Нравственные отношения


 

Нравственными можно назвать те отношения, в которые люди вступают друг с другом, совершая положительные поступки. Нравственные отношения отличаются от внеморальных отношений, которые, в принципе, не связаны с моральной деятельностью, а также от аморальных отношений, которые получают отрицательную оценку с точки зрения требований нравственности.

Особенности нравственных отношений: 1. Объектом нравственного отношения может быть все: вещь, животное, человек. 2. Субъектом нравственного отношения - только личность. 3. Нравственное отношение - это единство субъективного и объективного. Оно субъективно, ибо произвольно, происходя из собственных представлений человека о нравственном и безнравственном. В то же время оно объективно. Во-первых, результаты его действия имеют значения для других. Во-вторых, характер отношения личности к тому или иному типу поведения (одобрение или осуждение, симпатия или антипатия и т.д.), в конечном счете, определяется социальными факторами, не зависящими от субъективных установок; распространенные типы нравственных отношений складываются в обществе как бы независимо от воли конкретного индивида.

Строго говоря, если рассматривать конкретное нравственное отношение между людьми, то оно предстает как взаимоотношение, в котором каждый агент может полагать себя субъектом.

Взаимоотношение личности и общества - это главное в нравственном отношении. Если брать все отношения индивида, в которые он вступает на протяжении жизни с другими людьми и с коллективами, то они генерализируются в одно общее понятие: взаимоотношение этого конкретного человека с обществом.

Если субъектов этого отношения выступает общество, то личность характеризуется как объект нравственного отношения, и берется лишь в нравственных качествах, как они выступают в ее поступках, в нравах, в нравственной деятельности в целом.

Если же брать в качестве субъекта личность, то объектов нравственного отношения будет не все в жизни общества, а лишь моральная сторона этой жизни, т.е. существующие в обществе моральные принципы, нормы, кодексы, идеалы.

Гармоничное сочетание личных и общественных интересов достигается только благодаря действительному единству личного и общественного морального сознания.

 

Моральное сознание

 

Поступки и нравы, нравственные отношения, будучи элементами моральной деятельности, включают в себя деятельность сознания, так как они сначала проходят через сознание, прежде чем, сложиться. Существенным моментом этого "прохождения" является их отражение в общественном и индивидуальном сознании.

В моральном сознании отражается определенная сторона общественной жизни. С генетической точки зрения моральное сознание порождается потребностями жизни человека, общественного развития, прежде всего - потребностью регуляции коллективной жизни людей. С точки зрения функционирования моральное сознание также обслуживает определенные потребности общества, например, потребности в осознании существующих в нем нравственных отношений и нравов. Тесная связь нравственного сознания с практической деятельностью людей видна из того, что оно несет прямую информацию о свойствах социальной действительности. Например, "не кради" предполагает, что в обществе уже сложились представления о собственности.

Особенности морального сознания:

- нравственное сознание отличается от теоретического познания наличием в первом аксиологического (оценочного) момента: в нем отражается не только природа явления, но также устанавливается его значение для субъекта и, тем самым, отношение субъекта к явлению;

- ему присуща функция ориентирования человеческого сознания на определенные ценности при помощи норм, образцов и идеалов.

- велика роль чувств и образов, складывающихся на уровне обыденного сознания, общественной психологии. Нравственные чувства - по преимуществу неприятные, так сказать "исправляющие": стыд, вина, угрызения совести и т.п.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ:

1. субъективно-личные элементы (чувство стыда, советь, самооценка и т.п.).

2. объективно-коллективные элементы (моральные принципы, нормы и пр.)

3. - рациональные элементы сознания (нравственные понятия, убеждения принципы, идеалы и т.д.).

4. эмоциональные элементы (любовь, ненависть зависть и др.)

5. волевые - (мужество, трусость и иные качества личности).

 

В индивидуальном и общественно нравственном сознании можно вычленить следующие уровни:

1. подсознательного стимулирования поступков потребностями, аффектами, стереотипами, установками, подражание.

2. обыденный уровень, на котором поступки мотивируются обычаем, традицией мнением, авторитетом, лидеров, модой и т.д.

3. уровень идеологии, на котором поведение людей стимулируется национальными и т.д.) интересами, выраженными в виде программно-политический идей, нравственных норм, моральных кодексов, устойчивых принципов.

4. Научно-теоретический уровень морального сознания, благодаря которому поступки и нравы мотивируются научно познанными интересами общества класса и личности.

Совокупность представлений человека, которое формируется в его голове на основе жизненного опыта или его теоретического осмысления складывается в систему знаний, ядром которого являются этические категории.

Этические категории - это общие понятия отражающие в морали ее стороны, составные части, или элементы (нравственная деятельность, моральное сознание, поступок и т.д.), а также ее существенные свойства (ценность, справедливость, добро, зло и т.п.); возникающие в ней отношения (оценка, самооценка, конфликт и пр.)

"Традиционные категории" этики – добро, зло, справедливость, долг, совесть, счастье, честь т.п. - называются «субстанциональными».

 

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ в системе регуляторов поведения

 

Моральная регуляция поведения достигается, прежде всего, при помощи нравственных норм и других требований, имеющих императивный (повелительный) характер.

СПЕЦИФИКА МОРАЛЬНЫХ НОРМ

В самом общем значении НОРМА – требование, которое должно быть выполнено для достижения какой-либо цели. Понятие нормы близко по значению понятию правила. Но правила могут вводиться или отменяться с согласия участников данного рода деятельности. Нормы же не могут менять по произволу и имеют более закономерное, объективно-необходимое происхождение и основание.

В общем понятии социальная норма – это исторически обусловленное требование к деятельности людей (общностей), имеющие целью сохранить данную общность (класс, нацию, общество) как целое. Так, патриотизм – для сохранения нации, супружеская верность - для сохранения семьи. Норма исторична и относительна: могут меняться субъекты требования, объекты требования и характер требования. Но безусловен факт предъявления требований к поведению в качестве условия организованной совместной жизни людей в общества.

Все социальные нормы объединяются в три большие группы: операционные нормы, регламентирующие и субординационные.

К первой группе относятся технические и технологические инструкции, военно-уставные правила, школьно-воспитательные методики, Госты, тарифы, цены и прочие установ индивидов (общности) с потребностями какой-либо высшей общности (класса, нации, государства). Таковы нормы права и морали.

Моральные нормыотличаются от правовых норм меньшей определенностью предъявителя (субъекта) и исполнителя (объекта) требования. Обширностью сферы применения, разнообразием и гибкостью способов предъявления требования и санкций за его исполнение или неисполнение. Однако при определенных условиях моральные нормы могут трансформироваться со статьи закона, а некоторые правовые установления имеют свои корреляты в морали.

В моральных нормах выражена ее императивность, повелительность. В морали императивность выступает в виде системы требований к поведению лиц, в которые облекается общий интерес того сообщества людей, к которому принадлежит данное лицо. Особенность морального требования в предусматриваемой относительности свободы действий.

Императивность морали отражает социально-общественную необходимость. Эта необходимость может быть изменчива, социально и классово обусловлена, а стало быть не абсолютна и не категорична. Еще Гегель отмечал , что в большинстве обычных ситуаций моральные нормы могут выступать основанием поведения и оценки поступков, не следует только забывать, что «само это основание не есть что-либо абсолютное и подпадает той же диалектике (относительного и абсолютного)».

Моральная норма – это требование в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения (поступка). Моральные нормы регулируют частные формы поведения. Более общие, нормативные требования обычно называю моральными принципами. Свод моральных принципов и норм данной системы морали называют моральным кодексом.

Моральная норма есть требование, зафиксированное в общественном и индивидуальном сознании в виде определенной словесной формулировки. Но сама эта формулировка и связанная с нею мысль или образ являются ничем иным, как отражением распространенного массового типа поведения, считающегося нормальным. Норма как распространенный тип особого рода поступков, существует до их сопоставления с какими-то идеальными образцами, эталонами свойственными сознанию.

Они отражают в концентрированном виде положительный и отрицательный опыт практической жизни больших масс людей. Таким образом, в моральной норме складывается единство сознания и поведения, сущего и должного, субъективного и объективного. Нормы – это обобщения «правильного» в поступках и нравственных отношениях. Цель нравственного воспитания – это превращение норм в привычные формы повседневного поведения.

Хотя непосредственно моральные нормы существуют в общественном сознании и сознательно предъявляются к поведению людей, они в то же время являются объективной характеристикой самого этого поведения. Именно поэтому каждый отдельный человек воспринимает нормы как нечто внешнее, объективное, необходимое - императивы.

Проблема социально сущности моральных норм включает в себя два вопроса: а) о социальной обусловленности происхождения норм; б) социальной целесообразности их функционирования.

И в том и в другом случае моральные нормы вторичны, производны от социальной необходимости и целесообразности. Самый набор норм, избираемых людьми для себя, определяется, в конечном счете,

необходимостью социального прогресса. Скажем, предписание будь трудолюбивым не может не отвечать потребностям общественного прогресса, поэтому предложение - будь лентяем - это не способно стать моральной нормой.

Социальная обусловленность моральных норм связана также с их классовым содержанием. Например, бережливость - норма поведения буржуа в период накопления, а расточительство - норма поведения олигарха.

ВИДЫ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА МОРАЛЬНЫХ НОРМ

Различаются два типа норм: императивные и деонтические (деон –долг). Императивные нормы выражаются простыми повелительными предложениями. Например, «будьте бдительны!», «берегите лес!». Здесь обнаруживаются два элемента: а) описание некоторой ситуации или состояния (дескриптор); б) указание на то, что данное состояние уже имеет место или его требуется еще только реализовать (диктор). Императивные предложения различаются между собой дикторами (будьте бдительны – мы бдительны).

Деонтические нормы обязывают. Разрешают или запрещают какие-либо поступки. Деонтические нормы выражают моральную необходимость и выражаются предложениями со словами «должно», «позволено» и «запрещено». В свою очередь деонтические номы разделяются на две разновидности: категорические и гипотетические.

Категорические нормы обязывают, разрешают или запрещают поступок независимо от внешних условий.

Гипотетические нормы обязывают, разрешают или запрещают поступок в зависимости от определенных условий обстоятельств, ситуации и т.п., которые обычно указываются в самой формулировке нормы или подразумеваются. Например, «всякий трудоспособный мужчина в возрасте от 18 до 60 лет должен трудиться». В строгом смысле слова среди деонтических норм лишь гипотетические нормы могут считаться моральными нормами, ибо всякий поступок конкретен.

Для этического анализа моральной нормы достаточно отметить ее три элемента: диспозицию, гипотезу и санкцию.

Диспозиция – центральный элемент нормы, выражающий содержание и характер требования. Диспозиция стимулирует положительную моральную деятельность. Нормы-разрешения (поощрения на сверхдолжное) могут стать всеобщими в будущем, когда героическое станет обычным. Нормы-запреты и нормы-рекомендации – это о сути дела одно и то же требование, которое в своем полном содержании должно гласить «Не лги, но говори правду».

Гипотеза – структурный элемент моральной нормы, указывающий на условиях ее исполнения. Эти условия ограничивают действие нормы. Чаще всего таким условием выступает указание адресата (исполнителя) нормы. Гипотетичность моральных норм особенно наглядно выступает в кодексах профессиональной этики (например: врачебной, воинской и т.п.), где общей гипотезой всех норм является ограниченность адресата – люди определенной профессии.

Санкция – структурный элемент моральной нормы, выражающий способы или средства обеспечения ее действенности: одобрение, осуждение в разных видах и формах. В формулировке моральной номы санкция обычно не представлена, но всегда подразумевается (хотя бывают исключения: «не судите, да не судимы будете»). В качестве моральной санкции может выступать эмоциональная реакция другого лица или лиц на поступок, словесное одобрение или неодобрение, слава, сплетня, бойкотирование, обсуждение на собрании с тем или иным решением и другие формы выражения общественного мнения, а также суд собственной совести. В отличие от права, в морали санкции не столько определенны и стабильны, что связано с общими особенностями функционирования морали как регулятора общественной жизни.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Совокупность особого рода представлений, идей о правилах поведения человека в обществе называется моралью.

2. Нравственность - система существующих в обществе нравов, обычаев.

3. Общественная наука о морали и нравственности называется этика.

4. Сущность морали заключается в саморегулировании совместной жизни людей.

5. Материалистические тенденции в этике выражают: натура­лизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм.

6. Общие черты натурали­стической этики: все особенности поведения людей и все элементы их нравственного сознания выводятся из «природы»: внешней, когда добро в людях определяют как частицу мировой законосообразно­сти, гармонии мирового разума, или из природы человека, из его физи­ческой конституции, потребностей, интересов, как это свойственно просветителям.

7. Гедонизм (наслаждение, удовольствие) – утвер­ждает, что высшее благо полагается в чувственном наслаждении.

8. Эвдемонизм (счастье, блаженство) полагает добро как обладание всеми ценностями жизни физической и духовной, а также как то, что способствует достижению счастья. Он м/б индиви­дуалистическим (эгоизм - личное счастье - Фейербах), и обществен­ным (альтруизм - всеобщее счастье - Аристотель, Спиноза).

9. Идеализм в этике представлен: религи­озными доктринами, этическими концепциями объективного идеализм (Пла­тон, Гегель), субъективно-идеалистическими интерпретациями мораль­ного сознания (Кант, Конт, неопозитивизм, экзистенциализм).

10. Верно ли, что в этике различают пять функций морали?

11. Основная функция морали заключается в регулировании поведения человека.

12. Аксиологический аспект морали проявляется в её ценностно-ориентирующей функции.

13. Изучение генезиса морали и социально-обусловленные её разновидности в разные исторические эпохи, теоретические исследования различных аспектов нравственности обогащают наши представления об обществе и воплощают гносеологическую функцию морали.

14. В усвоение нравственных правил поведения в ходе социализации человека воплощается воспитательная функция морали.

15. Разные социальные слои общества имеют разные моральные кодексы поведения, что содержательно воплощает идеологическую функцию морали, её политический аспект.

16. Структура морали включает в себя три компонента: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.

17. Поступки - это субъективно мотивированные действия, имеющие для кого-либо значение, и вызывающие к себе то или иное отношение.

18. Поступки, широко распространены среди представителей той или иной соц. группы, принято называть нравами.

19. Нравственная деятельность - это сторона человеческой деятельности, которая выражается в поступках и нравах.

20. Нравственными можно назвать те отношения, в которые люди вступают друг с другом, совершая положительные поступки.

21. Внеморальные отношений, в принципе, не связаны с моральной деятельностью

22. Аморальные отношения – это те, которые получают отрицательную оценку с точки зрения требований нравственности.

23. Моральное сознание есть отражение нравственных отношений в общественном и индивидуальном сознании людей.

24. Этические категории - это общие понятия отражающие в морали ее стороны, составные части, или элементы (нравственная деятельность, моральное сознание, поступок и т.д.), а также ее существенные свойства (ценность, справедливость, добро, зло и т.п.); возникающие в ней отношения (оценка, самооценка, конфликт и пр.)

25. НОРМА – требование, которое должно быть выполнено для достижения какой-либо цели.

26. Социальные нормы объединяются в три большие группы: операционные нормы, регламентирующие и субординационные.

27. Моральные нормы – это обобщения «правильного» в поступках и нравственных отношениях.

28. Моральная норма – это требование в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения (поступка).

29. Наиболее общие, нормативные требования обычно называю моральными принципами.

30. Свод моральных принципов и норм данной системы морали называют моральным кодексом.

 

 



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 560;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.022 сек.