Внутренние затраты на исследования и разработки


(по состоянию на 2003 год)

 

Административно- территориальный объект Внутренние затраты на исследования и разработки
Общие (капитальные и текущие) в том числе текущие
всего из них
млн руб % от ВРП млн руб. % от общих на оплату труда, % на оборудование, %
Всего по УрФО 8413,3 0,70 8075,7 96,0 46,5 1,8
Курганская область 106,3 0,42 100,8 94,8 48,8 4,8

О к о н ч а н и е т а б л. 7.11

 

Свердловская область 3819,5 1,78 3664,4 95,9 41,2 2,3
Челябинская область 2790,8 1,84 2769,9 99,3 49,5 1,5
Тюменская область 1696,8 0,21 1540,6 90,8 53,7 0,8
в т.ч. ХМАО - Югра 663,0 0,12 650,0 98,0 56,9 0,4
ЯНАО 19,9 0,01 18,6 93,3 47,9 4,0

 

Вместе с тем, затраты на исследования и разработки, начиная с 1999 года, испытывают тенденцию к медленному росту (рис. 7.11), однако темпы этого роста явно не достаточны.

 

 

Рис. 7.11. Динамика внутренних затрат на исследования и разработки

 

Наличие самых блестящих результатов научных исследований не востребуется экономикой, если в регионах не будет решена задача повышения инновационной активности предприятий. Без решения этой проблемы создание инновационной системы невозможно. Массовое производство новой качественной высокотехнологичной продукции и насыщенность ею рынка – основа современной конкурентоспособной экономики. Вместе с тем, за годы реформ промышленное производство высокотехнологичной продукции в России сократилось почти в десять раз. В результате, сегодня российское оборудование по многим параметрам отстает от зарубежных аналогов и не может в полной мере конкурировать с продукцией зарубежных производителей на мировых рынках.

Доля затрат на производство инновационной продукции в общем выпуске промышленной продукции Урала по сравнению с 1998 годом увеличилась почти в три раза и составила в 2003 году 3,0% (табл. 7.12). Тем не менее, величина этого показателя по-прежнему остается крайне незначительной.

 

      Т а б л и ц а 7.12    
Удельный вес затрат на технологические инновации в объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий  
(с 1998 годом - включая сферу услуг)  
               
Административно-территориальный объект Удельный вес, % по годам  
РФ 2,9 5,1 3,5 4,2 3,9 4,2  
Всего по УрФО 1,3 1,7 3,0 3,3 2,5 3,0  
Курганская область 1,9 4,8 1,5 1,8 3,0 3,7  
Свердловская область 1,7 1,3 7,5 5,8 4,4 5,6  
Челябинская область 1,4 0,9 2,7 3,7 4,0 5,9  
Тюменская область 0,8 10,1 1,1 1,3 0,5 1,1  
в т.ч. ХМАО-Югра 1,0 9,5 1,2 2,2 0,6 1,2  
ЯНАО 0,1 0,3 35,2 0,3 0,4  
                           

 

Негативная тенденция – нарастание межведомственной разобщенности производителей и усиление узкокорпоративных интересов. Решение этой проблемы видится в энергичной инновационной политике, направленной на обеспечение ускоренного и широкомасштабного внедрения отечественных научно-технологических разработок (многие из которых находятся на передовом мировом уровне) в ТЭК, металлургию и другие базовые отрасли российской экономики.

Замедленными темпами развивается малое инновационное предпринимательство. Вместе с тем оно является важным элементом современной рыночной экономики, придающим ей мобильность, гибкость, способность оперативно реагировать на меняющийся спрос. В развитых странах малые и средние венчурные фирмы производят свыше половины всего валового внутреннего продукта, тогда как в России – всего 1-11%. На Урале в 2003 году насчитывалось 1403 малых предприятия сфере науки и научного обслуживания (3,1% от общего числа малых предприятий). По сравнению с 1999 годом их число сократилось в 2,2 раза (табл. 7.13). В настоящее время доля малых предприятий научной сферы в общем объеме выпуска продукции всех малых предприятий составляла всего лишь 3,0%.

Т а б л и ц а 7.13
Число малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания, единиц по годам  
Административно-территориальный объект 2003 г. в % от 1998 г.
РФ 58,5
Всего по УрФО 60,8
Курганская область 28,6
Свердловская область 51,6
Челябинская область 85,5
Тюменская область 62,0
в т.ч. ХМАО-Югра 64,9
в т.ч. ЯНАО 34,8

 

Причины замедленного развития инновационного сектора и низкого спроса предприятий на НИОКР в значительной мере обусловлены несформированностью в России системы стимулирования инновационной деятельности предприятий, неразвитостью в обществе инновационной культуры. В решении этого вопроса в самое последнее время наметились позитивные сдвиги. В ноябре 2004 года правительством РФ были рассмотрены возможности налоговых и таможенных преференций для инновационных предприятий. В частности, предлагается ликвидировать все импортные пошлины на технологическое оборудование, аналоги которого в России не производятся, однако до сих пор прямое и косвенное государственное стимулирование инновационной деятельности остается в разряде благих пожеланий и надежд.

Ключевым вопросом активизации инновационной деятельности является формирование рынка наукоемкой продукции и наукоемких отраслей, где вузы могут внести существенный вклад. Наукоемкие отрасли предъявляют высокие требования к квалификации работников и инфраструктуре обеспечения (коммуникации, информационное обеспечение, энергия и др.), поэтому создание одного рабочего места в таких отраслях обеспечивает пять – шесть мест в сфере обслуживания и подготовки кадров. Наукоемкая продукция имеет обычно малую фондоемкость и не требует существенных затрат на транспортировку. С учетом сложившегося международного разделения труда рынок наукоемкой продукции и услуг необходимо развивать в четырех направлениях:

- создание новых отраслей и развитие серийного производства наукоемкой продукции и технологий, конкурентоспособных на мировом рынке;

- малосерийное производство, обеспечивающее повышение эффективности бизнеса в традиционных отраслях экономики;

- производство социально значимых инноваций, связанных с безопасностью и социальным развитием на территории;

- производство и коммерциализация объектов интеллектуальной собственности посредством продажи лицензий и прав.

Первое направление имеет общенациональный приоритет, осуществляется через инновационные проекты федерального значения. Регион предоставляет необходимую инфраструктуру, вузы могут участвовать как на стадии разработки новой продукции при освоении новых технологий, так и при производстве отдельных элементов и компонентов.

Второе направление, наоборот, имеет региональный приоритет, поскольку условием эффективности является наличие спроса и максимально быстрое его удовлетворение. В данном случае вуз выполняет функцию генерации наукоемкого бизнеса либо как непосредственный производитель, либо как соучредитель малых инновационных предприятий.

Третье направление целиком определяется активной государственной социальной политикой. Инновации в социальной сфере должны поставляться, в основном, в рамках государственного заказа. Здесь вузы имеют все шансы участвовать в реализации социальных инновационных программ как в качестве разработчиков, так и исполнителей.

Четвертое направление может формироваться на базе активизации научно-технического потенциала, но при адекватной правовой и организационной поддержке со стороны государственной власти. Условием продажи объектов интеллектуальной собственности за рубеж является невозможность реализации их в виде продуктов и процесс-инноваций на территории России из-за отсутствия ресурсных или технологических возможностей.

Решение вышеперечисленных задач невозможно без активной государственной политики в сфере инноваций. Ее реализация предполагает осуществление комплекса мер по таким направлениям, как создание нормативно-правовой базы, финансово-экономическое, организационное и инфраструктурное обеспечение инновационного развития. Государственный протекционизм по отношению к науке, технологическим и иным инновациям, инновационному предпринимательству и другим субъектам инновационной деятельности должен стать нормой и обязательным компонентом проводимой в регионах социально-экономической политики, включая финансово-инвестиционную, кредитную, налоговую, амортизационную, лизинговую. Механизмами косвенной государственной поддержки инновационной активности (косвенное инвестирование) являются следующие:

- списание затрат на ИР на себестоимость продукции в объеме от 100 (большинство стран) до 125% (Австралия, Дания) от произведенных затрат с возможностью переноса льготы на будущее от 3 (Франция) до 15 (США) лет;

- налоговое стимулирование роста наукоемкости продукции предприятия – от 10 (Япония) до 50% (Франция) прироста вычитается дополнительно из прибыли;

- инвестиционный налоговый кредит или налоговые каникулы в случае успешного внедрения инноваций в компании в течение установленного срока;

- «Кредит чести», выдаваемый физическому лицу в виде беспроцентной ссуды для реализации инновационной идеи (механизм распространен во Франции), беспроцентный кредит малому предприятию;

- ускоренная амортизация научно-технологического оборудования (три года), использование критериев морального износа;

- льготная («мягкая») кредитная ставка для малых инновационных предприятий (обычно 50% от существующей в Японии и Германии) при обращении в специализированные банки, страхование инвестиций в государственной специализированной компании;

- льготная стоимость аренды (до 1/3 от реальной стоимости) или временное освобождение от арендной платы при пользовании государственным и территориальным имуществом.

В среднем для развитых стран до 40-60% суммы льгот по налогу на прибыль компании используют для финансирования научных исследований.

В РФ из всего многообразия форм государственной поддержки используются только прямое государственное дотирование научных исследований и инновационных проектов, 100% списание на себестоимость затрат на исследования и разработки и возможность получения налогового кредита.

Таким образом, инновационная активность промышленного комплекса в Уральском федеральном округе продолжает оставаться невысокой. В округе насчитывается порядка 14 тыс. крупных и средних промышленных предприятий, однако доля инновационно активных из них не превышает 6-8%. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленных товаров составляла 1,8%, но ее выпуск крайне неравномерно распределялся по территориям Урала (наибольшая – 5,0% в Челябинской области, наименьшая – 0,2% в Тюменской области, включая ХМАО и ЯНАО, т.е. отношение между крайними значениями достигает 25 раз). Малые предприятия в сфере науки и научного обслуживания составляют всего 3,2% от числа малых предприятий УрФО, а объем выпущенной ими продукции – 2,3% от общего выпуска, причем за последние три года она продолжала сокращаться. Сравнение инновационного потенциала УрФО и некоторых штатов США приведено в табл. 7.14.

Среди положительных моментов необходимо отметить развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в УрФО: на сегодняшний день действуют один технополис (г. Заречный) и пять технопарковых структур, четыре из которых территориально размещены в Екатеринбурге. Необходимо отметить низкие темпы формирования инфраструктуры по сравнению с развитыми странами. Так, в Японии в течение 80-х годов технополисы как научно-промышленные территориальные комплексы, выступающие катализаторами технологического об­новления и инновационного роста, были со­зданы практически во всех префектурах.


Т а б л и ц а 7.14



Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 376;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.