Раздел 2: ПРОИСХОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И МОРАЛИ.


Тема 3. МОРАЛЬНЫЕ ПРОРОКИ (КОНФУЦИЙ, БУДДА, МОИСЕЙ, И. ХРИСТОС, МУХАММЕД)

 

Великие моральные пророки - Конфуций, Будда, Моисей, Христос, Мухаммед - создатели великих религий и учителя добродетели, имели много общего в своих нормативных программах. Все они учили человеколюбию, гуманности, взаимности, делали акцент на духовной стороне человеческой жизни.

Древнекитайский мыслитель Конфуций создал этику выполнения ритуала. Именно ритуал создает гармонию в отношениях между людьми и позволяет упорядочить их должным образом.

В основе его учения о человеке лежит деление людей на благородных и низких. Низкий человек - не знающий и не исполняющий ритуала - хуже животного. Благородный человек постоянно учится. Низкий человек предъявляет требования к другим, благородный человек предъявляет требования прежде всего к самому себе.

В основе конфуцианской этики лежит правило почитания младшими старших, детьми - отцов, женщины - мужчины. Все отношения между людьми глубоко иерархичны - поэтому они требуют строгого соблюдения ритуалов почитания и уважения.

Основные декларируемые принципы - "жэнь" (человеколюбие) и "ли" - ритуал. Жэнь иногда трактуется как взаимность.

На вопрос своего ученика: " Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?" Конфуций ответил: "Это слово -взаимность, не делай другим того, что не желаешь себе".

Таким образом, Конфуций сформулировал "золотое правило нравственности", известное во всех культурах.

Средоточием всех положительных нравственных качеств является благородный муж. Задача государства состоит в том, чтобы поставить благородных мужей во главу государства - и тогда не нужно будет издавать огромное количество законов, простые люди будут следовать примерам поведения, которые им показывают благородные мужи, как трава клонится под дуновением ветра.

 

Примерно в тот же исторический период (6 век до нашей эры) в Индии жил Будда - создатель буддизма.

Суть учения буддизма можно выразить как преодоление желаний и отрешение от материального мира.

Человек должен понять свою уникальную духовную сущность и встать на путь спасения души, которое понимается как приобщение к высшей духовной реальности - Атману.

Буддизм - это срединный путь. Ни наслаждения жизнью, ни чрезмерный аскетизм не ведут к блаженству, под которым понимается особое состояние просветления - бодхи, или пробуждение сознания.

Пробуждение сознание - открытие того, что за материальным миром есть еще одна высшая реальность. Душа человека принадлежит именно этой высшей нематериальной реальности. Блаженство состоит в том, чтобы вырваться из круговорота желаний и страстей (колеса кармы) и слиться с высшей безличной реальностью.

Центральное понятие буддизма (и индуизма) - дхарма, Оно обозначает порядок во вселенной, нравственный долг, который имеется у каждого живого существа. Смысл жизни человека - выполнять свое предназначение

Карма - высший нравственный закон справедливого воздаяния в следующей жизни. Буддизм верит в многочисленные перевоплощения человеческой души (саснсара). Характер следующего рождения зависит от нравственной составляющей прошлой жизни. Болезни, уродства, краткая жизнь свидетельствуют о том, что в прошлой жизни человек был вором, или убийцей, или совершал другие неблаговидные поступки.

 

Моисей - законодатель и учитель еврейского народа, основатель иудаизма.(7). Он исходил из идеи, что путь к человеческому благополучию и согласию лежит через справедливое общественное устройство, то есть через верховенство закона.(7).

С именем Моисея связан один из древнейших кодексов нравственного поведения, состоящий из десяти заповедей.

Основная жизненная миссия Моисея - вывести евреев из египетского рабства. После сорока лет блужданий по пустыне, Моисей привел израильтян в землю обетованную. Ему было уже 120 лет.

Моисей - духовный отец своего народа. Он создал общую веру, духовно сплотившую разрозненные племена, разработал детализированный свод правил, регулирующих все сферы жизни - от благочестия до элементарной гигиены. Общей основой этих правил являются десять заповедей (Декалог). Несоблюдение этих нравственных заповедей ведет к серьезным наказаниям для людей - болезням, преждевременной смерти, проклятию в трех поколениях.

Первые три предписывают почитать одного лишь Яхве, не создавать других богов, предостерегают от необязательного отношения к указаниям Бога.

Четвертая заповедь - помни день отдохновения. Суббота - день, который отдается Богу. Субботний отдых - одна из форм духовного единства еврейского народа.

Пятая заповедь предписывает почитание отца и матери.

Последующие заповеди ( с шестой по десятую) содержат нормы отношения человека к близким, то есть к представителям своего народа.

"Не мсти и не злобствуй на сына своего народа, и люби ближнего, как самого себя".

Пять заповедей, образующих вторую часть Декалога - не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай ничего, что принадлежит твоему ближнему -задают основную меру справедливости. Их признание в качестве основы общественной жизни является главным признаком богоугодности народа, а их соблюдение - критерием нравственно достойного поведения.

В содержательном плане справедливость, задаваемая заповедями Моисея, основана на талионе или воздаяния равным за равное. Например, действие заповеди "не убивай" ограничено Израилем. Отступления от этого принципа являются ответом убийством на убийство, или увечьем на увечье.

Нравственные заповеди Декалога являются одновременно и юридическим законом.

Законы Моисея - внутренние законы Израиля. Отношения к другим народам далеко от канонов десяти заповедей. Это предполагает двойной стандарт по отношению к "своим" и "чужим". Разделение людей на своих и чужих - типичное для той эпохи трайбалисткое (от слова tribe - племя) или племенное сознание. Оно существовало и раньше. Каннибалисткая этика была элементом социальной реальности, и она получила отражение в Декалоге.

Но десять заповедей вошли (прежде всего - не убивай, не укради, не лжесвидетельствуй) вошли в культуру как всеобщие требования, без исторических ограничений. Они стали составной частью нравственных законов христианства и ислама, общечеловеческой основой нравственности.

Иисус Христос. Главная заповедь Иисуса Христа - заповедь любви:

"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим и всей душою... сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего как самого себя".

Смысл учения И. Христа составляет идея Царства Божия.

Во-первых, Царство Божие понимается как апокалипсис, или конец света, когда все праведники спасутся, а все грешники погибнут. Этот конец придет неожиданно, но люди должны быть к нему готовы.

Во-вторых, небесное царство - это царство духа: "царство Божие внутри вас".

Оба смысла не противоречат друг другу - небесного царства Божия достигнут те, кто уже достиг его в душе.

Задача И. Христа - встряхнуть людей, заставить сделать окончательный выбор между добром и злом, который совпадает с выбором между жизнью и смертью.

Сойти с пути греха, покаяться и больше не грешить - вот признак возвещенного Христом времени.

Люди, заботясь о хлебе насущном, перепутали главное и второстепенное. И Христос предлагает радикальную программу пересмотра ценностей: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам".

Надо собирать сокровища не на земле, а на небе.

Какие сокровища ценятся в небесном царстве? Послушание сына отцу, человека Богу: "Не как я хочу, а как ты хочешь, Отче".

Самая краткая молитва, которой учит И. Христос: "Да будет воля твоя и на небе и на земле".

Бог есть любовь, Бог И. Христа - любящий, всепрощающий, милосердный. Люди соединяются с Богом через любовь - свою любовь к Богу, любовь Бога, любовь друг к другу - чем ближе они друг к другу, тем ближе они к Богу.

Любовь смиренна, она не судит других людей.

В Нагорной проповеди И. Христос вступает в полемику с Декалогом и по форме (Я говорю вам) и по сути (переводя заповеди в закон любви).

Древним сказано: не убивай. Иисус добавляет: не гневайся на брата своего.

Древним сказано: не прелюбодействуй. Иисус говорит: даже не смотри никогда на женщину с вожделением, то есть не прелюбодействуй даже в мыслях.

Древним сказано: око за око, зуб за зуб, а я говорю вам: не противься злому. Кто тебя ударит в правую щеку, обрати к нему и другую.

Древняя мудрость требует любить ближнего (соотечественника) и ненавидеть врага, а Христос учит: любите врагов ваших.

Бог Иисуса отличается от сурового Бога Ветхого Завета своим милосердием. Бог Иисуса - любящий и прощающий. Милосердие - безусловная любовь, оно отличается от справедливости, которая воздает каждому по его заслугам.

Просьбу больных и сирых, которые обращались к Христу: Господи, помилуй! Иисус удовлетворял, не спрашивая их об их грехах.

Милосердие не знает меры. Апостол Петр спросил: "Сколько раз должен прощать человек брату своему, совершившему против него грех - до семи раз? " Иисус ответил: "До семидесяти семи раз".

Иисус родился в хлеву. Умер на кресте. Он прошел через непонимание, измены, преследования. Он тысячу раз мог ожесточить свое сердце. У него было достаточно поводов сказать людям, что они недостойны его любви. Но он не сделал этого даже распятый. Он просит простить своих палачей и думает о душе висящего с ним разбойника. Иисус победил мир.

 

Мухаммед - основатель мусульманской религии. Основой его религиозной и этической программы является вера в единого Бога - Аллаха. Мусульмане, как и христиане, верят в единого Бога, а также в конец света - наступит день последнего суда, когда Аллах отделит грешников от праведников.

Это будет означать переход от человеческой справедливости к божественной - второе творение мира. Границей, отделяющей добрых от злых, праведников от грешников, является вера.

Но что означает верить в Аллаха?

Это означает неукоснительно выполнять обязанности мусульманина:

· Обязательна молитва. (Намаз)

· Обязателен пост (Рамадан).

· Обязательна милостыня (закят).

· Обязателен хадж (паломничество) в Мекку, совершаемое также как все остальное по строгому обряду.

· Садака

Мусульманская этика не говорит о богоподобии человека, но она более реалистична и конкретна. Коран дает детализированную программу жизни индивидов, выступающую и догмой, и руководством к действию. Перспективу, задаваемую мусульманской этикой, нельзя назвать сверхчеловеческой, она не требует от человека раздвоенности, разрыва между бытием и долженствованием. В исламе, в отличие от христианства, нет идеи наследственного греха (Адам был прощен Аллахом и его вина не распространяется на потомков). В исламе нравственность не отделена от реальности непреодолимой пропастью.

 

Вопросы для самопроверки



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 391;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.