Этика бизнеса в условиях рыночного производства
С развитием капитализма конечным критерием справедливости или несправедливости - становится умение успешно вести дело, т.е. деловой прагматизм. Человек рынка постоянно находится в состоянии противоречия, его нравственное сознание раздвоено. Он вынужден руководствоваться нормами морали, которые диктует рынок, заботясь об увеличении прибыли любыми средствами, но как личность, живущая в обществе, несет социальную ответственность перед этим обществом и должен опираться на общечеловеческие нормы морали и порядочности. Реалии рынка диктуют ему специфическую линию поведения «не подмажешь - не поедешь», «не обманешь - не проживешь», а моральный долг требует от него выполнения заповедей - «не кради», «не обманывай», «возлюби ближнего как самого себя».
Таким образом, в условиях рыночных отношений изначально присуще противоречие нравственного сознания личности. Попытка преодоления указанного противоречия нравственного сознания была предпринята в период Реформации в XVI-XVII в.в. Протестантизм внес много положительного в этику деловых отношений и достиг определенных успехов в ее утверждении, ибо проповедовал верующим мирянам относиться к делу с теми же этическими нормами и энергией, как они относятся к служению Богу. Само дело, профессия рассматривается как Божье призвание и святое дело. Нужно отметить, что именно в период Реформации, понятие «профессия» в языке протестантов впервые стало употребляться как любой род занятий, выполняемых квалифицированно и ответственно. Отсюда и получение прибыли в этике протестантизма считалось богоугодным делом, при условии, что оно приносит пользу ближним и соблюдаются этические нормы делового общения и поведения в бизнесе. Это - честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение обещаний и договоров. М. Вебер в своей классической работе «Протестантская этика и дух капитализма» под «духом капитализма» имел в виду «строй мышления, для которого характерно систематическое стремление к законной прибыли в рамках своей профессии». В основе отношения к делу протестантская этика положила идею профессионального призвания, отказ во имя достижения успехов в своей профессии от многих других занятий, что предполагало определенный аскетизм. Этот компонент духовной культуры и делового стиля общения возник из духа христианской аскезы и требовал строго следовать правилам и морали своей веры.
Такая предпосылка успеха важна и сегодня. М. Вебер отмечал, что пуританин хотел быть профессионалом, мы же сегодня должны быть таковыми. Собственные внутренние этические убеждения и ценности пуританина лежали в основе его дела и его деловых отношений. Сегодня в деловых отношениях зачастую отодвинуты в сторону нравственные, в т. ч. христианские идеалы, а как мы видим, дело часто вступает в противоречие с этими идеалами.
М. Вебер, предвидя такой ход событий, писал, что по мере того, как ценности протестантской этики начали преобразовать мир, «внешние мирские блага все сильнее подчинили себе людей и завоевали, наконец, такую власть, которой не знала вся предшествующая история человечества.
По мере развития рыночных отношений ушел дух аскезы из «мировой оболочки». И рынок постепенно перестал нуждаться в протестантской этике, и лишь представление о «профессиональном долге» бродит по миру, как призрак прежних религиозных идей. М. Вебер подчеркивал, что «стремление к наживе, лишенные своего религиозно-этического содержания, принимает, где оно достигает своей наивной свободы, а именно в США, характер безудержной страсти, подчас близкой к спортивной».
Как это не грустно, но прогнозы М. Вебера сбылись. Современный «развитой капитализм» на каждом шагу порождает человека с «рыночным характером», главная цель которого в деловом общении состоит в том, чтобы подороже себя продать.
Все высокие нравственные принципы и ценности, в т.ч. и христианские, сразу же забываются, как только речь заходит о прибыли. В рыночных отношениях исчезает моральная самоидентификации личности, так как человек при рыночной ориентации рассматривает свои силы и возможности как товар, предназначенный для продажи. А на место чувства идентификации зрелой и здоровой личности, может быть передано: «Я есть то, что я делаю», вступает чувство личности, действующей по принципу: «Я таков, каким вы хотите меня видеть».
В XIX-XX столетиях протестантская этика получила свое развитие в этике утилитаризма (Д.Бентам, Д.С.Милль), американского прагматизма (Д.Дьюи, Ч.С.Пирс). Обе концепции исходили из представления о добре как о максимизации пользы и таким образом оказывались непосредственно вплетенными в деловые отношения и хозяйственную деятельность.
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2737;