Вторая половина XIV — XV век

О костюме коренных жителей Северного Кавказа можно судить по наход­кам в средневековых погребальных памятниках, которые локализуются на тер­риториях современных Карачаево-Черкесии, Осетии, Кабардино-Балкарии. Различий в базовых формах костюма, его убранстве и аксессуарах не выявлено, что указывает на единство формирования костюма для всех народов, населяю­щих эту территорию.

В XIII-XV вв. прослеживается генетическая связь костюмов населения Пред­кавказья с описанной одеждой предшествующих периодов.

В трех пещерных склепах Дзивгиса XIII-XV вв. зафиксированы комплексы мужской, женской и детской одежды. Костюм мужчины и женщины, независи­мо от возраста, состоял из плечевой одежды типа бешмета и нательной рубахи. Поясной одеждой служили штаны, а также чулки и ноговицы. Обувь носили кожаную. Головные уборы представлены многослойными колпаками.


Рис. 54- Кожаные сумочки с вы­шивкой, которые подвешива­лись на пояс женского платья. Могильник Зарагиж (находка Б.ХАтабиева) Fig. 54- Embroidered leather bags attached to the belt of a woman's dress. From Zaragizh (excav. by BAtabiyev)

Нижняя рубаха была не распашной, а с осевым разрезом и округлой гор­ловиной, оформленной бейкой или стоячим воротником. В качестве отделки использовалась цветная ткань или кожа. Застежка состояла из матерчатых пуго­виц или металлических бубенчиков и воздушных петель. В двух случаях отмече­ны рубахи с косым воротом. При этом застежка-бубенчик находилась с левой стороны. Стоячий воротник и планка выполнялись из цветной ткани. Длина рубах не зафиксирована.

Верхняя одежда, сшитая главным образом из холста, имела распашной покрой, была отрезной и собранной по линии талии в мелкую сборку. Часто эту линию под­черкивали пришитой к ней орнаментированной тканью или тканью другого цвета. На более ранних образцах в Змейском могильнике Х-ХПвв. эта линия отмечена бубенчиками, а на кафтане из Подорванной Балки VII-IX вв. — холщовым шнуром.

В Х-ХП вв. ворот у мужских кафтанов, как правило, был отложной и только один раз отмечен стоячий. Все женские кафтаны имели стоячий воротник. Доя VII-IX вв. характерна одежда без воротников с треугольным выре­зом, отделанным металлическими заклепками в два ряда. Такой вырез в 1879г. зафиксирован в Подорванной Балке В.БАнтоновичем: края треугольного выреза были отдела­ны ремешком с пришитыми к нему металлическими пуго­вицами [Уварова, 1900, с. 172]. Рукава кафтанов длинные, вшивные в прямую пройму. В одном случае в мужском погребении зафиксирована длина рукава, закрывающая кисти рук

Верхняя одежда обычно застегивалась до пояса. Для ее декора использовались бубенчики.

Начиная с половецкого времени благодаря отрезному характеру одежды женское платье на Северном Кавказе носили с поясом. В Х-ХП вв. поясами служили ленты, шнурки, холщовая ткань, свернутая в виде пояса; иногда в качестве дополнения использовали металлические пряжки.

В XIII-XVBB. продолжают бытовать женские пояса из шелковой ленты, но они уже украшены металлическим набором. Тогда же встречаются полностью металличе­ские пояса [Левашева, 1953, с. 194]. Кафтаны того времени подпоясывали тесьмой, плетеным шнуром, полоской холста, завязанной бантом, или матерчатым ремешком с пряжкой. Воротники, манжеты и низ одежды отделы­вались кожей.

Несколько видов плечевой одежды XIII-XV вв. было найдено исключитель­но в женских захоронениях. Короткая безрукавка из белого холста застегива­лась на бубенчики. По плечам и планке вставлена цветная ткань. Низ безрукав­ки отделан золоченой кожей. Подобный вид одежды, встреченный в Змейском могильнике Х-ХН вв., как отмечалось выше, возможно, выполнял функции корсета.

Оригинальный вид одежды был найден в Дзивгисском могильнике. Это длинная верхняя плечевая одежда без воротника и рукавов, сшитая из холста, окрашенного в синий цвет. Перед до низа отделан кожей, спинка, сшитая из отдельных полос, имеет кокетку. Подкладка этой одежды сделана из светлого холста. Без фотографии и чертежей сложно представить себе, имела ли она пройму или представляла собой род накидки. Подобное одеяние было на обна­руженной в этом же могильнике куколке, прикрепленной к поясу девочки, одетой в белую безрукавку. Торс куклы сделан из гусиного пера, а голова — из холста, на который намотан тюрбан из синей ткани. Такие головные убо­ры зафиксированы и во взрослых погребениях. Одежда куклы — нераспашная холщовая рубаха, полочка и спинка которой отделаны вшитыми в основ-



 


Рис.55- Фрагменты орнамента верхнего шелкового платья. Могильник Зарагиж (находка Б.ХЛтабиева) Fig-55- Pieces of ornament of a silk top dress. From Zaragizb (excav. by BMabfyev)

ную ткань прямоугольными вставками синего цвета со швом по центру. Подол рубахи оторочен шелком. На плечи куколки наброшена накидка из отдельных полос неокрашенного холста, по покрою напоминающая бурку. Судя по харак­теру расположения нитей, а также по сохранившимся швам между холстом и кожаной отделкой, первоначально эти полосы бьши сшиты в единое целое. Ворот сзади напоминает кокетку и переходит на полочках в кожаную отделку, спускающуюся до низа. Т.Б.Мамукаев отметил на погребенной в Даргавских склепах XVII-XIX вв. «шелковую накидку типа пыльни­ка», но, судя по его реконструкции, она имела короткие рукава [Мамукаев, 1980, с. 108]. Данный вид одежды в этнографическом материале не фиксируется.

Верхнюю плечевую одежду XIII-XV вв. реконструи­ровала ЕС.Видонова по материалам Белореченских курганов. Это два вида кафтанов. Первый — короткий до колен, приталенно-расклешенного силуэта с пере­кидными плечами и осевым разрезом. Он имеет за­стежку из пуговиц и воздушных петель, изготовлен­ных из плетеных шнуров и галунов, выполняющих декоративную функцию. Пройма прямая, широкая, рукав не зафиксирован. В.ПЛевашева находит анало­гии этому виду одежды в мужском бешмете адыго-черкесов XIX-ХХвв. В Белореченских курганах такой покрой встречается как в мужских, так и в женских захоронениях. Второй вид кафтана обнаружен в жен­ских захоронениях. Он длиной до пят, прямого си­луэта, в бока вставлены клинья широкой частью вверх. Плечи сшивные. Рукава с широкой проймой, соответ­ствующей ширине ткани (56см, с кромками 58см), книзу сужались и значительно превышали длину руки. Рукав имел разрез, который застегивался, как и осе­вой разрез халата, на серебряные пуговицы и воз­душные петли из плетеного шнура; последний исполь­зовался и в качестве декоративных нашивок ниже талии.

Кафтаны, найденные в Белореченских курганах, выполнены из импортных шелковых и парчовых тка­ней на шелковой основе, а женский халат сшит из дорогого аксамитного бархата итальянского производ­ства. В.ПЛевашева связывает этот халат с адыгейским этнографическим материалом, который «дает разрез­ные рукава на старинной верхней одежде» [Левашева, 1953, с. 187-191]. Однако разрезные рукава, встречаю­щиеся в кавказском этнографическом материале, иного характера. В них разрез делался с противоположной —

внутренней стороны по осевой линии. В данном же случае речь идет скорее всего о влиянии монгольской моды. Разрезные рукава широко бытовали в кос­тюме монголов в конце XIII — начале XIV в. Подобный прием изображен ху­дожником Лю Гуантао в сцене охоты хана Хубилая [Smith, Van Goveng, 1979, p. 196-197].

В качестве поясной одежды в этот период бытуют штаны с ромбовидной вставкой между штанинами и верхним рубцом, в который продет шнурок. Длина штанов различна, от длинных до коротких (65 см). К штанинам в области колена пришивались подвязки из холста или кожи для фиксации ноговиц. Этот прием сохраняется одинаковым для мужских и женских штанов начиная с VII в., когда он был археологически засвидетельствован в Предкавказье, и вплоть до этнографического костюма XIX — начала XX в.

В Дзивгисском могильнике зафиксирована следующая обувь: мягкие сапож­ки, ноговицы и чувяки, аналогичные по покрою тем, которые носили в VII-IX вв., а также обувь с острыми длинными носами, аналогичная образцам Х-ХП вв. из Змейского катакомбного могильника.



 




В одном мужском погребении из Дзивгиса обнаружен кожаный сапог явно импортного происхождения. У него кожаная подметка и высокий на­борный каблук из кожаных пластин, подбитый железными шипами. Носок загнут кверху и подбит маленькими железными гвоздиками, такими же гвоз­диками украшен и задник сапога. Голенище богато орнаментировано расти­тельными мотивами, выполненными в технике тиснения, инкрустации кожей и вышивки зелеными и желтыми нитями. Сапог имел войлочную подкладку. Этот экземпляр, вероятно, имеет смысл связывать с татарами XV-XVIBB. Близкий по стилю орнамент на обуви фиксируется у башкирских татар. Аналогичный прием декоративного оформления носка и задника сапога мелки­ми гвоздиками был распространен на Руси в XVI в. В русских сказаниях эти сапоги опи­саны так «Носы — шило, а пята востра», «пяты, хоть яйцо кати» [Гиляровская, 1954, с. 88, ил. 193]. Видимо, и на Русь такая мода пришла от татар, но несколько позже. На погребенных в Дзивгисском могиль­нике надето по нескольку головных уборов одновременно, причем каждый из них вы­полнен из нескольких слоев ткани, между которыми прослеживается прокладка из вой­лока, шерсти или соломы. Форму головных уборов можно определить как колпакообраз-ную в виде конуса, встречались также чепцы, выполненные из кожи. Поскольку эти материалы хранятся в Северо-Осетин-ском республиканском краеведческом музее во Владикавказе и недоступны для подробного исследования, нельзя с уверенностью идентифицировать их с теми, которые найдены в Змейском могильнике. В женском захоронении из могильника ХУ-ХУШвв. у аула Карт-Джурт обнаружен интересный женский головной убор конусообразной формы с се­ребряным подтреугольным навершием, оканчивающимся полым шариком. Украшением убора служит металлическая лента, два раза перекрещивающаяся на лицевой стороне. Надо лбом укреплена серебряная орнаментированная пластина в виде миниатюрной диадемы. По бокам — крупные височные под­вески. Головной убор реконструирован Х.Х.Биджиевым, руководителем раско­пок 1969г. Остроконечные верхушки и диадемообразные пластинки на женских го­ловных уборах зафиксированы в могильнике XIV-XVI вв. Курнаят близ селе­ния Верхняя Балкария (см. [Мизиев, 1968, с. 126]). Такие высокие конусообраз­ные шапочки бытуют в этнографическом костюме кабардинок, носят их также абазинки и балкарки. Однако в этнографических экземплярах используются другие приемы декора. Чеканное украшение, по форме сходное с украшения­ми шапочки из Карт-Джуртского могильника, было обнаружено в одном из за­хоронений города Мертвых (см. [Мамукаев, 1980, с. 106]). Подобные шапочки, отделанные перекрещенной лентой, с нашитыми на нее бронзовыми бляшками, фиксируются с Х-ХН вв. в Змейском катакомбном могильнике (см. [Кузнецов, 1958]). Войлочную конусообразную шапочку у селения Архон в Осетии обна­ружила Е.Г.Пчелина (см. [Кузнецов, 1959, с. 56]). Конусообразные шапочки с ме­таллическими навершиями найдены в Белореченских курганах (см. [Левашева, 1953, с. 56]) и в могильнике Зарагиж в Балкарии1. Головные уборы в форме чепцов обнаружила П.С.Уварова у Махческа. Их форма «малороссийского очипка из толстой войлочной материи, надви­гающегося весьма низко на лоб, в виде прямоугольного куска с выемками на висках, с толстым подбором на затылке» [Уварова, 1900, с. 261], видимо, повто­ряет форму головных уборов из станицы Змейской. Об их генетической связи свидетельствует декор: круглые выпуклые медные бляхи, позолоченные сереб-

I

Рис. 5б. Фрагменты ткани жен­ского халата. Орнамент из стилизованных растительных мотивов на поверхность шелка нанесен способом набойки веще­ством желтого цвета, похо­жим на золото, на черной клее­вой основе. Могильник Джухта-2 (находка А.Б.Белинского). См. также ил. 40 Fig. 5б. Pieces of fabric from a woman's robe. Stylized ornamental verdure is printed onto the silk fabric using a yellow gold-like substance on a black glutinous base. From Djukhta-2 (excav. by A.B.Belinskij). See PI. 40

 



1 Могильник был исследован в 1993 г. Б.ХАтабиевым.



ряные прямоугольные или квадратные пластины, бубенцы, очерчивающие лоб, а также форма украшения, которая появилась в Змейском городище под влиянием кочевников: шитье золотым плетеным шнуром. П.СУварова отмечает, что поверх этих чепцов надевали «фату с тисненым бортом, нисходящую до середины груди». Головной убор из Дзивгисских склепов был обернут шарфом и представлял собой своего рода тюрбан, подобный тому, что был на голове описанной выше куколки из того же могильника. Население, оставившее Дзивгисский могильник, использовало в качестве украшения головных уборов булавки и височные кольца в полтора оборота, что также указывает на генетическую связь с костюмом периода бытования Змейского могильника. Однако если в Дзивгисе отмечается идентичность колпакообразных головных уборов в мужских и женских погребениях, то в Белореченских курганах фиксируют­ся специфически мужские формы. Они состоят из че-тырехклинного верха и прямого околыша и украшены шнуром, позументом или вышивкой шелком. Мужской го­ловной убор, аналогичный Белореченским, был выявлен в могильнике Зарагиж. Он представлял собой шапочку типа тюбетейки из четырех клиньев с прямоугольным околышем. Ее основная ткань первоначально была зеле­но-коричневого цвета с золотыми нитями. Раппорт со­стоял из растительного орнамента. Околыш на одну треть высоты был обшит красной шелковой тканью полотня­ного переплетения. Макушка, видимо, была украшена кис­точкой, от которой сохранился плетеный шнур. Радиаль­ные швы и шов по околышу выполнены в виде косички. Украшение одежды кистями отмечено китайскими авторами в монгольской традиции еще в VII в.: «...в первую луну Тйелэ, Хуйхэ, Сылисянь и прочие фамилии вместе отправились во дворец представиться на аудиенцию. Тайцзун лично одарил [их] кистями [на шапку], желтыми жезлами, парчой и знаменами [значками], парадными шубами» [Кюнер, 1961, с. 37]. После указа 1437г. ойратского правителя Тогон-тайши красная кисть на головном уборе отличала ойратов от остальных монго­лов [Сычев, 1973, с. 9]. В этнографических головных уборах горцев Северного Кавказа кисточки являются элементом декора башлыков, а в редких случаях — невысоких шапок с плоским донышком и войлочных шляп. В одном из погребений в Белореченских курганах обнаружена меховая папаха. Меховые шапки-папахи встречаются и в Городе Мертвых. В Дзивгисских склепах были обнаружены рукавички, покрой которых ана­логичен тем, что относятся к более раннему периоду VII-ГХвв. и найдены в Мощевой Балке и Подорванной Балке. Один экземпляр — взрослая рукавич­ка без пальчиков с левой руки, низ и верх обработаны тканью в полоску. Второй экземпляр, по покрою аналогичный первому, принадлежал ребенку. Эта перчат­ка была пришита к обшлагу рукава кафтанчика, видимо, для того, чтобы ребенок не потерял ее. Рукав детского кафтана выполнен из редкой холщовой ткани, обшлаг шириной 2 см из ткани, окрашенной в синий цвет. Низ прикрепленной рукавички обшит той же тканью, что и рукав. Третий экземпляр представляет собой варежку с левой руки из белого холста, шов которой выполнен красной шелковой нитью через край. Предварительного, более прочного шва изделие не имеет. Очевидно, функции этого экземпляра были неутилитарными. Возможно, рукавичка играла роль оберега. При знакомстве с этнографическим материалом выяснилось, что на Кавказе красная нить или красная материя выполняли охра­нительную функцию во время эпидемий оспы и кори. Этими свойствами нити и ткани красного цвета наделяли народы не только Предкавказья, но и Закавказья. Армяне, например, чтобы предотвратить оспу, привязывали к столбу красный платок, а грузины использовали красную нить в качестве симпатического сред­ства при трудных родах, обвивая ею бедро роженицы. Комплекс женской одежды оставался однотипным для всего Предкавказья. Погребенная в урочище Байрым у селения Верхний Чегем в XIII-XV вв. женщина

Рис.57- Фрагменты ткани верх­него шелкового платья. Могиль­ник Зарагиж (находка Б.ХЛта-биева). Нити узора на отдель­ных участках уложены парал­лельно и закреплены стежками из шелковых нитей серо-черно­го цвета, расположенных в че­тырех рядах в шахматном по­рядке и образующих геометри­ческий рисунок, в некоторых местах переходящий в петле­вую обработку. См. также ил. 44 Fig. 57. Fabric pieces of silk top dress. The ornament threads are in some places laid in parallel and fixed with stitches of gray and black silk threads. The stitches are in chequerboard pattern with four rows, forming a geometrical drawing that in some places transforms into a buttonhole. From Zaragizh (excav. by BMabiyev). See PL 44

 



 


Рис.58. Декоративные элемен­ты и навершие женского голов­ного убора. Могильник Зарагиж (находка Б.ХЛтабиева) Fig. 58. Decorative elements and the top of a woman's headgear. From Zaragizh (excav. by BAtabiyev)

была одета в нательную рубашку, штаны, платье-кафтан, кожаные чулки, сапо­ги и конусообразную шапочку. Аналогичный набор обнаружен на погребенной в Махческе: тройное одеяние, чулки, чувяки, ноговицы и головной убор. Такие же комплексы встречаются в Дзивгисе, Белореченской и Даргавсе.

Материал Дзивгисских и Даргавских склепов не имеет четкой стратиграфии, поэтому невозможно разделить комплексы хронологически. Но относитель­но одежды наблюдается единство, т.е. на протяжении всего хронологического

периода бытования этих памятников, опреде­ленного В.ХТменовым как XIII — начало XIX в. [Тменов, 1969, с. 156], отмечается в целом единый набор мужского и женского костюмов, единый крой, совпадающий с более ранними периодами. Поздние варианты одежды определяются вырез­ной проймой, швом по линии плеча, шалевым оформлением ворота. Эти инновации, более ха­рактерные для женской одежды, наблюдаются, по замечаниям этнографов, с конца XIX в.

Особенно наглядно связь форм костюмов XIV-XVBB. с этнографическими ансамблями прослеживается в находках из курганного мо­гильника у селения Зарагиж в Кабардино-Балкарии.

Обнаруженный там женский костюм состоял из нижнего платья, сшитого из шелка полотня­ного переплетения бордово-фиолетового цвета. Сохранилась только верхняя часть платья. Лиф имел разрез от шеи до талии, который засте­гивался встык; мелкие пуговки были пришиты к правой полочке через 1,4см, петли — к ле­вой. Петли выполнены из плетеного шнура (две основные нити оплетались третьей в технике обметочного шва). Разрез между полочками за­крывался вставленным в правую полочку двой­ным кантом (из того же шелка), который располагался непосредственно под застежкой. Кант вшивался между основной тканью платья и подкладкой под вы­шивку. Стежки длиной 0,5мм проложены по краю разреза практически без зазоров. Вокруг разреза вертикально располагалась вышивка серебряной с по­золотой нитью вприкреп. Она представляла собой стилизованный раститель­но-геометрический орнамент.

Верхнее платье, как и в этнографическом женском костюме, было прита­ленное, распашное с треугольным вырезом на груди, в котором был виден лиф нижнего платья с застежкой и вышивкой. Оно застегивалось на восемь серебря­ных пуговиц, семь из которых были овальной формы, филигранной работы, со вставками из темного камня и бирюзы. Восьмая была утеряна и заменена пуговицей шаровидной формы с витыми полосами. Вместо вставки из камня она украшена пирамидкой из четырех металлических шариков.

Шелковый пояс с пришитыми накладными бронзовыми прорезными бляш­ками конструктивно дополнял платье. На спине к ткани пояса пришита бронзо­вая длинная прямоугольная пластина с орнаментом, нанесенным пуансоном. Пояс застегивался слева направо. Его наконечник и пряжка выполнены из брон­зы. При помощи другой пряжки к нему крепились кожаные сумочки сложных форм, отделанные вышивкой и аппликацией. Очевидно, они выполняли роль амулетниц и подвешивались к поясу с левой стороны.

Ткань верхнего платья представляла собой жесткий шелк темно-синего цвета с декоративным узором, выполненным на полотняной основе жаккар­довым многослойным переплетением. Ее лицевая поверхность отделана ни­тями желтого цвета с металлическим блеском, похожими на золотые. Отделоч­ные нити из шелка, они спирально оплетены по всей длине полоской металла желтого цвета. Эти нити уложены параллельно и на отдельных участках ткани закреплены стежками из шелковых нитей серо-черного цвета, расположен-



 


Рис.59- Серебряное украшение. Могильник Зарагиж (находка Б.ХЛтабиева) Fig-59- A silver decoration. From Zaragizh (excav. by BAtabiyev)

ными в четыре ряда в шахматном порядке. Таким образом, получается гео­метрический рисунок, переходящий на других участках в петлевую проработку, где петлевой настил образует каждая четвертая нить (диаметр петли — 3 мм). Вокруг петлевого рисунка проходит ворсовый контур, состоящий из густо вы­ступающих шелковых волокон черного цвета (равномерно обрезанные концы закрепляющих нитей). Толщина ткани на плоском участке — 0,65 мм, на петле­вом— 0,92мм, на ворсовом — 0,75мм. Количество нитей на 10мм с изна­ночной стороны: по основе — 28, по утку — 66. На лицевой стороне плот­ность ткани (на 10мм) по основе составляет 14 нитей (оплетенных золотом). Толщина нитей утка — 0,01мм, основы — 0,03мм, оплетенных золотом ни­тей — 0,15 мм. Все нити, образующие ткань, в одно сложение, с правосторон­ней круткой (Z).

Декор состоит из растительных узоров, сгруппированных непарными мотивами, что маскирует раппорт и образует сложную композицию, которая заполняет все пространство ткани. Очевидно, данный образец следует связать с импортом из Италии, которая занимала в XV-XVI вв. ведущее место в Европе по производству шелковых тканей.

Верхнее платье выполнено из петельчатого аксамита — парчовой ткани из шелка и пряденых золотых нитей, узор которой образован петлями. Лучшие по качеству аксамиты изготовляли в Венеции. В технологическом отношении этому образцу наиболее близок итальянский аксамит XVII в. из собрания Госу­дарственного Исторического музея, на котором представлен сложный цветок с петельчатой и геометрической разработкой (см. [Восточные и европейские ткани, с. 24]).

Головной убор в этом ансамбле представляет собой конусовидную шапочку, выполненную из ткани, аналогичной материи верхнего платья, с серебряным конусообразным навершием в виде стержня с лунницей. К луннице с помощью колечка прикреплено треугольное украшение с тремя ромбовидными под­весками. Войлочная основа шапочки выполняла, вероятно, роль каркаса. Верх шапочки декорирован серебряными украшениями, которые расположены по окружности и конструктивно поддерживают втулку стержня.

В другом погребении у села Зарагиж на умершей женщине было обнаружено серебряное украшение на цепочке в виде двух последовательно соединенных подвесок с футляром. Последний представляет собой цилиндр с полусфериче­скими крышками и декорирован растительным орнаментом. От футляра вниз спускаются цепочки, оканчивающиеся металлическими подпрямоугольными пластинами. Интересно, что это украшение надевали не через голову, а крепили к платью в области горловины. Возможно, футляр был предназначен для текстов молитв. Такие футляры — дууа — бытовали в этнографическом кавказском костюме.

Таким образом, зарагижский комплекс женского костюма устанавливает прямые параллели с одеждой предшествующего времени и этнографическим платьем.


Рис. 60. Трансформация одежды VII-XVee.

VII-X вв.

Головные уборы: 1 — Общий вид головного убора женщины-матери. Мощевая Балка, Подо­рванная Балка. 2 — Шапка с накосником. Мощевая Балка, Подорванная Балка, Амгата. 3 — Платок. Амгата. 4 — Глубокая округлая шапочка из шелковой ткани с опушкой надо лбом. Мощевая Балка. 5 — Шлемовидный головной убор с кожаной аппликацией и меховой цветной опушкой. Подорванная Балка. 6 —Диадема из шерстяной ткани с нашитыми индикациями. Мощевая Балка. 7 — Глубокая округлая шапочка из шелковой ткани с опушкой надолбом, пере­ходящей к ушкам. Подорванная Балка. 8 — Шапочка овальная из четырех клиньев. Мощевая Балка. 9 —Шапочка овальная плетеная. Подорванная Балка. 10 —Шапочка овальная с наши­тыми бронзовыми бляшками. Адиюх. 11 — Шапочка овальная с нашитыми бронзовыми бляш­ками и брошью — триквестром. Старокорсунская. 12—Холщовый убор с узлом. Эшкакон. 13 — Шлемовидный головной убор из шелковой ткани с кувшинами на кожаной основе. Моще­вая Балка. 14—Холщовый шлемовидный убор. Подорванная Балка. 15 —Округлая глубокая шапка. Мощевая Балка. 16—Шапочка типа тюбетейки. Подорванная Балка. 17 — Шапочка типа тюбетейки с цветной меховой опушкой. Подорванная Балка.


Плечевая одежда. Женская и детская: 1 —Женское платье туникообразного покроя с запа­зушным карманом. Мощевая Балка, Подорванная Балка, Амгата. 2 —Детская рубашка-кур­точка. Подорванная Балка. 3 —Детская нижняя рубашка. Подорванная Балка. 4 —Детский холщовый кафтанчик. Мощевая Балка. Мужская:1, 2—Холщовый кафтан. Подорванная Балка. Мощевая Балка. 3 — Оформление V-образного выреза на кафтане. Подорванная Балка.


Поясная одежда и обувь: 1 —Короткие холщовые штаны с широким шагом. Подорван­ная Балка. Мощевая Балка. 2 — Сапожок-амулет. Подорванная Балка. 3 — Кожаный башмак. Подорванная Балка. 4 —Кожаный сапог. Подорванная Балка. 5 —Кожаный носок. Подорван­ная Балка. 6 —Кожаный башмачок, отделанный шелком. Подорванная Балка. 7 —Высокий кожаный сапог. Хасаут. 8 — Холщовый чулок.

XI-XII вв.

Головные уборы: 1 Венчик, орнаментированный нашивными бляшками и бубенчиками. Змейская. 2 — Глубокий головной убор, орнаметированный металлическими бусинками и бу­бенчиками. Змейская. 3 — Колпакообразный головной убор, орнаментированный бусами, бляшками и бубенчиками. Змейская. 4 — Шлемообразный кожаный головной убор. Рим-Гора. 5 — Головной убор, украшенный кожаной перекрещивающейся лентой с нашитыми на нее бронзовыми бляшками.

Плечевая одежда. Женская: 1 —Платье приталенно-расклешенного силуэта с шарфом. Змейская. 2—Короткая безрукавка. Змейская. 3—Платье, отделанное вышивкой расти­тельными мотивами металлическими бусинками. Рим-Гора. Мужская:1 — Кожаный халат с золоченой кожаной аппликацией и короткий кафтан из шерстяной ткани. Змейская. 2 — Кафтан, отделанный бронзовыми бубенчиками. Змейская, 3 — Кожаная юбка бельдек. Змейская.

Поясная одежда и обувь: 1 — Кожаные сапоги, покрытые холщовой тканью и обшитые бу­бенчиками. Змейская. 2 — Кожаные сапоги с кожаной аппликацией. Рим-Гора. 3 — Кожаная обувь, декорированная бронзовыми бусинками.

XJII-XVee.

Головные уборы. Женские: 1 —Конусообразный головной убор, украшенный серебряной лен­той и серебряными пластинами с височными подвесками. Карт-Джурт. 2 —Конусообразный головной убор с металлическим венчиком. Натухайская. 3 — Конусообразный головной убор с навершием —лунницей, орнаментированный серебряными пластинами и подвеской. Зарагиж. 4 — Конусообразный головной убор с навершием—лунницей. Белореченская. 5—Глубокий округлый головной убор. Махческ. Мужские:1—Убор типа тюбетейки. Белореченская. Зарагиж. 2 — Меховая шапка. Белореченская. 3 — Шапка из четырех кли­ньев. Даргавс. 4 — Меховая шапка. Даргавс.

Плечевая одежда. Женская: 1 — Нижняя рубаза, Даргавс. 2 — Кафтан приталенно-рас­клешенного силуэта со стоячим воротником. Дзивгис. 3 —Детское платье. Дзивгис. 4 — Приталенно-расклешенное, распашное платье. Зарагиж. 5 — Короткая безрукавка. Дзивгис. Мужская: 1—Холщовый кафтан. Дзивгис. 2—Холщовый кафтан с V-образным вырезом, отделанный кожей. Дзивгис. 3 — Стеганая одежда. Даргавс. 4 — Кафтан (спинка). Даргавс. Поясная одежда и обувь: 1 — Короткие штаны с завязками. Дзивгис. 2 —Длинные штаны. Даргавс. 3 — Кожаные сапоги. Дзивгис. 4 — Кожаные башмаки и носки. Дзивгис. 5, б, 9 — Кожаные башмаки. Даргавс. 7 —Ноговицы. Даргавс. 8 — Общий вид женской обуви. Даргавс.

Fig. 60. Transformation of clothes in the 7th-15th cc.



Глава 3






Дата добавления: 2016-10-07; просмотров: 1563; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2021 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.024 сек.