Исключение из правила последовательного изложения: сначала выводы


Из правила последовательного изложения есть одно важное исключение, касающееся юридического письма. Юридическое письмо следует начинать с конца, а именно, с выводов. Этот метод может быть назван «писать в обратном порядке». Его цель — изложить существо вопроса с самого начала и предо­ставить читателю возможность с первых строк понять, о чем пойдет речь[38]. Если вы пишете кому-то письмо, ваш читатель должен сразу понять, почему вы к нему обращаетесь. Если вы отвечаете на чей-то вопрос, ваш ответ, хотя бы в краткой форме, должен быть ясен с самого начала.

«Не веди читателя на поводке» — говорил мне в свое время мой научный руководитель, имея в виду, что читатель дол­жен с первых строк понимать, куда его ведет автор и зачем. Юридическое письмо — это деловая бумага. Читатель — это коллега-юрист или клиент. В обоих случаях он читает наши тек­сты не для развлечения, а выполняя профессиональные обязан­ности. Если мы с самого начала вводим читателя в суть дела, а не ведем его «на поводке» в соответствии с ходом наших мыс­лей, мы значительно упрощаем восприятие им текста. Понимая главное в документе, его суть, читателю легче следить за ходом наших дальнейших рассуждений, как правило, весьма сложных и требующих большой концентрации внимания.

В американской юридической практике, где правило «писать в обратном порядке» неукоснительно соблюдается, считается, что этот метод имеет целый ряд преимуществ:

• во-первых, это более убедительно: читателю важно полу­чить самую главную информацию в начале, после чего он уже может спокойно читать дальше; в этом отноше­нии чтение деловых бумаг диаметрально противопо­ложно чтению детективных романов, где знание раз­вязки, как правило, лишает смысла само чтение;

• во-вторых, читателю, который не очень хорошо знаком с предметом вашего юридического письма, в этом случае будет значительно легче понять суть проблемы, тонко­сти правового регулирования и вашей аргументации;

• в-третьих, начинать с выводов — это гарантия того, что ваша основная мысль дойдет до читателя, даже если он не слишком сведущ в данном вопросе либо читал невнимательно или в спешке;

• в-четвертых, это проявление уважения к читателю и эко­номия его времени[39].

Рубрикация текста

Общие правила

Обычно то, что вы пишете, по форме представляет собой комплекс вопросов и ответов, поэтому в тексте, как правило, выделяются разделы, подразделы, темы или подтемы и т.д. Сложный документ имеет и сложную структуру. То, насколько удачно структурирован ваш документ — и с точки зрения логики изложения, и с точки зрения заголовков, подзаголов­ков и иных способов рубрикации, — будет в значительной сте­пени определять и его ясность.

Существуют разные способы рубрикации текста. В сложно структурированных текстах принято выделять части, разделы, главы, параграфы, подпараграфы, пункты и др. Наименования соответствующих рубрик могут сопровождаться нумерацией (римскими и арабскими цифрами, порядковыми числитель­ными) и буквенными обозначениями.

Важно найти оптимальный вариант рубрикации. Во-первых, каждая структурная единица текста должна соответствовать вмещенному в нее объему материала, а, во-вторых, рубрика­ция не должна быть слишком дробной. Объемный, не разби­тый на части текст воспринимается труднее, и наоборот — в слишком дробной рубрикации читатель может запутаться и, как говорится, «за деревьями не увидеть леса». Поэтому необязательно использовать сразу все предложенные в при­веденной выше схеме варианты обозначения структурных единиц текста. Считается, что, если в построении документа присутствуют строчные буквы, следует подумать, не слишком ли сложную систему вы избрали[40].

Система обозначений выбирается в зависимости от раз­меров и содержания текста, вкусов автора, а также правил, установленных в отношении определенного вида документов. Иногда наименования рубрик отсутствуют, их полностью заме­няет цифровая система нумерации. В меморандумах и дого­ворах, как правило, используется многоступенчатая рубрика­ция, сопровождаемая цифровой системой нумерации. В неко­торых видах юридических документов, например в договорах, обычно нумеруется каждый абзац. Это простейший вид рубри­кации. Он удобен, в первую очередь, потому, что позволяет отсылать к определенным пунктам документа и освобождает от необходимости при каждой отсылке давать название соот­ветствующей структурной единицы текста (если таковое име­ется) либо высчитывать абзацы.

Заголовки

Большинство документов, которые готовят юристы, укла­дываются в определенный формат, предписанный конкретным видом документа, будь то договор, исковое заявление, мемо­рандум, юридическое заключение, письмо и т.п. Название некоторых видов юридических документов, например про­цессуальных бумаг, должно соответствовать названию, кото­рое предписано в отношении данного вида законом[41]. Поэтому практикующим юристам редко приходится утруждать себя тем, чтобы придумывать заголовок для своего сочинения: как правило, он уже заранее предопределен либо вариации ограничены. Так, едва ли у юристов, работавших над проек­том «Меморандума о результатах юридической проверки ОАО «АБВ» и структурировании сделки по приобретению имуще­ства» был большой простор для фантазии при формулировании названия этого документа. С подобного рода проблемой обычно приходится сталкиваться при работе над менее формализован­ным юридическим текстом, например научной публикацией. Это, тем не менее, не означает, что название в юридическом письме не имеет значения. Оно важно, и даже с учетом стро­гого формата делового стиля заголовок может быть удачным и неудачным. Вспомним слова из старой детской книги: «Как вы яхту назовете — так она и поплывет». Сказанное в полной мере относится и к подзаголовкам — названиям структурных единиц (глав, разделов, параграфов и др.) вашего документа.

Заголовок и подзаголовки — это нечто большее, чем про­сто наименование нашей работы или ее конкретного раз­дела. Заголовок и подзаголовки должны не только заинтере­совать читателя и обеспечить работе «хорошее плавание». Они должны отражать содержание работы или ее части и таким образом информировать читателя. Из заголовка и подзаго­ловков читатель узнает, о чем пойдет речь в документе или его соответствующем разделе. Подзаголовки позволяют чита­телю сориентироваться в материале, являясь для него своего рода проводником в лабиринте нашего документа. Поэтому для подзаголовков важно использовать информативные назва­ния, которые точно отражали бы содержание относящегося к ним текста.

Что касается названия всего документа, напомню: оно должно быть таким, чтобы в дальнейшем, иногда длительное время спустя, вы могли быстро найти документ, который вам нужен.

Важно также, чтобы заголовки не были громоздкими. Здесь могут быть две крайности.

Другая крайность — это излишне короткие названия, состо­ящие порой из одного слова. В этом случае есть опасность, что заголовок будет слишком широким и не позволит читателю составить правильное представление о содержании работы. Тем не менее, короткие наименования часто встречаются в подзаголовках юридических документов, например: «Факты», «История вопроса», «Анализ», «Выводы». Они малоинформа­тивные, однако в ряде случаев являются обязательным ком­понентом структуры документа (например, в меморандуме, о котором речь пойдет ниже) и, с этой точки зрения, полно­стью выполняют свою информационную функцию.

Цель заголовка и подзаголовков состоит в том, чтобы ука­зать на вопросы, которые будут рассматриваться в работе или ее соответствующих частях, обозначить их, а не рассказы­вать о них. Поэтому в таких случаях, как правило, не исполь­зуются глаголы. Заголовки считают «канонически безгла­гольным речевым жанром»[42]. Редким исключением является, например, название произведения Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». «Безглагольность» заголовков характерна не только для художественной прозы, но и для юридических работ.

Соображения эстетики требуют также, чтобы названия под­заголовков были выдержаны в одном стиле и набраны одним шрифтом и размером на протяжении всей работы.

Одна из целей подзаголовков состоит в том, чтобы сде­лать текст более легким для восприятия и обеспечить пере­ход от рассмотрения одного вопроса к рассмотрению другого. Однако, поскольку этой же цели служит, в первую очередь, абзац (о чем речь пойдет ниже), полагаться только на заго­ловки в этом отношении не стоит. Обычно все же нужно под­готовить читателя к переходу от одного вопроса к другому при помощи «переходного» слова или «переходной» фразы.

Относительно заголовка важно отметить также следующее. Заголовок статьи закона при определенных обстоятельствах может быть истолкован как часть включенных в статью норм. На это обращают внимание, в частности, М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, приводя в качестве примера заголовки ста­тей 942 и 1016 ГК РФ «Существенные условия договора стра­хования» и «Существенные условия договора доверитель­ного управления имуществом», что позволяет признать пред­усмотренные в данных статьях условия существенными[43]. При составлении договоров, наоборот, иногда специально огова­ривается, что заголовки в тексте договора не несут самостоя­тельной правовой нагрузки и не являются юридически значи­мыми. В таких строго формализованных видах юридического письма, как, например, юридическое заключение, иногда также делают специальную оговорку о том, что «заголовки в настоящем заключении предназначены исключительно для удобства ссылок».

Выделение частей текста

Существуют разные способы обратить внимание читателя на определенное слово или часть текста. Часто с этой целью используется выделение жирным шрифтом, подчеркивание и курсив[44].

Здесь имеются две опасности.

Во-первых, выделение частей текста отвлекает читателя от собственно содержания и затрудняет восприятие текста. Поэтому не следует этим злоупотреблять.

Во-вторых, выделение частей текста, особенно собственных слов, может показаться навязчивым и вызвать раздражение. Читатель может подумать, что вы недооцениваете его умствен­ные способности и считаете, что ему требуется специальная помощь в виде выделения слова, чтобы следовать ходу ваших мыслей. Лучше формулировать мысль так, чтобы акцент стоял именно там, где нужно, и не было бы необходимости прибегать к внешним эффектам.

При выборе между жирным шрифтом, подчеркиванием и курсивом предпочтение лучше отдать курсиву. Наименее удобным является подчеркивание. Курсив же, напротив, — наименее агрессивен и зрительно лучше воспринимается[45].

В некоторых случаях использование курсива не только целе­сообразно, но и, в соответствии с общепринятой практикой, обя­зательно. Во-первых, курсивом обычно выделяются иностран­ные слова в русском тексте. Во-вторых, курсивом выделяются фамилии авторов работ, на которые делаются ссылки в сно­сках. В-третьих, курсивом выделяются слова, употребленные иносказательно, небуквально (в этих целях также используются кавычки). В-четвертых, курсив часто используется, чтобы выде­лить в цитате какое-нибудь слово или группу слов. Это более оправдано, чем выделение слов в собственном тексте, так как позволяет обратить внимание читателя на то место в цитируе­мом тексте, которое представляется для вас наиболее важным.

Построение списка

Для привлечения внимания читателя к каким-то положе­ниям в тексте используется также построение списка. Список бывает нумерованным или может быть обозначен пунктами. Для обозначения пунктов в перечне используются:

• круглые точки;

■ квадраты;

— черточки;

ü или иные значки, существующие в программе вашего компьютера.

Построение списка значительно облегчает восприятие тек­ста и зрительно, и по существу, поэтому часто используется при подготовке самых разных видов юридических текстов: законов, договоров, меморандумов, писем (в том числе элек­тронных) и др.


Главное при построении списка — не допустить ошибки в сочетаниях однородных членов, не допустить перекре­щивания понятий и нарушения соотношения между видо­выми и родовыми понятиями, как это произошло, напри­мер, во фразе: «он был высокий, голубоглазый и безработ­ный».

Абзац

Абзац — это часть текста, представляющая собой смысловое единство и выделяемая отступом в первой строке1. Абзац необ­ходим, чтобы помочь читателю в восприятии текста. Он выпол­няет в предложении двоякую функцию — логическую и эсте­тическую.


Логическая функция абзаца

Одно из основных предназначений абзаца — способство­вать логичному изложению материала. Как правило, каж­дый абзац посвящен какому-то одному вопросу, определен­ному аспекту рассматриваемой проблемы. В нем рассматри­вается новая тема либо детализируется или развивается мысль, высказанная в предыдущем абзаце. Абзац — это что-то отно­сительно законченное, от чего вы отталкиваетесь, продвига­ясь в рассуждениях.

Как уже было сказано, все в юридическом письме должно быть подчинено задаче четкого и ясного изложения матери­ала. Изложение внутри абзаца также должно быть логичным и последовательным. Это касается каждого элемента вашего письма, в том числе абзаца и составляющих его предложе­ний. Каждое последующее предложение должно быть логиче­ски связано с предыдущим, оно поясняет или развивает мысль. Движение внутри абзаца следует логике вашего рассуждения. Поэтому последняя фраза абзаца должна быть, во-первых, свя­зана с начальной, а, во-вторых, должна подготовить читателя к переходу к следующему абзацу, вашей новой мысли и дать ему понять, что вы либо закончили рассмотрение данного вопроса и переходите к другому, либо приступаете к более детальному анализу того, о чем шла речь выше.

Каждый новый абзац — это своего рода сигнал читателю: дальше его ожидает новая мысль, новый поворот или развитие сказанного. Поэтому важно, с какой фразы абзац начинается. Целесообразно начинать с предложения, выражающего клю­чевую мысль, выраженную в данном абзаце, поэтому первую фразу в абзаце называют «ключевой»; она является решающей и определяет, о чем в данном абзаце пойдет речь.

Если же основная тема абзаца является одной из состав­ных частей общего вопроса, то целесообразно начинать его с фразы, которая служит переходом от предыдущего абзаца к последующему. Обычно это выражается такими словами или словосочетаниями, как: «таким образом», «следовательно», «по той же причине», «однако», «тем не менее» и др. Впрочем, необходимо помнить, что, если одна и та же вводная фраза или словосочетание используется слишком часто, то это зна­чительно снижает стилистическое восприятие текста. Поэтому следует избегать неоправданных повторов.

Если мы начинаем абзац с ключевой или переходной фразы, мы экономим время читателя на знакомство с нашим докумен­том. Не забывайте, что речь идет не о чтении художественной литературы. Соображения прагматизма требуют, чтобы можно было, не читая весь текст полностью, а пробежав глазами по ключевым фразам, выбрать для себя наиболее важное.

Эстетическая функция абзаца

Еще в аспирантуре меня учили: абзац не должен занимать целую страницу и тем более переходить на следующую. К сожа­лению, такие писания встречаются, причем не только в студен­ческих работах, но и в трудах более маститых специалистов. Даже если в двухстраничный абзац заложен глубокий смысл, сам его вид навевает тоску и отбивает всякую охоту вникать в такой безостановочный «поток сознания».

Каков оптимальный размер абзаца? На данный вопрос нет однозначного ответа. Это определяется существом вопроса, стилем изложения, форматом документа, авторской манерой письма. Например, в академических работах (научных статьях, монографиях) большие абзацы выглядят более уместными, чем в меморандуме или юридическом заключении.

Если же абстрагироваться от конкретного вида юриди­ческого письма и присущего только ему стиля изложения, то в качестве общего пожелания можно сказать, что абзац не должен быть ни слишком длинным, ни слишком корот­ким. Считается, что оптимальный размер абзаца — от трех до восьми предложений, а количество слов не должно пре­вышать 150. Конечно, многое будет зависеть от длины пред­ложения (речь об этом пойдет в следующем разделе) и, соот­ветственно, количества слов. Поэтому если ваш абзац состоит из шести предложений, каждое из которых включает 80 слов, то это может, по образному выражению американского экс­перта по вопросам юридического письма и стилю юридиче­ских документов Б. Гарнера, «вселить в читателя ужас»[46].

Поэтому если вы не хотите, чтобы ваша бумага вызвала отторжение у читателя одним своим видом, нужно позабо­титься о том, чтобы текст хорошо воспринимался зрительно. Если ваш абзац оказался слишком большим, перечитайте текст, подумайте, нельзя ли его разбить на два или три абзаца, даже если по смыслу это не является столь уж необходимым. Возможно, разделение текста не только будет способствовать его лучшему зрительному восприятию, но и позволит читателю сделать между абзацами своеобразную паузу и лучше усвоить сказанное вами.

Однако если страница пестрит абзацами — это другая крайность. Пестрота отвлекает читателя от восприятия текста. Следует помнить также и о том, что страницы вашего текста не должны выглядеть однообразно: абзацы, как и предложения, должны быть разной величины.

Зрительное восприятие абзаца зависит от параметров стра­ницы и междустрочного интервала. Поэтому следует соотносить размер параграфа с размером и форматом страницы. В любом случае в ширину абзац должен быть больше, чем в длину[47].

Абзац в юридическом письме, как правило, не состоит из одной фразы (обычно это встречается в художественной литературе и особенно характерно для пьес). Однако состоя­щий из одной фразы абзац также имеет право на существова­ние. Более того, есть ситуации, когда это необходимо.

Так, использование короткого абзаца оправдано, когда он является связующим звеном между тем, что было сказано выше, и тем, что последует ниже, либо представляет собой само­стоятельный блок информации, например, при описании фак­тических обстоятельств дела.

Обозначение абзаца

Как правило, в тексте абзац обозначается красной строкой, т.е. отступом вправо перед первым предложением. До недав­него времени это было правилом, которое должно было неу­коснительно соблюдаться. В последнее время мы все чаще встречаем отделение абзацев друг от друга не красной стро­кой, а двойным интервалом. Это вопрос вкуса и принятого в конкретной организации стиля подготовки документов. Однако традиционным в русском языке и безошибочным с точки зрения правил является начало нового абзаца с крас­ной строки.

Выше уже отмечалось, что иногда в документах встреча­ется нумерация каждого абзаца. Это характерно для догово­ров, однако широко используется и при оформлении других видов юридического письма (например, нормативных право­вых актов). В остальных случаях нумерация абзацев — дело вкуса или следование выработанным в организации стандар­там. Строгих единых правил в этом отношении не существует.

Напомню, что основное удобство нумерации абзацев состоит в том, что она упрощает внутритекстовые отсылки.

Меморандум



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2451;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.018 сек.