Переживающих притеснение и обиду
Стоит различать ситуации, связанные с насилием, притеснением и обидой и в зависимости от выявленной разницы выстраивать стратегию психосоциальной помощи человеку.
В случае реального насилия психолог-консультант помогает осуществить пошаговое продвижение через переживание чувств, связанных со сценой насилия, при этом используется рефрейминг и механизм обратного планирования, а также метод коррекции поведения жертвы в тех случаях, где она испытывает затруднения вследствие пережитой травмы.
В случае притеснения целесообразно использовать методы снятия посттравматического синдрома и укрепления чувства уверенности в себе.
В случае, когда клиент «отравлен обидой», сначала важно понять сам механизм накопления негативных чувств. Часто это состояние возникает потому, что человек не различает границ своего «Я» и «Я» другого человека. Другой воспринимается как продолжение собственного «Я», обязанное без слов понимать, чего от него хотят, и оправдывать ожидания. В гештальт-психологии такие ситуации определяются как слияние (конфлуэнция). Здесь уместно использование девятишаговой стратегии удовлетворения взаимных претензий (авторы: Л.В. Осипова и Е.С. Улитова). Используется методика «пустого стула» и метод «проигрывания ролей», позволяющие жертве высказать неудовлетворенные потребности и накопленные обиды от своего имени и от имени ее обидчиков, признать ценность каждого из участников ее ситуации, обнаружить их отличие от себя, восстановить границы собственной личности в окружающей социальной среде.
Судя по источникам научной информации, чаще всего играют роль жертвы женщины - это самая яркая традиционно исполняемая ими роль, включающаяся в содержание множества других традиционных ролей, но с разными вариациями на одну тему - принудительное самопожертвование. Самопожертвование усваивается российской женщиной с раннего детства, особенно когда девочка воспитывается в условиях неблагополучной семьи и вынуждена принимать участие в игровом сценарии родителей. Девочка может так прочно сжиться с этой ролью, что даже начинает получать удовольствие от совершаемого над нею насилия - это означает пристраститься к страданиям (К. Хорни, Н. Норвуд).
Психологи отмечают: если даже самый родной человек на этом свете - отец позволил себе ударить дочь, то такое обращение с нею со стороны других мужчин - закономерное продолжение ее отношений с мужчинами.
В целом социально-психологический смысл женского самопожертвования в свое время наиболее точно выразила психоаналитик К. Хорни: «То, что она играла роль жертвы, кроме всего прочего, должно было также быть бессознательной мольбой о помощи». И цель этой помощи заключается в том, чтобы, «освобождая личность от внутренних подавлений, сделать ее свободной для развития ее потенциальных возможностей».
Дата добавления: 2016-10-18; просмотров: 1277;