Реальное Театральное Индивид Система
Зритель отделяется от общества как системы, становясь индивидуально мыслящим человеком. По большому счету спектакль это есть не только творческий, но и политический акт совершенный театром. Пави считает, что «с помощью отстранения совершается переход из области эстетики к идеологической ответственности произведения искусства». Что же касается непосредственно технологии письма, то эти эстетические принципы выразились прежде всего, в том, что пьеса стала содержать две истории, составляя единую фабулу. Одна из них - конкретная - была названа параболой, вторая несла более глубокий смысл (см. фабульные сообщения к сценам в «Матушке Кураж»).
Говоря о следующем этапе в эволюции драматургического конфликта, нам хочется особо отметить, что в то время, когда Брехт создавал свою концепцию эпического театра, другой драматург - Л. Пиранделло- рассматривал совершенно иную проблему в жизни современного ему человека. Она приобрела всеохватывающее значение гораздо позже - во времена появления театра абсурда (парадокса). Пиранделло выразил мысль о том, что в сложной и порой весьма запутанной драме жизни, «маленькому человеку» принадлежит роль театрального персонажа. Он вынужден изображать чувства, которые не испытывает, но положенные ему по роли, (добрый отец, хороший служащий, страстный любовник и т.д.). «У Пиранделло - пишет Зингерман - маленький человек - это тот, кто потерял свою индивидуальность, лишился характера - «человек баз качеств. Этот тип конфликта протекает внутри человека между его индивидуальностью (сущностью) и той ролью которую он вынужден играть (существованием), носимой «маской», что во многом противоречит и крайне противоположно его сущности. Этот конфликт становиться крайне трагичным в последующее десятилетия после Второй Мировой войны. Особенно он был ярко выражен в философии экзистенциализма.
Театр абсурда (парадокса)
Это направление в театральном искусстве возникает из философии экзистенциализма. Термин «экзистенциализм» происходит от латинского «exsistentia» - существование. Это философское направление, в центре, которого стоит судьба личности, проблема веры и неверия, утраты и попытки вновь обрести смысл жизни. Творчество Ж.П. Сартра, А. Камюявляется, в известной степени, образным выражением этой философии, их можно даже назвать идеологами театра абсурда. Их философии характерно исследование человека попавшего в «пограничную ситуацию» между жизнью и смертью, где происходит реальное проявление человека, его сущности. Здесь «маска», т.е. личность, срывается (взрывается) и остается обнаженная индивидуальность, ощущающая трагизм, а зачастую абсурд своего положения. Человеку в это время не остается нечего кроме алогизма существования (Ионеско), «ожидания» (Беккет) или «разрушительного бунта» (Жене).
Самостоятельно драматургия абсурда не смогла существовать. Являясь некой эстетической и художественной рефлексией реальности, ее пришлось объяснять (интерпретировать) в своих многочисленных трактатах и манифестах. Практически все драматурги этого направления не избежали этой участи. Абсурдисты демонстративно выступали против реализма в художественном изображении. Они порывают с традиционными формами искусства и отказываются рассматривать язык как средство коммуникации между людьми. Отсюда происходит усложненность формы, ее метафоричность, игра словами и т.д. Неслучайно поэтому многие абсурдисты излагают свои взгляды в форме не систематически построенных трактатов, а в художественных произведениях, эссе, поэтических медитациях.
|
В театре абсурда герои не действуют, а существуют в этом на наш взгляд главное, что отличает этот тип драматургии от предшествующей традиции. Конфликт происходит между сущностью человека и его существованием. Но и сама сущность человека переживает конфликт со своей «маской» (личностью). Поэтому человек уже не живет, а просто существует. Эту мысль подчеркнул с особой эмоциональностью Э. Ионеско,говоря об отсутствии внутренней жизни и механицизме повседневности человека, погруженного в свою социальную среду, не отличающего себя от нее. «Смиты, Мартины не умеют больше говорить, поскольку они больше не умеют мыслить, а не умеют мыслить потому, что они больше не умеют чувствовать… они не умеют больше быть, они могут стать кем угодно, чем угодно… они взаимозаменяемые». К такому трагическому выводу приходит Ионеско.
В драматургии этого направления, как правило, нет видимой интриги, нет сюжета. Авторы порой преднамеренно «разбивают» всякий сюжет, лишая его какой-либо взаимосвязанности. Они даже отказываются от реализма и в этом нет ничего абсурдного. Никто из них не говорит, что человек сам по себе абсурден, но все это делается для того, чтобы избавиться от привычных представлений, клише и пробиться к фундаментальным истинам, основам бытия человека. «Театр призван учить человека свободе выбор - писал Ионеско - … а он не понимает и собственной жизни и самого себя. Вот отсюда… и родился наш театр».
Выводы:
Заканчивая данную главу, хочется сделать следующий вывод: меняется тип конфликта - меняется эпоха в искусстве. На наш взгляд любой новатор - это тот, кто приносит новый тип конфликта не только в драматургию, но и вообще в искусство. Тема об эволюции и типологии конфликта - «белое пятно» в теории драматургии. Она требует отдельного и тщательного исследования. В нашу же задачу входило заложить лишь основание в изучении этой проблемы.
Основная литература:
1. Борисов С.К. Театрализованное действо. Основы драматургии, учебное пособие для студентов, обучающихся по дисциплине «Сценарное мастерство», направления 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников, квалификация (степень) «бакалавр»/ Борисов С.К.— Электрон. текстовые данные.— Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2016.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56513.html.— ЭБС «IPRbooks»
2. Калужских, Е.В. Технология работы над пьесой. Метод действенного анализа [Текст] : учебное пособие / Е.В.Калужских. - 3-е изд. - СПб : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2017. - 96 с. - (Учебники для вузов). - ISBN 978-5-8114-2031-5 https://e.lanbook.com/book/99398
3. Чечетин А. И., Основы драматургии театрализованных представлений: учебник / А. Чечётин. - 3-е изд., стер. - СПб.: «Лань»; «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2016. – 284 с.
Дополнительная литература:
1. Аль Д.Н. Основы драматургии [Текст] : Учебное пособие / Д.Н.Аль. - 7-е изд ; стереотипное. - СПб : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2018. - 280 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - ISBN 978-5-8114-1594-6
2. Ахметгалеева З.М. Психология творчества в театрализованном представлении [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие по направлению подготовки 51.03.05 (071400.62) «Режиссура театрализованных представлений и праздников», профиль подготовки «Театрализованные представления и праздники», квалификация (степень) выпускника «бакалавр»/ Ахметгалеева З.М.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015.— 92 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/55806.html.— ЭБС «IPRbooks».
3. Катышева, Д.Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр : учебное пособие / Д.Н. Катышева. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2016. — 256 с. — ISBN 978-5-8114-1991-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/71884 .
4. Карпушкин М.А. Постановочный план. Структура и сценическое перевоплощение, ГИТИС, 2015 г.
5. Театр. Актёр. Режиссёр: краткий словарь терминов и понятий / сост. А. Савина. - СПб.: «Лань»; «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. – 352 с. - (Мир культуры, истории и философии). - 8 экз.
6. Шубина, И.Б. Драматургия и режиссура зрелищных форм [Текст] : Соучастие в зрелище, или Игра в миф: учебно-методическое пособие / И.Б.Шубина. - 3-е изд. - СПб : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2019. - 240 с. - (Учебники для вузов), Специальная литература). - ISBN 978-5-8114-2534-1
Интернет-ресурсы:
1. Электронная библиотека диссертаций - http://www.dissercat.com/
2. РУТИ ГИТИС - http://gitis.net/index.shtml
3.ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества http://www.vcht.ru/public/library.php
4.Научная электронная библиотека https://elibrary.ru
Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 339;