Основные символы культуры Древнего Египта
Древнее царство
Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считался сыном бога Ра. Основной тип архитектурного сооружения – гробница, внешними средствами передающую идею его божественности.
Одно из величайших достижений Древнего царства - портретная скульптура – стремление к выражению абсолютного покоя. Все статуи так торжественны, величавы и застылы. Стереотипность скульптур, положивших начало колоссам, которыми позже стали украшать храмы.
Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов - впечатление подавляющей мощи. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Знаменитые египетские пирамиды. Первой была Ступенчатая пирамида фараона III династии Джосера в Саккаре. Там же, сейчас в современной Гизе, три великие классические пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (в греческой транскипции – Хеопса, Хефрена и Микерина), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 т, и держащиеся силой собственной тяжести.
Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамиды цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны.
Сфинкс, воплощающий в себе сущность фараона. Сфинкс – фантастическое существо с туловищем быка, лапами льва и головой царя, украшенной полосатым платком-клафтом с уреем, символом царской власти, и искусственной бородой, которую мог носить только фараон.
Внутренний декор гробниц. Цветныме рельефы, прославляющими фараона как сына и победителя всех врагов Египта, а также многочисленными магические тексты, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Иероглифы, украшенные в зеленый цвет, найденные в пирамидах фараонов V династии, составили знаменитые «Тексты пирамид».
Египтяне придавали изобразительному искусству огромное значение. Стены гробниц украшали рельефами, они представляли собою настоящие картинные галереи, но обречены были пребывать в вечном мраке, поскольку предназначались для единственного обитателя гробницы – самого умершего. Считалось, что посредством магии и заупокойных молитв изображения оживали и создавали привычную для умершего среду обитания.
Во всех гробницах Древнего царства доминировали реалистические картины земной жизни, но в комбинациях того времени можно выделить три основных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни и жертвенный пир.
Благодаря сохранившимся росписям заупокойных храмов стали известны многие обычаи древних египтян.
Сложившийся определенный канон изображения фигуры на плоскости. При показе человеческой фигуры сложное сочетание «фасных» и профильных элементов, обеспечивающее, на взгляд древних египтян, передачу объема. Голову и ноги фараона показывали в профиль, а плечи – в фас. Сцены располагали по порядку развития событий и действия.
В период Древнего царства развито было художественное ремесло: большое количество изящных сосудов из различных пород камня – алебастра, яшмы, гранита; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы; художественная мебель из ценных пород дерева, богато декорированная костью, золотом, бронзой. Украшению придавался определенный смысл. Так, ножки ложа или кресла выполняли в форме мощных бычьих ног либо крылатых львов, которые охраняли сидящего на кресле или лежащего на ложе человека; спинки кресел и подлокотники венчали цветы или пальмовые ветви. Статуэтки изображали людей, занятых повседневными делами.
Во второй половине XXIII вв. до н.э. Египет распался на отдельные области и период Древнего царства закончился.
Среднее царство
В 2050 г. до н.э. эпоха Среднего царства, в культурном отношении продолжила тенденции, определившиеся уже в Древнем царстве.
Распад страны, война всех против всех, упадок центра и божественной власти фараона, нарушение установленной шкалы ценностей – все это создало почву для развития индивидуализма. Индивидуализм египтян проявился, прежде всего, в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Не только фараон, спавший вечным сном в своей пирамиде, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы – каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в потустороннем мире.
Фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид. Материалом для строительства служили не монолитные двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки.
Замечательным сооружением эпохи Среднего царства являлся и заупокойный комплекс XII династии фараона Аменемхета III в Хавара (Фаюмский оазис).
Особенную известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Происхождение названия связывают с тронным именем Аменемхета, в греческой транскрипции читающимся как Лабир. Его описывали многие античные авторы, как одну из чудесных достопримечательностей Египта. Храм занимал площадь 72 тыс. кв.м и делился двумя рядами колонн на три нефа (вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих продольных сторон рядом колонн), из которых центральный был выше боковых освещался через оконные проемы в верхней части стен.
Лабиринт считался самым выдающимся из множества многоколонных храмов в период Среднего царства. Колоны его были стилизованы под растительные формы.
Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами с растительной капителью (венчающая часть колонны на стволе колонны), украшавшими заупокойный храм, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом (вертикальный желобок на стволе колонны) и трапециевидной капителью. Таким образом, уже в XXI в. до н.э. египетскими зодчими был создан тот тип колонн, который в более поздние века стали называть дорическим.
В росписях и в скульптуре изменилась иконография царей - во внешнем облике статуй Среднего царства конкретные индивидуальные черты стали превалирующими.
Новое царство
Эпоха Нового царства открылась в 1580 г. до н.э. вступлением на престол XVII династии, первым фараоном которой был Яхмес I, и установлением единого религиозного культа бога Амона. С именем Амона – Ра связано поистине грандиозное строительство, которое началось в этот период.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3124;