ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ
Личная гигиена является системообразующим элементом формирования и обеспечения здорового образа жизни (ЗОЖ) каждого человека. Это раздел гигиены, изучающий и разрабатывающий нормы и правила (принципы) предупреждения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья на индивидуальном уровне путем соблюдения гигиенических требований в повседневной жизни и деятельности.
Личная гигиена не только составляет основу ЗОЖ, но и делает эффективными первичную и вторичную профилактику разных заболеваний. При таком определении личную гигиену можно рассматривать и как отрасль определенных знаний, и как предмет изучения. Довольно распространенным является и другое представление о личной гигиене — как о сложившемся стереотипе поведения человека, характеризующемся определенными действиями и мерами, направленными на сохранение и укрепление его здоровья. В любом случае личная гигиена связана с общественной гигиеной.
Личная гигиена зародилась раньше общественной. Опасение за личное благополучие, а его важнейшим составным элементом является собственное здоровье, сформировалось раньше заботы о здоровье общества. Для понимания необходимости заботы о здоровье общества требуется определенный уровень социально-экономического развития и общественного сознания. Поэтому личная гигиена длительное время оставалась основным направлением гигиены вообще. Вот почему советы древних и средневековых врачей (Гиппократа, Авиценны, Парацельса и др.) адресовались каждому отдельному человеку. Но так как этим советам могли следовать в основном представители имущего класса, то личная гигиена обслуживала главным образом состоятельные слои общества.
Научно-техническая революция послужила толчком к бурному развитию промышленности и связанными с этим изменениями характера общественного труда, росту городского населения, внутренней и внешней интеграцией рабочей силы и т.д. Все эти преобразования обусловили необходимость решать гигиенические проблемы не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. Требовался своеобразный «ренессанс» гигиенических достижений Древней Греции и Древнего Рима, игнорируемых в эпоху мракобесия и инквизиции Средневековья, а также поиск принципиально новых подходов к сохранению здоровья людей. Такие поиски не только не запрещались, но и всячески поощрялись, поскольку бурно разживающийся класс буржуазии и капиталистов терпел огромные убытки вследствие высокой заболеваемости рабочих. Особенно высока была инфекционная заболеваемость. Помимо чисто экономического ущерба, это coздaвaло реальную угрозу для жизни и здоровья самих капиталистов и их семей. В этой связи приобрели актуальность научные работы в сфере общественной гигиены.
Русские ученые-гигиенисты, прежде всего А.П.Доброславин, Ф.Ф. Эрисман, В,А. Субботин и др., изучая условия труда и быта рабочих и крестьян, убеждались, что рекомендации относительно личной гигиены эти слои населения выполнить не в состоянии. Вот почему прозвучали знаменитые слова Ф.Ф. Эрисмана: «Лишите гигиену ее общественного характера, и вы нанесете ей смертельный удар, превратите ее в труп, оживить который вам никоим образом не удастся».Поэтому в России гигиена с самого начала ее научного становления формировалась как гигиена общественная, как социально-биологическая дисциплина и социальная практика.
Что касается личной гигиены, то она развивалась главным образом в противоэпидемическом направлении. На нее перестали смотреть как на науку о правильной здоровой жизни. Она превратилась в набор правил и рекомендаций по поводу соблюдения элементарной чистоты.
Особую выраженность такой взгляд на личную гигиену приобрел в армии. Мытье рук, уход за полостью рта, помывка, смена белья, подгонка обмундирования и снаряжения, так называемое закаливание - вот основное содержание личной гигиены. Постепенно такое понимание распространилось и на военную гигиену как научную дисциплину. В привитии перечисленных навыков и контроле за их выполнением как гражданские, так и военные врачи видели свою гигиеническую задачу (Кошелев Н.Ф., 1982).
Такое толкование понятия личной гигиены в России и трудности реализации ее научно обоснованных установок населением и отдельной личностью не могли не сказаться на общей и гигиенической культуре российского общества. Стоит ли удивляться тому, что даже с появлением предпосылок для практической реализации правил личной гигиены всем населением страны оно оказалось не только не готово рационально распоряжаться материальным достатком в целях оздоровления, но и часто использует его во вред здоровью (переедание, употребление спиртных напитков и т.п.). В обществе сформировалась своеобразная неготовность к восприятию истинных установок и цели личной гигиены, причем в настоящее время ситуация изменилась в худшую сторону. В связи с этим с особой остротой встает проблема гигиенического воспитания населения, формирования осознания необходимости гигиенического благополучия, что в итоге предполагает приобщение к ЗОЖ как важнейшему компоненту жизни человека в целом.(1)
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Всемирная организация здравоохранения считает, что здоровье людей на 50-51% зависит от образа жизни, на 17—20% — от социальных и природных условий, на 17—20% — от особенностей наследственности человека и на 8-9% — от деятельности служб здравоохранения. Самая большая группа факторов риска – первая группа , обусловлена нездоровым образом жизни (злоупотребление алкоголем, курение, применение наркотических веществ, неправильное питание, чрезмерное употребление лекарств, психоэмоциональные стрессы, гиподинамия и др.).(2)
Образ жизни в философско-социологическом понимании охватывает совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни.
В гигиеническом толковании образ жизни— это совокупность гигиенических норм и правил, реализуемых в укладе жизни человека. При этом подразумевается, что это понятие комплексное, включающее в себя социальные, экономические, биологические, медицинские, этические и психологические аспекты. В философском, и в гигиеническом понимании ЗОЖ подчеркивается его социальная, т.е. общественная, сущность.
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 497;