Философия в жизни современного человека и общества
Человек современный - это существо, терзаемое противоречиями. И противоречиями, прежде всего, прикладной, повседневной жизни. Если ранее противоречия снимались ритуалом, мечтой в светлое будущее, то ныне они дискредитированы глобальным историческим процессом. Основная линия противоречий пролегает между приоритетом предметности (физические радости, простые удовольствия, статусность, облекаемая в количественные показатели машин, драгоценных металлов и т. д.) и приоритетом идеальности (компьютерные симуляторы политического величия, физической мощи; игра в средневековых рыцарей, иллюзорность средств наркотического опьянения). Эта линия проходит в личной жизни каждого, отбрасывает таинственные блики на политику (не важно, КТО политик, важно, КАК я о нем думаю), на экономику (деньги – по сути резанная бумага, подменяют естественные материальные ценности), на культуру (важно не качество исполнения, а политкорректность певца) и т.д. и т.п.
Разобраться в этом мире крайне тяжело. Ни одна из научных дисциплин не предлагает и не предполагает ответов на вопросы: «Что лучше?», «Какой дорогой следует пойти?». Наука дает варианты ответов, но не решает вопросы мировоззренческие. Отдавая все на суд самого человека, фактически бросая его без инструментов на диком острове современной цивилизации. Философия же, обладая многовековой традицией поисков ответов на вопрос о жизни Человека, смысле его бытия и смерти, профессионально подготовлена, чтобы стать светильником в окружающих нас джунглях вопросов, искушений и мировоззренческих пропастей.
Возьмем для практического примера самый «ходовой» принцип современного отношения к миру. Кратко он звучит: «У каждого своя точка зрения». И этот факт представляется не только приемлемым, но и единственно возможным. Вам не нравится музыка? Это ваши проблемы, а мне нравится. Вам мешают и вызывают раздражения гомосексуалисты? Но это только для Вас, а для меня это приемлемые и милейшие люди. И весь спектр современной жизни пронзается щупальцами указанного принципа. Однако если мы будем говорить о «Всех» и «Всегда», то тогда придется признать, что омерзительный маньяк, который «потрошит» беременных женщин имеет право на существование, ибо ЕМУ это нравится, ОН считает это приемлемым. Конечно, встает вопрос об ущербе для беременных женщин, НО таковой вопрос не встает в иных, менее рельефно выраженных ситуациях вреда принципа «У каждого своя точка зрения». Почему? Вероятно, не хватает понимания меры. Меры, за которой «Моя точка зрения» не может быть оправдана, что у каждого свой взгляд на вещи. Любая мера - это ограничение, а любое ограничение – это нарушения глобального принципа «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» или «Жизнь коротка, и надо все в ней попробовать». Вам мешает бородатая женщина – победительница Евровидения? Не смотрите телевизор. Правильно? Нет. Почему Я должен ограничивать свое право, тогда как ОН не считает нужным переменить ограничения к самому себе? По сути это краеугольный вопрос особой философской дисциплины «Философия права». Ответ на него не сможет дать ни юриспруденция, ни уголовное право… ни психиатрия. Это точка приложения философской методологии. И подобных вопросов, с которыми сталкивается современный человек, множество, большинство из них имеют прямое отношения к миру философии и философскому мировоззрению.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 2726;