Вопрос 1. Организационные условия консультирования
Пространство консультативной беседы
Ю.Е. Алешина (1993) следующим образом описала пространство консультативной беседы. Необходим уютный кабинет или специально отгороженная часть пространства внутри большого помещения в одном из углов. Желателен стол, на котором можно было бы при необходимости вести запись. Но большой стол может стать помехой, воспринимаясь как барьер. Часы на столе или на стене - важный атрибут, напоминающий, что необходимо работать активно.
Клиента желательно посадить спиной к двери, ограничив его поле зрения, максимально сосредоточив на консультанте. Идеальный вариант взаимного расположения психолога и клиента - напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но при желании мог бы отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, чтобы свободно встать или сесть на свое место.
R. May (1968) употребляет понятие «геометрия любви». Если консультант и клиент сидят на противоположных сторонах стола, то между ними сохраняется социальная дистанция, и атмосфера консультирования будет, вероятно, официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция - стол служит барьером общению. Благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту доступна вся невербальная информация, исходящая от клиента, кроме того, он может менять (и позволяет менять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования или при изменении консультативного контакта. Расположение друг против друга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества. Дистанция между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен «личного пространства». Личное пространство изменяется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Из-за неправильно выбранной дистанции в консультировании (например, несоразмерность социального или возрастного аспекта личного пространства) некоторые темы вообще не могут быть затронуты. С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического прикосновения к клиенту. Прикосновение означает очень близкий, интимный контакт.
Исследования Holroyd и Brodsky (1977) показали, что около половины опрошенных психотерапевтов полагают, что физический неэротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он уместен при:
- консультировании социально и эмоционально незрелых клиентов;
- консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких;
- стремлении продемонстрировать эмоциональную поддержку.
Однако очень трудно установить границу, где физический неэротический контакт приобретает характер эротического. В любом случае прикосновение не должно быть использовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним.
Кабинетдолжен быть не очень большим, окрашенным в спокойные тона, уютно обставленным и не слишком вычурным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необходим стол, удобные стулья (три-четыре стула на случай приема нескольких человек, например: родители клиента, супружеская пара и т.п.). Для проведения занятий по релаксации желательно иметь кушетку. На стенах можно повесить несколько картин, на полках расположить книги, но интерьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внимание клиента. На рабочем месте не стоит держать слишком личные вещи (например, семейные фотографии) или предметы, отражающие убеждения консультанта (например, крест на стене).
Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувствовать себя безопаснее.
Иногда между консультантом и клиентом имеется посредник (например, регистратор), выполняющий вспомогательные функции. Однако роль такого человека отнюдь не второстепенна, он настраивает клиента на встречу с консультантом. Поэтому ассистент должен уметь тепло и дружески общаться, быть гостеприимным, но никогда не подменять консультанта и не вмешиваться в жизнь клиента. Он, как и консультант, обязан строго соблюдать требования конфиденциальности.
Существуют нормативы по оборудованию кабинета, например, психолога школьной психологической службы. Кабинет этот должен быть обеспечен следующим оборудованием: рабочий стол, два кресла и журнальный столик, стулья, напольное ковровое покрытие, светильники, шкаф для документации, сейф для документации с грифом «Для служебного пользования», компьютер с принтером, вспомогательные материалы (краски, кисти, фломастеры, цветные карандаши, бумага, игрушки и т. д.), телефон. В сейфе должны храниться следующие документы с грифом «Для служебного пользования»:
1. Индивидуальные карты психолого-педагогического обследования (паспорта).
2. Журнал регистрации индивидуальных консультаций (при наличии индивидуальных карт на детей в журнале регистрируются консультации педагогов и родителей).
3. Тексты тестов, ключи, материалы тестовых обследований.
4. Входная и выходная документация.
5. Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого- педагогических комиссий.
Свою консультативную работу школьный психолог фиксирует в «Журнале регистрации выполненных видов работ». Кроме этого у него должен быть письменно зафиксированный режим работы, утвержденный педагогическим советом образовательного заведения и заверенный его руководителем, журнал предварительной записи на индивидуальные и групповые консультации, журнал или картотека имеющихся методических материалов и литературы. Дополнительно рекомендуется иметь: а) список домашних телефонов всех членов педагогического коллектива; б) список специализированных центров и консультаций медико-психологического профиля, в т.ч. «Телефонов доверия».
Терапевтический климат
Терапевтический климат включает несколько эмоционально значимых компонентов. Из физических составляющих важным является оборудование места консультирования, расположение консультанта и клиента в пространстве (дистанция, манера сидеть и т.п.), структурирование времени консультирования. К собственно эмоциональным компонентам терапевтического климата относят создание атмосферы обоюдного доверия, искренность консультанта, его способность к эмпатии и безусловному уважению клиента.
Клиент входит в комнату и попадает на «территорию консультанта». Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент почувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно без излишнего напряжения.
Консультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Сам процесс консультирования на первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это может помешать возникновению терапевтически эффективного контакта.
Структурирование времени консультирования
Терапевтический климат предполагает структурирование времени. Первая встреча с клиентом должна продолжаться столько времени, сколько и все последующие встречи. Иногда первая встреча затягивается из-за необходимости ближе познакомиться с клиентом и вселяет в него надежду на нереальную продолжительность консультирования. Поэтому лучше не вызывать ложных ожиданий.
Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одного часа. Такая продолжительность не случайна. Менее продолжительная беседа заставляет нервничать и консультанта, и клиента, создавая впечатление, что они не успеют достаточно глубоко обсудить вопросы, возникшие во время встречи. Более продолжительная беседа, хотя этого иногда желает как клиент, так и консультант, слишком утомит обоих участников консультирования. Психотерапия и консультирование требуют концентрации внимания и бдительности, а, как известно, концентрацию внимания трудно сохранять более 45-50 минут. Традиционные 50 минут, регламентирующие консультативную встречу, позволяют продуктивно обсудить несколько вопросов, а затем 10 минут уделить записи основных аспектов прошедшей беседы или просто отдыху за чашечкой кофе. Это также важно при приеме нескольких клиентов подряд.
Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. George и Cristiani (1990) указывают, что беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним - около 30 минут, а с детьми старше 12 лет консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.
Продолжительность беседы консультант определяет в начале встречи. Клиент должен знать, каким временем он располагает для обсуждения наболевших проблем. Когда консультант не устанавливает продолжительности беседы, он заставляет клиента постоянно нервничать, что прием может прекратиться в любой момент. Такое манипулятивное поведение нежелательно. Пределы времени можно устанавливать самыми разнообразными способами:
- В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать Вас.
- Полагаю, что Вы могли бы начать с того, что ждете от консультирования. У нас есть 50 минут времени.
- Как бы Вы хотели использовать сегодняшнее наше время? У нас есть 50 минут.
Консультативная встреча подходит к концу, спустя почти 40 минут. Чтобы помочь клиенту лучше сориентироваться во времени, мы должны ему напомнить, что время заканчивается:
- Сегодня у нас остается около 10 минут. Что бы Вы еще хотели обсудить за это время?
Озабоченный клиент часто плохо ориентируется во времени, поэтому такое напоминание может оказаться важным.
В начале консультирования необходимо также определить общую продолжительность консультирования. Конечно, в самом начале трудно установить, сколько времени займет решение тех или иных проблем. Поэтому можно заключить с клиентом определенный контракт на 3-4 встречи, а затем окончательно решить, является ли консультативный контакт продуктивным и сколько времени может продолжаться консультирование.
В начале консультирования следует определить частоту встреч. Обычно полагают, что для установления продуктивного контакта достаточно одной-двух встреч в неделю. Если встречаться реже, становится значительно труднее ближе узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса консультирования.
Вопрос 2. Факторы межличностной коммуникации, обусловливающие эффективность помощи
1) З. Фрейд предложил держать дистанцию с клиентом, быть холодным и молчаливым, но сам не всегда этому следовал;
2) К. Роджерс в качестве оздоравливающего психику фактора указал аутентичность, т.е. подлинность, доверие к клиенту, отказ навязывать ему свои объяснения, честность, эмоциональная открытость, соразмерность усилий с обеих сторон;
3) Х. Когут и М. Гилл обосновали необходимость выражения тёплой поддержки, нейтрального анализа переноса, обоюдостороннего отказ от психологических защит;
4) Р. Мэй заявил: «…Только та истина, которая изначально пережита на всех уровнях бытия,.. обладает силой изменить человеческое существование».
Вопрос 3. Психологические феномены, работа с которыми обеспечивает достижение целей консультирования
1) перенос, шаблоны, навязчивые побуждения к повторению, что означает: клиент переносит на консультанта свои старые паттерны и копии. В «Очерках психоанализа» З.Фрейд пишет: «Задача аналитика - постоянно вырывать пациента из его иллюзии (переноса) и показывать ему снова и снова, что то, что он считает новой настоящей жизнью, является лишь отражением прошлого». Успех взаимоотношений определяют запоминание, правдивые воспоминания и понимание того, как прошлое влияет на теперешнюю жизнь человека;
2) передача человеку значимого опыта любви-«агапе», для чего необходимы конгруэнтность (искренность), эмпатия, безусловное положительное отношение (К. Роджерс);
3) ре-переживание в присутствии консультанта, на которого клиент сделал перенос, т.е. удовлетворение потребности клиента в повторном переживании событий прошлого. «Новый объект старых чувств должен быть готов обсуждать чувства и влечения клиента с интересом, объективно и без защит», - пишет М. Гилл;
4) самость, стремящаяся к удовлетворению 3-х грандиозно-эксгибицио-нистских потребностей: а) потребности быть отражённым; б) потребность в идеализации; в) потребность быть похожим на других, - которые обеспечивают полноценное развитие самости; понимание, объяснение (Х. Когут);
5) эмпатия как реакция на перенос и контрперенос: «У консультантов много своих страхов, чувств, желаний. Они вылезают в процессе психотерапии. Это нужно осознавать, понимать: что со мной происходит?..»; качество присутствия консультанта (выжидательная любезность, готовность удивляться, способность менять своё мнение, максимум энергии).
С точки зрения М. Канна, «существуют два способа по-настоящему навредить клиентам - это соблазнять их (вызывать влечение к себе или восхищение, формировать зависимость) и наказывать, пытаясь обидеть».
Дата добавления: 2016-10-18; просмотров: 2500;