Главное внимание уделялось строительству храмов, которое велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.
Наземные храмы - вытянутый прямоугольник, окруженный высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона (монументальные трапециевидные башни с покатыми стенами и узкой дверью между ними), с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу, откуда открывался чарующий пейзаж
К подобному типу храмов относятся оба прославленных храма бога Амона в Фивах – Карнакский и Лукорский.
Мощный подъем строительства Карнакского храма происходил во время правления Рамзеса II, наиболее могущественного фараона XIX династии. Гигантомания была свойственна древним египтянам. Колонный зал занимал площадь в 5 тыс. кв.м, на ней мог бы разместиться знаменитый парижский собор Нотр-Дам. Потолок зала покоился на 134 колоннах, расположенных в 16 рядов. Колонны центрального нефа имели высоту более 19 метров, остальные - почти 15. Поверхность стен и колонн были покрыты цветными рельефыми. Капители колонн представляли собой связки нераспустившихся стеблей папируса. Таким образом была выражена идея разных фаз жизни – ее зарождения и расцвета.
Скальные храмовые комплексы представляли собой перевернутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь.
Существенным нововведением архитектуры Нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Образ фараона лишался иконографического сходства: его изображали с некрасивыми чертами лица и со всеми погрешностями фигуры, впервые появились изображения египетского царя в быту.
Храмы были ориентированы с запада на восток. Построены они были из кирпича, и их постигла та же участь, что и пирамиды Среднего царства. Зато сохранились прекрасные образцы скульптуры, которую отличали индивидуализация черт и явное тяготение к лирической трактовке образов. Лучшими скульптурными портретами того времени являются головы Эхнатона и царицы Нефертити. Это произведения реалистического искусства, созданные за тысячу лет до расцвета искусства скульптуры в Греции.
Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Магические тексты составляли в скрипториях, «домах жизни», как называли египтяне, и записывали на папирусе. Это стало настолько обычным, что свитки папирусов изготовляли в специальных мастерстких. Заупокойные тексты Нового царства получили названия «Книги мертвых», особенностью которых являлись ее многочисленные иллюстрации – виньетки.
После завоевания Египта Александром Македонским египетское искусство постепенно сливалось с эллиническим. Однако традиции были настолько сильны, что все великие завоеватели Египта строили свои храмы в «египетском стиле» и изображали себя в костюмах, позах и с жестами древних фараонов. Величие империи Рамзеса II и Тутмоса III настолько соответствовало притязаниям Рима, что наряду с культом Исиды и Гора элементы орнаментики, символика, скульптура Древнего Египта нашли широкое распространение на территории всей Римской империи.
Лекция 4 – 4 час.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2703;