Древнерусское старинное многоголосие или строчное пение (по строкам)
Исследователи сомневались в его существовании, хотя упоминания о нем есть в материалах начала, а записи встречаются в сборниках второй половины XVIIвека. Вот что писал Ф. Одоевский: «Между ними (голосами) нет никакого гармонического сопряжения: здесь явно партии вполне отдельные; никакое человеческое ухо не может вынести ряда секунд, что здесь на каждом шагу».
Сегодня считают, что строчное пение весьма почиталось в XVI-XVII вв., что оно сочетало принципы параллельного движения голосов и подголосочные.Главный церковный напев - в середине многоголосия - называли путем, он “как бы обвивался или оплетался подголосками сверху и снизу, в результате чего образовывался некий «жгут» голосов, заплетшихся в единую переплетенную нить. Именно отсюда проистекает тесное расположение голосов и обилие секундовых созвучий и представляется неким расплывающимся шлейфом одухотворенной материи”.
Исполняться песнопения могли двухголосно, “трехстрочно” (путь, верх и низ)и иногда сверху добавлялась четвертая мелодия «демество».
В рукописях есть слова: «низ», «захват верхом», «в полскока», «в полскока путем да низом» и «в полскока путем да верхом».
Введение многоголосия с влиянием европейской музыки было связано с церковной реформой патриарха Никона, он интересовался католической музыкой и был приверженцем нового стиля. Строчное пение, где голоса не делились по тембровому или регистровому признакам уступило место партесному пению (по партиям). Старинная русская традиция сохранялась у старообрядцев и, возможно, в некоторых монастырях.
Из истории знаменного пения.Традиции этого русского церковного певческого искусства, как известно, пришли вместе с христианством. У нас его называли ангелоподобным или ангелогласным.
О его смысле великие святые и богословы говорили так:“…дух, умеряя голос каждого, из многих голосов составляет одну мелодию” (Иоанн Златоуст), “Бог не заповедует каждому частную молитву, а повелевает всем молиться за всех, молитвою общею и молитвою единодушною” (Киприан).Главное – это “дух древнего благочестия, который в полной мере и неотъемлемым образом присутствует в древней певческой традиции нашей Церкви”.Веками оно было призвано вызывать у человека особое состояние душии сосредоточение на тексте молитвы.
Почему одноголосие?Его связывали с ощущением нематериальности и времени, многоголосие – материальности и пространства, поэтому оно запрещалось, как и все, что вызывало телесные реакции (песенность, танцевальность, маршевость) или обладало ассоциативностью, изобразительностью. Поэтому не использовались инструменты, тексты пели прозаические, слова не повторяли, кульминации отсутствовали, мелодии были плавными (терция – уже “скачек”) и непрерывными (без остановок между строками).
Согласно современным научным представлениям, Церковный Распев – единораздельная целостность, имеет фрактальный характер (принцип “матрешки” или самоподобия на разных масштабных уровнях), то есть, как бы состоит из множества вложенных друг в друга структур. Они обладают разомкнутостью и раскрытостью, проницаемы друг для друга. Существует иерархия структур: попевка → песнопение → чин вечерни, утрени или литургии → суточный круг → седмичный круг и т.д. Постоянное присутствие общего целого в каждом элементе и разделе является фундаментальным свойством знаменнойсистемы осмогласия (см. далее).
Пояснение. Фрактал(fractus — дроблёный). "Фракталом называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому" (Мандельброт «Фрактальная геометрия природы»). Фрактальная геометрия как наука, стала развиваться с конца 70-х годов XX века.
Примеры фракталов:
В литературе:
Венок сонетов - цикл из 14 сонетов, где каждый сонет состоит из 14 строк, последние строки - первые в последующих сонетах, из этих строк образуется 15-ый сонет, выражающий замысел цикла. Другой пример - рассказ в рассказе (сказки “Тысячи и одной ночи”).Графическое изображениебывает такое:
Фрактальный принцип в «Бесконечных стихах» Р. Сефа:
Кто вечно хнычет и скучает —
Тот ничего не замечает,
Кто ничего не замечает —
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Если скучно стало — почитай сначала.
Система Осмогласия.Русская церковная музыка основывалась на обиходном звукоряде и системе осмогласия.
Обиходный звукоряд (с названием согласий)
"Согласия" – это название трихордов, их четыре."Обиход" - собрание мелодий, используемых в церковной певческой практике.
Система Осмогласия (8-ми гласов) была заимствована из Греческой Церкви, ее создатель - Иоанн Дамаскин. В русской традиции глас – это мелодия-образец, система попевок. Гласов – 8 (4 основные и 4 производныек ним или автентические и плагальные), в соответствии с церковным календарем. Каждый глас исполняется с воскресенья до субботы, на протяжении недели. С помощью системы осмогласия распеваются: стихиры, кондаки, ирмосы, прокимны, алиллуйя.
Глас имеет музыкально-выразительные особенности (характеристика дается в книгах, посвященных русскому церковному пению), содержит индивидуальные попевки, лица и фиты, а также - общие с другими гласами.
“Единая система осмогласия как бы просвечивает через индивидуальные черты гласа. Подобный эффект, возможен в условиях попевочной или центонной техники (лат. centon – плащ из лоскутьев). В знаменном распеве, идея осмогласия получила, очевидно, наиболее полное и совершенное воплощение”.
В своем гласе распеваются определенные тексты, например: "Блажен муж" в 8-м, "Свете тихий" раньше было распет на все 8 гласов, Великое славословие, "Честнейшая”, "Херувимская песнь" в 6-м (Иоанном Дамаскиным).
Принципы сочетания музыкального материала – подобие (то же, да не то) и синтезирование (так же, но иначе).
3 вида мелодий: псалмодия (1 слог на 1 звук, тон речитации назывался “читок”), невматический тип (2-3 звука на 1 слог) и мелизматический (праздничные распевы мелодий с участием лиц и фит). Их использование определялось видом службы.
Чередование песнопений производило особый эффект. “Ритмическая пульсация мелодизма знаменного распева являлась конкретным осязательным воплощением ритма священного православного календаря, и человек, регулярно посещающий храм, неизбежно подпадал под действие этого ритма и этой пульсации, что позволяет говорить о знаменном распеве как о способе православной организации внутренней жизни души и как о средстве освящения, или сакрализации всего жизненного времени”.
Богослужебное пение включало и мелодии, не относящиеся к системе осмогласия: «Благослови, душе моя, Господа», «Блажен муж», «Хвалите имя Господне», Херувимская песнь, «Милость мира» и др. Они часто имеют непопевочное строение.
Символизм ЦерковногоРаспева – это звукообраз мира горнего. Осмогласные мелодии являются “образом кругообразных движений ангелов, созерцающих Славу Божию”, внегласовые мелодии связывают с прямолинейным движением: “образом ангельского нисхождения к более низшим чинам…, а также образом восхождения человеческой души к простому и объединяющему созерцанию”.
Херувимская песнь, «Милость мира» и последующие песнопения этого раздела литургии оказываются “мелодическим центром, некоей неподвижной осью, вокруг которой осуществляется вращение осмогласных структур, представляющее собой мировое кругообращение вокруг литургического центра или Евхаристической жертвы”.
“Взаимоотношения знаков-знамен и попевок глубоко символичны. Даже сам звукоряд имеет троичную символику”.Знамя – это образ с несколькими уровнями смысла.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2891;