Формы развития общества: община, общность и общество
Рассмотрение данного вопроса является главным для понимания эволюции форм развития общества. На сегодня имеется много подходов к типологии общества. В качестве определяющих моментов выделяются различные признаки. Все это говорит о том, что нам пока не удалось определить существенные характеристики или механизмы общественного развития.
В современной литературе выдвигается множество теорий понимания человеческого общества, в том числе его современной формы. Однако все они за основу общественного развития выдвигают те или иные критерии, которые, по их мнению, являются определяющими.
Анализ форм развития общества показывает, что общество проходит в основном три этапа (или формы) своего развития:
1) община — первичная форма социальной организации, возникшая на основе родовых связей и характеризуемая непосредственным типом социальных отношений.
2) общность — это совокупность людей, социальных групп, связанная сходством условий жизни, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности. В основе общности лежат интересы основных классов, больших социальных групп, общностей, с которыми, так или иначе, связано воспроизводство общество.
3) общество — современная форма общественной жизни (социальной организации), характеризуемая усложнением системы социальных связей, приводящим к формализации (и обезличенности) межчеловеческих отношений. Общество – это современное общество, имеющее сложную структуру.
Выяснить различия между этими формами обществ необходимо для того, чтобы проанализировать, какие существуют изменяемые и неизменяемые факторы развития общества, какие из них претерпевают изменения в силу исторических обстоятельств, а какие остаются постоянными независимо от времени и места.
Первым исследователем, кто пытался рассмотреть социальные формы развития человеческого общества, был Г. Зиммель. Еще в эпоху классической социологии Г. Зиммелем в рамках своей формальной социологии, впервые поставили вопрос о взаимодействии человека, его форм социальной жизни с культурой. Согласно Г. Зиммелю, предмет социологии следует искать не в содержании предмета, а во взаимоотношениях культуры и форм общественной (социальной) жизни в процессе исторического развития. Поэтому он предлагал изучать чистые (или формальные) формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий.
Проблема социальных форм, их смены, поставленная Зиммелем, приобретает в современных условиях другой оттенок. В современной социологической литературе эта проблема стала рассматриваться как понятия «общность» и «общество»
Одно из наиболее важных исследований в этом направлении было проведено немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855—1936). Он ввел термины «гемайншафт» и «гезельшафт», которые переводятся как «община» и «общество». Эти понятия выражают различия между социальными формами традиционного и современного общества. Первый термин «гемайншафт» относится к сельской общине, а второй - «гезельшафт» — к городскому индустриальному обществу.
Переход от одной формы к другой (от общины к общности) - это длительный процесс культурной эволюции, связанный с изменениями в общественной жизни. Эволюция форм человеческой жизни есть отражение тех глубоких изменений, которые осуществляются в культуре народа, его развитии.
Переход от общности к современному обществу по-своему интерпретировали другие социологи и социологические школы. Все они отмечали различия между традиционным (архаическим) и современным обществом.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 427;