Логика изложения в юридическом письме
Когда мы говорим о логике изложения, мы имеем в виду, что наше изложение, вслед за нашим мысленным рассуждением, должно быть определенно, последовательно и доказательно. Оно должно строиться с соблюдением основных законов формальной логики: законов тождества, противоречия (непротиворечия), исключенного третьего и достаточного основания — и вытекающих из них требований[27].
Обычно мы соблюдаем логические законы на подсознательном уровне, как продиктованные здравым смыслом. Логика вопроса, как правило, предопределяет логику мысли[28]. Однако особенно тщательно приходится следить за соблюдением законов логики, когда мы работаем со сложными многоаспектными юридическими документами, с большим объемом фактических данных, большим массивом зачастую противоречивого правового материала, сложной аргументацией.
Нарушение логических правил приводит к логическим ошибкам — ошибкам в строении мыслей и связей между ними[29], а это в юридическом письме недопустимо.
Нарушение закона тождества, когда один и тот же термин используется в разных смыслах, приведет к тому, что наши рассуждения будут неопределенны и читатель не поймет, о чем идет речь. Поэтому, например, чтобы объяснить в данной работе, какие требования предъявляются к подготовке меморандума и юридического заключения, пришлось сначала выяснить, что именно будет пониматься под каждым из этих терминов, поскольку они не являются устоявшимися в российской юридической практике, и юристы часто вкладывают в них различное содержание.
Нарушение требований закона противоречия (непротиворечия), когда одно суждение исключает другое, делает наши рассуждения непоследовательными и противоречивыми.
Закон исключенного третьего говорит о том, что из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, а другое ложным; третьего не дано. Таким образом, этот закон требует «выбора одной из двух взаимоисключающих альтернатив»[30]; мы не можем отвергать одновременно само высказывание и его отрицание[31]. Для иллюстрации вспомним известное «Быть или не быть?» из шекспировского «Гамлета». Аналогичным образом, не нарушая закон исключенного третьего, нельзя утверждать одновременно, что одна из сторон в споре нарушила свои обязательства по договору и что она их не нарушила; что конкретные лица состоят в зарегистрированном браке и одновременно не являются мужем и женой; что данное лицо виновно в совершении преступления и что оно его не совершало: «середины» в таких случаях быть не может.
Суть закона достаточного основания сводится к тому, что всякое утверждение должно быть обоснованно; при этом оснований должно быть достаточно для того, чтобы из них можно было вывести определенное утверждение[32]. В противном случае наши утверждения будут голословными.
Соблюдение требований закона достаточного основания предполагает аргументированность утверждений. Аргумент — это суждение (или совокупность суждений), которое приводится в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); аргумент — это также основание (часть основания) доказательства[33]. Аргументация — это именно тот способ обоснования утверждений, который чаще всего приходится использовать юристам при подготовке юридических документов.
Примером логической ошибки аргументации служит так называемый «круг в аргументации» (или «круг в доказательстве»), когда нарушается правило независимости аргументов от тезиса. Это хорошо демонстрируется фразой «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»[34].
Логические ошибки часто допускаются в определениях, когда определение дается через определяемое слово. В логике их именуют «кругом в определении»[35]. В качестве примера можно привести определение оперативно-розыскной деятельности в Федеральном законе об оперативно-розыскной деятельности: «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств»[36]. Если нам неизвестно, что такое оперативно-розыскные мероприятия, мы едва ли сможем понять, что такое оперативно-розыскная деятельность. По этой же причине некорректным является и определение «коллегии адвокатов», содержавшееся в прежнем законе: «объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью»[37].
Логика изложения предполагает также соблюдение последовательности изложения. Изложение должно быть плавным. Каждый последующий из приводимых нами тезисов должен вытекать из предыдущего или быть с ним связан.
Устная и письменная речь строятся по разным канонам, однако логика должна присутствовать и в той, и в другой речи. Юридическое письмо должно быть цельным. Это означает, что наше изложение должно концентрироваться на главной теме. Мы должны соблюдать логическую последовательность изложения и логику построения. В юридическом письме не должно быть внутренних противоречий и логических провалов. Поэтому при компоновке текста мы должны правильно группировать материал. Отдельные части текста (разделы, главы, параграфы и другие структурные единицы текста) должны быть логически связаны. Аргументация должна быть логически выстроена и убедительна, формулировки доказательны. Одни положения не должны противоречить другим.
Чтобы проверить, отвечает ли ваш текст этим требованиям, представьте, что вы излагаете написанное кому-то, кто настроен по отношению к вам критично и не упустит возможности отметить недостатки и слабые места в вашей позиции.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2594;