Этика бизнеса в России.
Необходимость укрепления нравственных основ хозяйственной деятельности
осознавалась уже и в дореволюционный период многими представителями отечественной и политической мысли. В.Соловьев считал, что «несостоятельность ортодоксальной политической экономии ... заключается в том, что она отделяет принципиально, область хозяйственную от нравственной». С. Булгаков, один из последователей Владимира Соловьева, писал: Преследуя, цель экономического оздоровления России, не следует забывать и о духовных предпосылках, именно о выработке соответствующей хозяйственной психологии. Хозяйство, подчеркивал С. Булгаков, есть психологический феномен. Человеческая личность, считал он, есть самостоятельный фактор хозяйства. Исходя лишь из одного представления об экономическом механизме, нельзя до конца понять хозяйственную жизнь вне личной инициативы, вне творческого к ней отношения, вне различных волевых импульсов. П. Струве отмечал, что современная ему радикальная русская интеллигенция не понимала позитивного значения и смысла капитализма, видя в нем только «неравное распределение», «хищничество», «ханжество». Она не видела в нем более производительной прогрессивной системы, его роли в процессе воспитания и самовоспитания людей.
Развивая эту мысль, П. Н. Савицкий писал: «Нужно различать предпринимательство как определенную эмпирическую хозяйственно-экономическую функцию и как особую духовно- экономическую сущность». П. Н. Савицкий подчеркивал, что не всякий собственник предприятия есть хозяин, ибо не всякий предприниматель действует по хозяйски. В основе понятий о хозяйственном отношении лежит представление не о такой деятельности, которая направлена исключительно к получению наибольшего дохода, к «выживанию» его в первую очередь..., но такой, которая наряду с целью получения дохода ставит, как самостоятельную цель, сохранение и расширение довольства работающих в хозяйстве людей, поддержание и повышение порядка и качественности хозяйства.
Таким образом, учет нравственных и психологических факторов деловой активности подчеркивали отечественные и зарубежные мыслители, которые именно в этих факторах видели не только повышение эффективности производства, но и нравственное совершенствование людей.
И сегодня остро проявляются противоречия между этикой и бизнесом. И эти противоречия проявляются на самых разных уровнях:
организация и социальная среда:
внутри самой организации;
между организациями и партнерами;
между организацией и клиентами.
Но конечным выражением противоречия между бизнесом и этикой могут служить два тезиса:
В деловом общении, в бизнесе вообще этика не нужна. Главная задача управляющего «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенного в законах и этических традициях». Такая позиция рассматривает этику как помеху для бизнеса. Мораль, долг, социальная ответственность, этические идеалы не входят в обиход делового общения. Принимается только свобода, понимаемая как вседозволенность. Отсюда представители делового прагматизма не только нарушают закон, но и цели их деятельности носят неэтический характер.
Этика бизнеса является необходимым условием развития рыночных отношений. При этом этика бизнеса выступает не только как цель развития бизнеса, но одновременно и как средство (инструмент), помогающий увеличить рентабельность, укрепить деловые связи, добиться доверия, признания и, в конечном итоге - успеха. Именно такой подход является цивилизованным и эффективным для развития бизнеса и общества, которые развиваться друг без друга не могут.
ЛЕКЦИЯ №3.
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2584;