Предпосылки появления философии
Согласно сухим строчкам энциклопедии: «Философия(греч. phileo — люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем». Звучит строго и даже сурово. Но возникает вопрос, а ради чего вдруг человеку потребовалось искать фундаментальные принципы, то есть такие, которые работают всегда и везде? Жил же он до этих принципов? Так почему и дальше жить не может? И что это за блажь такая, создавать «предельно обобщенную картину мира»? Если кусок хлеба с маслом – это хорошо, то для чего размышлять о свойствах масла у меня во рту и на планете Марс? Ни к чему. В самом деле, эти широкие обобщения.
Так-то оно так, но лишь до определенного мгновения. Рано или поздно перед человеком или перед обществом, как подводная лодка из глубины, с шумом и ревом возникнут проблемы. Причем, проблемы, не имеющие аналогов разрешения, для их ликвидации всего жизненного опыта личности или культуры всей цивилизации будет недостаточно. Нужно будет либо решать эти проблемы, творя новое, доселе никем не виданное, либо ложиться и помирать. Эти проблемы могут возникнуть в жизни человека в разных ипостасях: «Почему она меня не любит?», «Текущая теория исторического процесса плодит парадоксы, но не дает ответов», «Ох и устал же я воровать!». Жизнь предлагает нам разные заковыристые вопросы в научном, духовном или житейском планах. И требует ответов. Ответов, которые не знает никто, и все твое будущее зависит от твоего разума и духовных сил. Именно здесь для личности открывается возможность протиснуться сквозь игольное ушко собственного «Я» в мир философии, а есть возможность и рухнуть в философские пропасти с крутых склонов позерства, самомнения и желания «быть как все». В такой ситуации жизнь требует решить общий вопрос (тот самый «предельно обобщенный») и лишь потом принять конкретное решение. Кто я? Вор или честный человек? Лукавства формата: «Я честный, но ведь все воруют», – опять выводит на круг вечных проблем. И многие люди сходят с ума от вновь и вновь наплывающих, но таких кошмареньких вопросов. Вопросов, которые страшно решить «с предельно общих оснований».
Временами такие вопросы возникают и в жизни общества. С кем ты народ? В чем смысл жизни твоей культуры? Готов ли ты на подлость ради благополучия? Что такое предательство друга и союзника? И тогда общество (государство, культура, политика, литература…) бурлит ответами, обвинениями, сентенциями, пророчествами. Иногда из этого бурлящего котла возникает философия – философия, которая становится руководством к жизни многих и многих поколений людей. Резюмируя, то есть максимально обобщая и переводя в короткую словесную форму все вышесказанное, нужно прописать, что философия возникает, когда в обществе ив жизни отдельного человека появляются нестандартные проблемы, не имеющиеаналогов своего решения.
Но этого недостаточно. То, о чем мы говорили, это лишь пространство рождения философии, однако, необходимо и такое свойство мира, как движение. Если нет движения, то пространство бесплодно, если нет совести, то душа – пуста, если нет мысли, и лоботомия пройдет незаметной. Для появления философии попутным ветром является свобода. Но не та кичливая визжащая толпа, скандирующая речевки и коротенькие штампы (ТАК – ГЕТЬ). Отнюдь. Свобода – дама скромная, с неброским макияжем, в сероватом платьице, но в глазах которой горят звездочки счастья, а грациозные движения обещают подарить совершенство танца. Эта дама всегда находится на грани света и тьмы, она легко фланирует по границам тени. Свобода – это возможность просто постоять, подумать и принять решение. Причем, в этом интимном процессе вопрошания самого себя не нужны советчики, рекламщики, которые жужжат в уши, кто ты есть такой и кем не являешься. Свобода – это право человека на тишину, в которой только и возможно услышать свое сердце, разум или голос Бога. Только когда человек обладает определенной мерой свободы, он сможет задать себе философские вопросы: что Я могу знать, что Я должен делать, на что Я смею надеяться. Три простеньких вопроса, ответы на которых толкают человека к решительным житейским драмам: «Я свободный человек, а ты с ребёнком ущемляешь права моего… тела», «Лучше я буду бедным, зато перестанут сниться кошмары и мучить Язва», «Ааа.. после меня хоть потоп». В подоплеке всей этой «бытовухи» лежат скудные обрывки философствования так и получившие ценности: либ с пространством проблеммы, либо свободы слишком мало.
Последний, третий пункт, который приводит к рождению философии, к раскрытию тайны слова «возможность». Выше говорилось: «будет возможным», «получит возможность». Что это за зверь такой – «Возможность»? Это особое свойство человека (общества, культуры), которое характеризуется рефлексией. То есть ситуацией, когда человек способен осознавать самого себя, вести диалог с самим собой, анализировать свой внутренний мир, критиковать его, искать способы самосовершенствования. Сопутствуют рефлексии такие качества, как удивление, сомнение, страдание.
Итак, три кита, поднимающие из небытия философию:
• нестандартные проблемы, затрагивающие саму суть человека (общества), ответ на которые «смерти или жизни подобен»;
• великая мера свободы присущая человеку (обществу);
• обладание свойством рефлексии (удивлением, страданием, сомнением).
Ответы и варианты ответов на нестандартные вопросы, сами постановки вопросов - вот суть создания предельно широких картин мира. Именно так – во множественном числе. Еще никому не удалось создать единственно верные всеобщие принципы бытия. И на этом камне разбивают лбы многие. Мол: «Стоит ли заниматься философией, если так и не видно четкого ответа на главные философские вопросы, которые тоже, впрочем, еще никто четко не поставил?». Хочется спросить, а разве многообразие стихов не повод закрыть книжки и перестать читать поэзию, а разве конкуренция физических теорий не является основанием для прекращения занятий физикой? В этом контексте многообразие философских систем и точек зрения является достоинством философии, ресурсом ее развития. Ибо философию делают личности, индивидуальности. А значит, воспроизводство философа и философии – процесс штучный, можно сказать, единичный, уникальный и не повторимый. Для такого процесса множественность вариантов философии – залог ее совершенствования, а не упадка.
Из всего выше сказанного очевидно, что философия – это не цельная, монолитная реальность, а некое бытие, которое имеет как минимум несколько плоскостей своего существования. Это, прежде всего, плоскость мировоззрения (система оценок и взглядов человека на мир), плоскость учебной дисциплины (обучение и научение работы с философской реальностью), плоскость академической дисциплины (создание новых философских смыслов, идей, систем языков).
И если философское мировоззрение способно существовать само по себе, в отрыве от остальных ипостасей философии, то академическая и учебная философия – это скорее две грани одного куба, иногда пересекающиеся, чаще диаметрально противоположные, но все-таки части единого целого.
Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1583;