряемых и поощряемых обществом, но отнюдь не зависть к пенису.

К. Гиллиган дала исчерпывающий критический анализ маскулинных концепций зрелости, указав на поэтапный отказ женщине в возможности успешного, социально одобряемого развития, и отметила, что зрелость, понимаемая исследователями-мужчинами как очередной этап индивидуализации, личной автономии и индивидуального успеха, продолжает находиться в глубоком теоретическом противоречии с женственностью. Она также проанализировала три маскулинные концепции морали (З. Фрейда, Ж. Пиаже и Л. Кольберга) на предмет отражения процесса морального развития женщины и заявила о несправедливости определения женского морального развития как производного, отклоняющегося и ущербного. C. Gilligan обнаружила, что моральное развитие женщин сосредоточивается на совершенствовании знания близости, взаимосвязи и заботы и показала новую линию психологического развития обоих полов. Торжество отделения, автономии, индивидуализации и естественного права реализуется в морали права и невмешательства, наиболее адекватной с точки зрения мужчин. Женщинам, ориентированным на взаимоотношения, взаимозависимость, проявление заботы, ближе мораль ответственности.

Ученики З. Фрейда (К. Юнг, О. Ранк, М. Кляйн и др.) в основном разделяют его взгляды на роль женщины. К.Г. Юнг обратил внимание на очевидную для мужчин особенность женщины: «Знающие люди соглашаются с тем, что мужчины ничего не понимают в психологии женщины, какова она реально, но поразительно, насколько женщины не знают сами себя». Согласно Юнгу, мужская душа отлична от женской: на сознательном уровне это отличие между мужской и женской персоной, основанное на культурных нормах и ролевых различиях; на бессознательном - это отличие архетипов: Анимы - для мужчины и Анимуса - для женщины. Чем больше женщина обращается к бессознательному, к Анимусу, тем больше в ней развиваются качества, которые считаются мужскими,- независимость, сила, активность, решительность. Если этого не происходит и женщина не принимает бессознательную мужскую сторону своей личности, то она будет проецировать её на других людей.

Ещё один представитель психоанализа, А. Адлер сделал важный для современных исследователей вывод: «Девочка приходит в мир со звучащими в её ушах предрассудками, предназначенными для её порабощения и искажения её веры в собственную ценность, уничтожение уверенности в себе, разрушения её надежд. Очевидные преимущества мужчин в обществе создают значительные искажения в психическом развитии женщины».

В. Райх разработал теорию подавления сексуальности и необходимости «сексуальной свободы», закрепив за женщиной более низкий социальный и сексуальный статус, чем за мужчиной. Как и З. Фрейд, он обнаруживает подавление сексуальных потребностей в основе каждого случая невроза или психоза. Созвучную позицию занимает Г. Маркузе. Ф. Чеслер указывает, что «Райх опасен или, безусловно, ограничен, когда он или его приверженцы романтизируют сексуальность, исключая все другие стороны жизни человека» (pslib.org.ua/books/nahem01/txt09.htm).

Применяемая в целях оздоровления личности женщины «концепция внутреннего пространства в соматической организации женщины» Э. Эриксона сводится к тому, что «соматическая организация женщины включает «внутреннее пространство», предназначенное для вынашивания потомства избранных мужчин, т. е. её биологические, психологические и этические обязательства заключаются в проявлении заботы о будущем человека - о детях». По выражению Ф. Зелл, одного из директоров Нью-Йоркского женского консультационного центра, «традиционные психотерапевты сохраняют сексистский стереотип, что находит своё выражение в признании ими мужской самоуверенности и женской заботы о детях. Преследуется цель избавить женщину от раздражительности, чувства соперничества и прямолинейности, побудить её к превращению в чрезвычайно обольстительное, жизнерадостное и беззащитное создание. Вместо поддержки стремления женщин стать полноценными личностями они получают от традиционного психотерапевта такие советы, которые вызывают у них чувство вины из-за попытки выйти за рамки того, что считается свойственным женщине» (pslib.org.ua/books/nahem01/txt09.htm).

Н. Вайсстайн в статье «Ребенок, кухня, церковь в качестве научного закона: психология конструирует женщину», пишет: «Новейшие методы помощи - а именно групповая терапия, гештальт-терапия и так называемая гуманистическая психология - не предпринимают никакой прямой или косвенной критики укоренившихся идей о превосходстве мужчин. Напротив, они всячески укрепляют существующее неравенство женщин».

Во II половине ХХ в. появились бесполые, т.е. универсальные психотерапевтические концепции личности, - в рамках теории трансактного анализа и техники социального переучивания Э. Берна, гештальт-терапии Ф. Перлса, психодрамы Дж. Морено и др. Они успешно применяются современными специалистами в целях понимания личности и оздоровления психики, как мужчин, так и женщин.

В настоящее время в целях психологической помощи активно используются социально-психологические модели развития женской личности, представленные в произведениях устного народного творчества (Ефимкина Р.П., 2003) и художественной литературы (Трофимова Е.И, 2001).

Резюме:

1) гендерная чувствительность - это учёт особенностей гендерной эмики, т.е. социального положения женщин и мужчин, распространённых социальных установок, ролей и стереотипов, регулирующих поведение индивидов мужского и женского пола в российском обществе;

2) гендерочувствительное психологическое консультирование позволяет клиентам разрешать проблемы гендерной социализации, в частности, разновидные внутриличностные гендерные конфликты, а также корректировать негативные тенденции формирования гендерной идентичности;

3) консультанту важно понимать, чем именно феминистская картина мира отличается от патриархальной; владеть методикой анализа содержания «гендерной картины мира» клиента; учитывать то, что большинство теорий личности в действительности являются теориями мужской личности. В основе их лежат патриархальные, фаллоцентрические взгляды, и их влияние на личность женщины может оказаться не терапевтическим, а травмирующим.

Литература

1. Белинская Е.П. Идентичность личности в условиях социальных изменений. Дисс. …д-ра психол. наук. - М, 2006.

2. Бендас Т.В. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2005.

3. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М: Академия, 2004.

4. Ефимкина Р.П. Социально-психологическое содержание возрастных кризисов женщины в инициатических сюжетах волшебных сказок: Дисс. …канд. психол. наук. - Ярославль, 2003.

5. Женщина в обществе: мифы и реалии. Сб. ст. /под ред. Круминг Л.С. - М: Информация-ХХI век, 2001.

6. Ижванова Е.М. Развитие поло-ролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах: Автореф. дисс. …канд. психол. наук. - МГУ, 2004.

7. Кораблина Е.П. Психологическая помощь с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода женского и мужского способов существования //Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.ГУ, 1999.- Вып.3.- С.169-177.

8. Райх В. Сексуальная революция / пер. с нем. - М: ACT, 1997.

9. Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация-ХХI век, 2002.

10. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства гендерной идентичности //Вопросы психологии. - 2001. - №6. - С.3-9.

11. Феномен пола и психосоциальные проблемы клиента // Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 1999. - С.338-355.

12. Цветкова Н.А. Социально-психологическое обслуживание женщин: Учеб. пос. - Псков-М.: Логос, 2012.

13. Юркова Е.В., Клёцина И.С. Социально-психологический анализ гендерных ролей //Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клёциной. - СПб.: Питер, 2003. - C.207- 228.

Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М: Академия, 2004.



Дата добавления: 2016-10-18; просмотров: 1769;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.