НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ЭТИКА.
Еще Гегель различал мораль и нравственность. Под первой понимал совокупность особого рода представлений, идей о правилах поведения человека в обществе; под второй - систему существующих в обществе нравов, обычаев.
Сегодня: мораль – форма идеологии, а нравственность – область обычаев, нравов, нравственных отношений, связанных с уровнем обыденного сознания.
Мораль – субъективный внутренний духовный регулятор поведения, а нравственность – его социальный аналог. (Онтогенез и филогенез).
С позиции, когда мораль объективно отражает нравственность - они тождественны. Этика – наука, мораль и нравственность – предмет науки.
Этика - философская наука, ибо рассматривает мораль и нравственность в самых абстрактных определениях. Это, во-первых. Во-вторых, все, что относится к сущности человека, есть предмет философии, а не конкретных наук. Этика изучает нравственные отношения, возникающие между людьми или общностями людей в их совместной жизни.
Главное свойство морали и нравственности - выполнять в обществе функцию регуляции межчеловеческих взаимоотношений. При этом она качественно отличается от права…..
Сущность морали заключается в том, что она представляет собою форму саморегулирования совместной жизни людей, выражающую историческую необходимость его прогрессивного развития. На каждом историческом этапе эта необходимость проявляется в сознании и деятельности прогрессивных классов и слоев общества. В этом ее специфика: общество не располагает никакой другой подобной формой регуляции. Ибо, если иметь в виду право, то оно апеллирует непосредственно не к социально-исторической необходимости, а к воле существующего государства, которое принадлежит господствующей элите. Только моральное регулирование опирается на идею должного, выражающую всеобщую историческую необходимость, и именно по этой причине некоторые моральные нормы (так называемые «общечеловеческие») отличаются исключительной распространенностью и устойчивостью в традиции – несравненно большей, чем установления права или обычая. Скажем, почему нужно заботиться о детях? Потому, что общество не могло бы ни только прогрессировать, но попросту существовать, стало бы невозможным воспроизводство человеческой жизни.
В третьих, в этике находит отражение основной вопрос философии
Материалистические тенденции в этике выражают: натурализм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм. Общие черты натуралистической этики: все особенности поведения людей и все элементы их нравственного сознания выводятся из «природы»: внешней, когда добро в людях определяют как частицу мировой законосообразности, гармонии мирового разума, или природы человека, из его физической конституции, потребностей, интересов, как это свойственно просветителям. Гедонизм (наслаждение, удовольствие) – утверждает, что высшее благо полагается в чувственном наслаждении. Добро – все, что способно доставлять удовольствие, а все, что мешает этому зло. Эвдемонизм (счастье, блаженство) полагает добро не только как телесное удовольствие, но в более широком смысле как обладание всеми ценностями жизни физической и духовной, а также все то, что способствует достижению счастья. Он м/б индивидуалистическим (эгоизм - личное счастье - Фейербах), и общественным (альтруизм - всеобщее счастье - Аристотель, Спиноза). В 19 веке натурализм вырождается в утилитаризме Бентама и Милля и волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше.
В свою очередь идеализм в этике также достаточно многообразен: религиозные доктрины, этические концепции объективного идеализм (Платон, Гегель) субъективно-идеалистические интерпретации морального сознания (Кант, Конт, неопозитивизм, экзистенциализм).
В-четвертых, корни этики в истории философии.
Различают следующие функции морали:
1. регулятивную (соответственно - нормативный аспект этики);
2. ценностно-ориентирующую (аксиологический аспект);
3. познавательную (гносеологический аспект);
4. воспитательную или гуманистическую (аспект социализации);
5. идеологическую (политический аспект).
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 347;