Сам же поспешил в свои владения на Дунае.
Здесь он разгромил войско царя Бориса, пленил его и овладел всей страной от Дуная и до Балканских гор. Весной 970 года Святослав перешел через Балканы, штурмом взял Филипполь (Пловдив) и дошел до Аркадиополя. Дружинам его оставалось всего лишь четыре дня пути по равнине до Царьграда. Здесь и произошла битва с византийцами. Святослав победил, но потерял многих воинов и не пошел дальше, а, взяв с греков «дары многие», вернулся назад в Переяславец.
В 971 году война продолжилась. В этот раз византийцы хорошо подготовились. На Болгарию со всех сторон двинулись заново подготовленные византийские армии, многократно превосходя числом стоящие там Святославовы дружины. В городе Доростоле, последней русской крепости в Болгарии войско Святослава оказалось в осаде. Более двух месяцев византийцы осаждали Доростол.
Наконец, 22 июля 971 года русские начали свой последний бой. Собрав перед сражением воинов, Святослав произнес свои знаменитые слова: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми. Ибо мертвые срама не знают, а если побежим — покроемся позором. Так не побежим, но станем крепко, а я пойду впереди вас. Если моя голова ляжет, то сами решите, как вам быть».
Бой был очень упорным, и многие русские воины погибли. Князь Святослав вынужден был отступить обратно в Доростол. И решил русский князь заключить мир с византийцами
Святослав начал переговоры о мире с Иоанном Цимисхием.
Историческая встреча их произошла на берегу Дуная и была подробно описана византийским хронистом, находившимся в свите императора. Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами.
Вот как описал очевидец грозного русского воина: "Святослав был среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом и с густыми длинными, висящей на верхней губе усами. Голова у него была совсем голая, только на одной ее стороне висела прядь волос, означающий древность рода. Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким".
Заключив мир с греками, Святослав вместе с дружиной отправился на Русь по рекам в ладьях. Один из воевод предупредил князя: «Обойди, князь, Днепровские пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но князь не послушал его. С началом весны вновь двинулся Святослав к порогам, но попал в засаду и погиб. Летопись так передает рассказ о смерти Святослава: «Пришел Святослав к порогам, и напал на него Куря, князь печенежский, и убил Святослава, и взял голову его, и сделал чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Так погиб князь Святослав Игоревич. Случилось это в 972 году.
После 970 г. на месте относительно единого государства фактически возникли три княжества во главе с тремя сыновьями Святослава.
Это решение Святослава положило начало своеобразному «удельному периоду» в русской истории
Князья и дружина.
Первоначально князь был племенным вождём, возглавлявшим органы военной демократии. Затем князь постепенно превратился в главу раннефеодального государства.
Функции князя:
- Военная — организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя.
- Судебная — князь лично председательствовал на гласном суде, а также взимал судебные штрафы (виры)
- Религиозная — в языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений, что связано с развитием у слова «князь» значения «священник» в чешском и польском
Дружина - группа подчинённых, близко стоявших к князю людей, участвовавшая в управлении княжеством и личным хозяйством князяи представлявшая постоянную военную силу на Руси IX-XIV вв. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая дружина состояла из избранного круга приближённых к князю дружинников, составляла военный и политический совет князя. Члены старшей дружины, как правило, имели собственные дружины. В качестве постоянного войска дружина была ядром вооружённых сил и становилась во главе воев - народного ополчения, которое князь собирал только для похода. Младшая дружинникиотличались от простых пеших воинов наличием коней и лучшим вооружением.
Вечевые порядки
Вече — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения,
· До образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни;
· Одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.
· Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2540;