Биоэтика. Биоэтические проблемы современности
Биоэтика. Термин «биоэтика» введен американским биологом Ван Ренселлером Поттером, опубликовавшим в 1969 г. книгу «Биоэтика — мост в будущее», в которой он обозначил биоэтику как соединение биологических знаний и человеческих ценностей. Страссбургский симпозиум по биоэтике (1990 г.) предложил следующее определение: «Биоэтика есть комплексная область знаний, изучающая моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии». Международная ассоциация биоэтиков, созданная в 1991 г., дает следующее определение: «Биоэтика — это учение о социальных, правовых и этических последствиях, связанных с применением новых биомедицинских технологий».
Во многих странах как синоним термина «биоэтика» применяется термин «биомедицинская этика». Формирование биоэтики как новой научной дисциплины обусловлено прогрессом медицины, широким внедрением в медицинскую практику новейших технологий, что вызвало появление большого числа морально-этических и правовых проблем, решить которые в рамках традиционной медицинской этики сложно или невозможно (например, проблема суррогатного материнства, трансплантации, искусственного оплодотворения и т.д.).
Другой причиной развития биоэтики является развитие и утверждение идей об индивидуальных правах и свободах (что привело к новому осмыслению прав пациента: пациент имеет право на участие в принятии решения относительно обследования, лечения и т.д., пациент должен иметь право на информацию и выбор метода медицинского вмешательства — принцип информированного согласия). В основе всех прав больного лежит принцип автономии, т. е. независимость больного от врача и свобода принимать любое решение о своем здоровье,
В системе отечественного здравоохранения узаконены права пациента на полную информацию о своем здоровье; согласие или отказ от лечения; возмещение причиненного ущерба здоровью; помощь адвоката и судебную защиту (см. прил. 2).
Кроме того, на развитие биоэтики влияет и необходимость контроля за экспериментальной деятельностью в медицине и биологии, поскольку при этом могут быть затронуты основополагающие ценности общества и человека.
Основные биоэтические проблемы современности. Проблема трансплантологии привлекает наибольшее внимание в современном обществе и рассматривать ее следует с двух позиций: религия и трансплантология, правовые и социальные вопросы.
Отношение различных религий к трансплантологии не однозначно и находится в процессе формирования. Большинство западных христианских богословов являются сторонниками трансплантологии, римско-католическая церковь считает, что донорство в трансплантологии есть акт милосердия, протестантские богословы признают законность существования человека, получившего орган от другого, однако считают продажу органов аморальной, иудейская религия допускает пересадку органов, если речь идет о спасении человеческой жизни. В Китае согласно конфуцианским традициям человеческое тело считается неприкосновенным, но существуют китайские трасплантологические центры, где можно пользоваться органами преступников, приговоренных к смерти, причем родственники дают свое согласие на использование органов в качестве компенсации за причиненное их близкими зло.
Русская Православная Церковь четко не обозначила свои позиции в проблеме изъятия и пересадки органов, однако в основах православия нет прямого запрета этого. Православная Церковь однозначно считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи, что пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. Посмертное донорство, по мнению Православной Церкви, возможно также лишь в случае добровольного прижизненного согласия донора (т. е. должна быть известна соответствующая предсмертная воля умирающего или умершего).
Православие считает «недопустимым использование методов фетальной терапии», в основе которой лежат изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях, для лечения различных заболеваний и «омоложения» организма (материалы конференции «Священный дар жизни», 1 ноября 2000 г.).
Необходима чрезвычайная осторожность и деликатность ученых, хирургов и законодателей, чтобы в процессе развития трансплантологии не нарушить многовековые духовные традиции человечества.
Во многих странах мира приняты специальные законы или разделы в Конституции, регулирующие основные этапы трансплантации (в 1993 г. был принят Закон РФ «О трансплантологии органов и (или) тканей человека»).
Во многих странах существует юридическая форма прижизненного согласия быть донором (но есть расхождение между готовностью людей помочь и реализацией этой готовности). Неприемлемы создание рынка органов и получение прибыли!
В настоящее время разработаны и внедрены новые репродуктивные технологии: искусственная инсеминация женщины спермой мужа или донора, экстракорпоральное оплодотворение яйцеклетки in vitro (т.е. в пробирке) с последующим ее переносом в организм женщины, вынашивание плода «суррогатной» матерью.
Но данные технологии привели к возникновению многих проблем медицинского, биологического, социального и морально-этического характера: статус эмбриона, правомочность манипуляций на половых клетках человека и на эмбрионе с медицинскими и исследовательскими целями, правомочность замораживания эмбрионов человека, этические аспекты донорства половых клеток, правомочность использования «суррогатной» матери, использование донорской спермы и т.д.
Православная Церковь считает допустимым лишь искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, так как это не нарушает «целостности брачного союза». Донорство половых клеток, по мнению Церкви, нарушает «целостность личности и исключительность брачных отношений», поскольку допускает при этом вмешательство третьей стороны (из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»).
Православная Церковь считает «суррогатное» материнство «противоестественным и морально недопустимым (даже если это было сделано на некоммерческой основе), так как «эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное» материнство травмирует вынашивающую плод женщину, материнские чувства которой попираются, и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самопознания» (из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых юбилейным Архиерейским собором).
Эти проблемы многогранны и сложны, трудно разрешимы на современном этапе и требуют правового регулирования, так как существует реальная возможность коммерциализации деторождения.
Целью медицинской генетики является диагностика, лечение и профилактика наследственных болезней (т. е. тех, которые полностью или почти полностью зависят от наследственных факторов). Право на генетическую информацию является неотъемлемой частью прав личности.
В нашей стране принят Закон РФ «О государственном регулировании в области генноинженерной деятельности» (в 2000 г. в него внесены изменения).
В документах ВОЗ сформулированы основные принципы осуществления генетической помощи:
цель — помочь людям с генетическими нарушениями жить и иметь нормальное потомство;
свобода выбора, основанная на полной информации;
добровольность, исключение всякого давления со стороны общества, медицинских работников и т.д.;
уважение интеллекта консультирующегося независимо от уровня его знаний;
предупреждение дискриминации при трудоустройстве, обучении или страховании по генетическим признакам;
тесное взаимодействие с организациями, объединяющими больных с генетическими болезнями и членами их семей и т. д.
Общие этические принципы в медицинской генетике (согласно ВОЗ) следующие:
генетическая помощь должна быть доступна в равной степени для каждого члена общества независимо от социального положения и возможности ее оплаты, в первую очередь генетическая помощь должна быть оказана наиболее в ней нуждающимся;
все виды генетической помощи должны быть добровольными;
пациенту должна быть раскрыта вся информация о здоровье человека или плода;
необходимо соблюдать конфиденциальность генетической информации (за исключением ситуаций, когда имеется высокий риск серьезного вреда для членов семьи с генетическим риском и эта информация может предотвратить этот вред);
генетическая информация должна быть защищена от работодателей, страховых агентств, коммерческих и правительственных организаций и школ;
выбор мер, относящихся к генетической службе (контрацепция, аборт, тестирование и т.д.), должен быть доступен и не порицаем;
решение о репродукции принимают те, кто прямо ответственен за рождение и воспитание детей (обычно когда пара не может прийти к согласию, окончательное решение принимает мать).
Православная Церковь, приветствуя усилия медиков, направленные на врачевание наследственных болезней, вместе с тем считает, что «целью генетического вмешательства не должно быть искусственное «усовершенствование» человеческого рода и вторжение в Божий план о человеке. Поэтому генная терапия может осуществляться только с согласия пациента или его законных представителей и исключительно по медицинским показаниям. Генная терапия половых клеток является крайне опасной, ибо связана с изменением генома (совокупности наследственных особенностей) в ряду поколений, что может повлечь непредсказуемые последствия в виде новых мутаций и дестабилизации равновесия между человеческим сообществом и окружающей средой» (из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых юбилейным Архиерейским собором).
Эвтаназия — умерщвление врачом больного (как правило, умирающего в муках) по просьбе самого больного. Пока эвтаназия запрещена. Лишь в Голландии эвтаназия практикуется на основании решения суда по специальным правилам. Проблема эвтаназии состоит в том, что врач не должен убивать сам и по своим профессиональным традициям не может помогать людям в самоубийстве, тем более, что религия осуждает грех самоубийства, ибо лишь Бог вправе решать, жить человеку или нет. Православная Церковь категорически отрицает попытки легализации эвтаназии, считая последнюю формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает в ней участие сам пациент или нет. Церковь считает, что вину самоубийцы разделяют иногда и окружающие его люди. Врачи же должны лечить и помогать жить, а не умирать.
Клонирование —- получение генетических копий животных — не исключает возможности получения в будущем и генетических копий человека, решением многих проблем трансплантологии могла стать возможность получения «запасных частей» с помощью клонирования.
Церковь крайне отрицательно относится к клонированию, считая его «вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого является свобода и уникальность личности. «Тиражирование» людей с заданными параметрами может представляться желательным лишь для приверженцев тоталитарных идеологий» (из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые юбилейным Архиерейским собором).
Проблема аборта актуальна всегда. Остаются нерешенными вопросы: отношение к эмбриону, кого спасать в критической ситуации — мать или ребенка, не является ли запрещение аборта нарушением прав человека, как относиться к фетальной терапии и т.д. К сожалению, по всем этим вопросам медицина и религия расходятся во взглядах.
Церковь категорично заявляет, что искусственное прерывание беременности является этически недопустимым, ибо «является преднамеренным убийством нерожденного ребенка и прямым нарушением Божественной заповеди «не убий». Что касается отношения к эмбриону, то православное богословие и антропология в полном согласии с научными данными о биологической сущности человека связывают начало человеческой жизни с момента зачатия — «слияния отцовской и материнской половой клетки» (из заявления церковно-общественного совета по медицинской биоэтике, 20 октября 1999 г.).
Врач, производящий аборт, по мнению Церкви, является соучастником преднамеренного преступления. К разновидности преднамеренного убийства относится и евгенический аборт, имеющий целью не допустить рождение больного ребенка.
Когда возникает выбор между жизнью плода и матери, то православная этика ориентирует мать на самопожертвование как высшее проявление любви к ближнему. Поэтому аборты «по медицинским показаниям» Церковь считает неприемлемыми для совести православных людей (исключением является спасение жизни матери при условии неизбежной гибели плода). Недопустимым считает церковь и фетальную терапию, т. е. использование в медицинских целях тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, поскольку нельзя найти оправдания использованию уничтоженной жизни для пользы здоровья другого.
Особенности медицинской деонтологии на современном этапе. На современном этапе медицинская деонтология имеет ряд особенностей, которые продиктованы взглядами общественности на права человека (Хельсинская «Декларация прав человека» 1964 г. и «Международная декларация о правах человека» 1981 г.), развитием новых биомедицинских технологий. На современном этапе основной моделью взаимоотношений больного и врача является информационная модель: пациент обладает полной автономией (имеет право на всю информацию, самостоятельно выбирает вид медицинской помощи и полностью контролирует проводимое лечение), а врач выступает в роли компетентного эксперта-профессионала, собирая информацию о болезни и разъясняя ее больному, оставаясь при этом бесстрастным, без эмоций и сочувствия.
На современном этапе принято говорить не о врачебной тайне, а о конфиденциальности (доверительности) отношений врача и больного, поскольку пациент должен быть полностью информирован о своем здоровье (вместе с тем пациент имеет право «не знать», т. е. больному не следует навязывать информацию).
На современном этапе говорят не о том, чтобы не вредить, а о благополучии больного, его безопасности (большинство диагностических, а иногда и лечебных процедур несут большой риск серьезных осложнений), т.е. надо добиваться максимального эффекта от лечения при минимальном риске, а поэтому больной должен получить информацию о предстоящем обследовании и лечении и дать свое согласие с распиской в медицинской документации.
Биоэтика предъявляет к личности врача новые требования. Главное из них — компетентность. При таком подходе требуется «жесткая» доброта и бесстрастность, а также уважение прав пациента.
Вероятно, что правильнее всего следует рассматривать биоэтику как расширение содержания медицинской деонтологии за счет новых проблем, возникших в связи с развитием медицинской науки, но не заменять медицинскую деонтологию биоэтикой. Знание основных деонтологических принципов и биоэтических проблем современности необходимы в работе социального работника для того, чтобы решать медико-социальные проблемы клиентов в процессе их взаимодействия с медицинскими работниками. Следует отметить, что в нашем обществе в силу ряда причин многие проблемы биоэтики остаются нерешенными, а использование некоторых биоэтических принципов является невозможным.
Список литературы
Аксельрод А. Ю. Скорее скорой. — М.: Медицина, 1990.
Баранов А. А. Репродуктивно-демографические показатели. — Казань: Заря-ТАИ, 1994.
Биомедицинская этика / В.И.Покровский и др. — М.: Медицина, 1997.
Бондарь Л. П. Особенности наблюдения и ухода за пациентами пожилого и старческого возраста // Медицинская помощь. — 1999. — № 1. — С. 41-44.
ВИЧ-инфекция и СПИД: Сб. норм.-метод. материалов. — М.: Грантъ, 1999.
Герасименко Н. Ф. Основные направления законодательной работы в области охраны здоровья населения // Экономика здравоохранения. — 1999. - № 2. - С. 5; № 3. - С. 6.
Гурских С. Внимание — наркоман. — М.: Медицина, 1988.
Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. — М., 1991.
Духов Л. Г., Варнаков П. М. Биоэтика практического врача // Клиническая медицина. — 1998. — № 8. — С. 46—48.
Ермаков С. Тенденции и приоритетные проблемы здоровья населения России// Врач. — 1996. — № 5. — С. 42-44.
Журавлева И. В. Отношение населения к здоровью. — М., 1993.
Иванов В. В. Наркологическая служба и профилактика наркотизма // Вопросы наркологии. — 1990. — № 2. — С. 44—48.
Иванюшкин А. Я. Медицинская этика или биоэтика // Медико-фармацевтический вестник. — 1997. — № 1. — С. 54-59.
Кричагин В. И. Врачебная тайна // Качество медицинской помощи. — 1997. -№1. -С. 68-74.
Куценко Г. И. Совершенствование системы гигиенического обучения и воспитания декретированных контингентов населения // Гигиена и санитария. — 1999. — № 3. — С. 72-74.
Лебедева Н. В. и др. Состояние здоровья населения как критерий оценки качества жизни // Гигиена и санитария. — 1997. — № 2.
Мартыненко А.В. Концепция медико-социальной работы в условиях России конца 90-х гг. // Вестник РАМН. — 1997. — № 8. — С. 44-49.
Мартыненко А. В. Медико-социальная работа: Теория, технологии, образование. — М.: Наука, 1999.
Мухина С. А., Тарновская И. И. Общий уход за больными. — М.: Медицина, 1984.
Методология социальной работы / Под ред. С.И.Григорьева. — М., 1994.
Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д.Павленок. — М.: Медицина, 1996.
Основы социально-медицинской работы: Учеб. пособие — М.: ГАСБУ, 1998 / Отв. ред. акад. АСО, д-р мед. наук, проф. Е.А.Сигуда. — Вып. 1.
Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под ред. М.М.Гоголева. — М.: Просвещение, 1991.
Покровский В. И., Покровский В. В. СПИД. — М.: Медицина, 1988.
Полесский В. А. Медико-социальные основы сохранения и укрепления здоровья населения РФ в современных условиях // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 1998. — № 1. — С. 13 — 17.
Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под ред. Ю.П.Лисицына: В 2 т. — М.: Медицина, 1982.
Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан РФ / Под ред. проф. Ю.Д.Сергеева. — М.: Простор, 1995.
Социальная гигиена и организация здравоохранения / Под ред. А.Ф.Серенко, В.В.Ермакова. — М.: Медицина, 1984.
Творогова Н.Д. Медицинская педагогика // Медицинская помощь. — 1998. -№ 5.
Хепфнер К. СПИД (медико-биологические и социальные аспекты болезни). — М.: Педагогика-экспресс, 1992.
Хромченко О.М., Куценко Г. И. Санитарно-эпидемиологическая служба. — М.: Медицина, 1990.
Чайцев В. Г. Практическая валеология: принципы сохранения, укрепления здоровья и долголетия: Пособие для медицинских работников. — Рязань, 1997.
Черкасская Л. И. Основополагающие принципы Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. — М.: Институт проблем гуманизма и милосердия, 1993.
Энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.А.Введенский: В 2 т. — М.: Сов. энцикл., 1963.
Яровинский М. Я. С чего начинается этика? // Медицинская помощь. — 1998. - № 4. - С. 47-51; № 6. - С. 33-38.
Яровинский М. Я. К проблеме ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников // Медицинская помощь. — 1999.
[1] По данным В.Г.Чайцева.
[2] По данным Ю.П.Лисицына, Н. Я. Копыт.
[3] По данным А. В. Мартыненко,
Дата добавления: 2017-01-16; просмотров: 5045;