Первая и вторая сигнальные системы действительности


Высшую нервную деятельность человека И. П. Павлов рассматривал как поведение, в котором общим для животных и человека являются анализ и синтез непосредственных сигналов внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему действительности. В результате трудовой деятельности, общественных и семейных отношений у человека развилась новая функция мозга: восприятие словесной сигнализации, понимание значения слов, произносимых (самим, окружающими), видимых (написано, напечатано), понимание жестов и мимики — вторая сигнальная система. Она невероятно расширила и качественно изменила ВНД человека, так как внесла новый принцип и работу больших полушарий головного мозга (взаимосвязь коры с подкорковыми образованиями). Человек обозначает словами все то, что воспринимает рецепторами. Слово как «сигнал сигналов» представляет возможность отвлечься от конкретных предметов и явлений действительности.

Вторая сигнальная система неразрывно связана с общественной жизнью людей, представляя результат сложных взаимоотношений, в которых находится человек с окружающей социальной средой. При этом словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей в процессе коллективного производства и развились они только в процессе трудовой деятельности. Следовательно, вторая сигнальная система социально детерминирована, т. е. возникла и развилась как закономерный естественный процесс общественно-трудовой деятельности.

Из литературных источников известно, что без общения с людьми вторая сигнальная система (особенно речь) не развивается. Так, дети, унесенные дикими животными и жившие в зверином логове, не понимали человеческой речи, не умели говорить и утратили способность научиться разговаривать. Кроме того, дети, родившиеся глухими, издают такие же звуки, как и нормальные, но, не подкрепляя издаваемые сигналы через слуховые анализаторы и не имея возможности подражать голосу окружающих, они становятся немыми. Известно также, что молодые люди, попавшие в изоляцию на десятки лет без права общения с людьми, забывают разговорную речь. Все эти факты указывают на зависимость развития второй сигнальной системы от социальной среды, на ее взаимосвязь с первой сигнальной системой.

В любом акте поведения человека можно вскрыть три группы межнейронных связей: 1) безусловно-рефлекторные; 2) временные связи первой сигнальной системы; 3) временные связи второй сигнальной системы. Анализ показал, что физиологический механизм поведения человека является результатом взаимодействия обеих сигнальных систем с подкорковыми образованиями больших полушарий. И. П. Павлов считал вторую сигнальную систему «высшим регулятором человеческого поведения», который преобладает над первой сигнальной системой, но и последняя в известной степени контролирует деятельность второй сигнальной системы.

Взаимодействие обеих сигнальных систем, деятельность коры больших полушарий в целом находятся в сложных отношениях с деятельностью подкорковых центров. Это позволяет человеку произвольно управлять своими безусловными рефлексами, сдерживать значительную часть инстинктивных проявлений организма и эмоций. Он может сознательно подавлять оборонительные (даже в ответ на болевые раздражения), пищевые и половые рефлексы. В то же время подкорковые образования и ядра мозгового ствола, особенно ретикулярная формация, являются источниками (генераторами) импульсов, поддерживающих в норме тонус мозговой коры.

3.6. Типы высшей нервной деятельности
и их особенности у детей

Индивидуальные свойства нервной системы оказывают влияние на условно-рефлекторную деятельность организма. Поэтому характер высшей нервной деятельности в значительной мере определяется совокупностью свойств, присущих индивидууму (наследственность, предыдущий жизненный опыт и тип нервной системы). От типа нервной системы но многом зависит скорость образования условных рефлексов, их прочность, интенсивность внутреннего и внешнего торможения, быстрота иррадиации и концентрации нервного процесса, способность к индукции и степень устойчивости к болезнетворным агентам.

Изучая комплекс индивидуальных особенностей ВНД у животных и человека, И. П. Павлов и его последователи установили три основных функциональных признака ВНД: 1) сила процессов возбуждения и торможения — способность корковых нервных клеток адекватно отвечать на сильные и чрезвычайно сильные раздражители и в ответ на них развивать возбуждение или торможение; 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т. е. равновесие их по силе. Иногда у одних организмов возбуждение превалирует над торможением, у других — наоборот. В таком случае у первых сравнительно быстро образуются положительные условные рефлексы, но затруднена выработка дифференцировок (особенно тонких), у вторых на те же раздражители развивается общее торможение коры; 3) подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой один процесс может смениться другим (в связи с изменением обстановки).

На основании указанных признаков И. П. Павлов выделил общие типы ВНД, встречающиеся у людей и животных, и частные, присущие только людям.

И. П. Павлов выделил четыре общих типа высшей нервной деятельности: 1) сильный, неуравновешенный (с преобладанием возбуждения над торможением), трудно поддающийся воспитанию (дрессировке);
2) сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов. При таком типе ВНД наблюдается быстрое привыкание к обстановке, активная реакция на новые раздражители; 3) сильный, уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов, незначительная реакция на новые раздражители (медлительность во всех действиях);
4) слабый, с недостаточным развитием возбуждения и торможения. При этом отмечается быстрая истощаемость организма, трусость, потеря работоспособности при необычных раздражителях, легкость перехода в заторможенное состояние.

По мнению И. П. Павлова, приведенные четыре типа ВНД, в чистом виде обнаруживаемые в опытах, совпадают с четырьмя видами темперамента человека, которые были известны еще Гиппократу. Так, первый тип соответствует холерическому темпераменту, второй — сангвиническому, третий — флегматическому, а четвертый — меланхолическому. Однако между типом нервной системы и темпераментом нет тождественности, так как в понятие «темперамент», кроме функциональных особенностей нервной системы, включается оценка положения и условий жизни человека, характеристика исторической эпохи и практической общественно-трудовой деятельности. Тип высшей нервной деятельности проявляется не только во взаимоотношении организма с внешней средой, но и в характере деятельности внутренних органов.

И. П. Павлов, анализируя функциональное состояние нервной системы людей с учетом врожденных способностей, выделил три типа высшей нервной деятельности: художественный, мыслительный и средний. Правда, в этой области еще не все ясно: некоторые вопросы не раскрыты до конца, нет адекватных методов и тестов для определения этих типов, многое характеризуется чисто описательно.

Художественный тип отличается более усиленной работой первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мышления широко пользуются чувственными восприятиями окружающего мира. Они воспринимают действительность целиком, не дробя ее на части.

Мыслительный тип характеризуется более усиленной работой второй сигнальной системы, усиленным мышлением, резко выраженной способностью к абстрагированию от действительности, основанной на стремлении анализировать, дробить действительность на части, затем соединять их в единое целое.

Средний тип характеризуется уравновешенностью двух сигнальных систем, наличием признаков художественного и мыслительного типа.

Русский физиолог Н. И. Красногорский в 1954 г. предложил классификацию типов ВНД у детей, в которой учтены взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры с подкоркой. Эта классификация в настоящее время является более полной и включает четыре типа.

Первый — сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый сангвинический тип, характеризующийся быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и торможение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети отличаются хорошим поведением, живым темпераментом и не представляют трудности для воспитания. Речь у них быстрая и громкая, отчетливая, с правильными ударениями и интонацией, с богатым запасом слов, иногда сильной жестикуляцией и выразительной мимикой.

Второй — сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип флегматичный. Условные рефлексы у детей с таким типом ВНД образуются быстро и прочно, имеют прочные тормозные реакции. Дети легко приспосабливаются к силе условного раздражителя, отличаются примерным поведением, успешно учатся. Речь у них правильная, с достаточным словарным запасом, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики. При трудных заданиях дети повышают свою активность и стараются их выполнить.

Третий — сильный, повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный холерический тип, характеризующийся сильной подкорковой деятельностью, которая не всегда в полной мере регулируется корой. Условные связи образуются медленнее, чем у детей первых двух типов. Дети учатся удовлетворительно, но тяжело приспосабливаются к требованиям школы. Они высокоэмоциональны, возбудимы и вспыльчивы, им свойственны «взрывы» необоснованных реакций, сопровождающихся подвижностью, поэтому их речь, хотя и развивается нормально, бывает неровной, с колеблющимися интонациями. Воспитание таких детей представляет большие трудности.

Четвертый — слабый, пониженновозбудимый, уравновешенный, меланхолический тип, отличающийся общей пониженной возбудимостью коры и подкорки, сравнительно низкой деятельностью первой и второй сигнальных систем. У таких детей медленно образуются условные рефлексы. Они быстро утомляются и впадают в тормозное состояние. Речь их слабая и тихая, бедна словами. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

Тип ВНД и общее поведение каждого человека представляют собой «сплав» из врожденных особенностей, полученных по наследству (генотип), и черт, приобретенных в течение жизни (фенотип). Процесс изменения типа ВНД продолжается всю жизнь, а способность к перестройке типов ВНД названа пластичностью нервной системы. Пластичность — процесс динамический.

Поведение школьника обусловлено не только прирожденными физиологическими свойствами нервной системы, но и социальными условиями. Определяя тип ВНД и характер ученика любого возраста, надо учитывать социально-бытовые условия, ибо отношения в семье и общественном окружении маскируют тип, накладывая на него свою печать. Пластичность типов ВНД И. П. Павлов считал «важнейшим педагогическим фактом» воспитания, тренировки и переделки характера человека. А если учесть, что все окружающее влияет на организм тем сильнее, чем он моложе, то становится ясным, что формирование типа ВНД должно начинаться с рождения и продолжаться в дошкольном, школьном и послешкольном возрасте. Тип ВНД ребенка и взрослого может измениться в связи с перенесенной болезнью, психическим потрясением и другими факторами. В таких случаях возможно «исправление» и перевоспитание мерами индивидуального и общественного воздействия,
т. е. повышением «закалки характера».



Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 3031;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.