Теории и типология обществ.
Сегодня социологическая мысль, выделяя существенную взаимосвязь между общиной и обществом, выдвигает ряд теорий. В целом в их основе лежат три гипотезы:
- эволюционного перерастания (община, усложняясь, развивается в общество);
- интеграционного слияния (взаимодействие двух «разноуровневых» систем приводит к облагораживающей перестройке архаичной социальной организации по образу и подобию современной, более «продвинутой»);
- параллельного сосуществования разных «общин»: поселенческих религиозных этнических клановых корпоративных, которые вкрапливаются в структуру современного общества, сохраняя относительную замкнутость, и свой особый характер воспроизводства.
А) Традиционное общество характеризуется:
1) естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку);
2) персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц);
3) неформальным регулированием взаимодействий (нормами «неписаных» законов религии и нравственности);
4) связанностью членов отношениями родства («семейным» типом организации общности);
5) примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).
Б) Современное общество отличается следующими признаками:
1) ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов);
2) развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы);
3) формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.);
4) сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления);
5) секуляризацией религии (отделением ее от системы управления);
6) выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).
В) Теоретические концепции индустриального общества.
Деление общества на традиционное и современное общество способствовало разработке нового направления в социологии: социального
эволюционизма. В рамках этого направления работали многие западные социологи, которые создавали различные концепции. Так появилась теория индустриального общества. Она была сформулирована в двух вариантах французским социологом Р. Ароном и американским экономистом и политологом У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста» (1960 г).
Теория «индустриального общества» описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому, «индустриальному» обществу. Для индустриального общества характерны:
1) развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управления;
2) массовое производство товаров на широкий рынок;
3) механизация и автоматизация производства и управления;
4) научно-техническая революция.
Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности и урбанизации, качественные сдвиги в структурах национального потребления. С точки зрения данной теории, основные характеристики крупной промышленности — индустрии — обусловливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством, но во всех других сферах общественной жизни.
Популярная в 60-х гг. XX в. теория индустриального общества в 70-х гг. получает свое развитие в теории «постиндустриального общества». Наиболее видные ее представители — американские социологи и политологи Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер, а также французские социологи и политологи А. Турен и Ж. Фурастье. Согласно данной теории, общество в своем поступательном развитии, как уже говорилось выше, проходит три основные стадии:
1) доиндустриальную (аграрную),
2) индустриальную
3) постиндустриальную.
Таким образом, теории индустриального и постиндустриального общества находятся в рамках социального эволюционизма, поскольку они предполагают прохождение обществом определенных стадий на основе технических и технологических нововведений в сочетании с различными психологическими мотивами деятельности: национализмом, духом предпринимательства, конкуренции, протестантской этикой, личными амбициями предпринимателей и политических деятелей и т. д.
Специфика теорий социального эволюционизма связана с прогрессом техники. И, несмотря на то, что технологические перевороты влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, они все же не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями.
В настоящее время концепция социального эволюционизма занимает доминирующее положение в социологии при истолковании развития форм общества
Как видно, все эти теории не связывают изменения форм социального развития с культурой. Поэтому они не могут объяснить общие закономерности развития общества.
Типология обществ
В современной учебной литературе встречаются различные подходы к типологии обществ. В зависимости от сходных признаков социологи выделяют несколько типов обществ. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.
В настоящее время существует множество способов классификации обществ. Одним из самых известных подходов к типологии общества был марксистский. В основу типов общества был положен способ производства, который характеризовался различным уровнем развития производства. В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общества.
Марксистский подход имеет под собой основание, правда, во-первых, если рассматривать общество только как экономическую систему, и, во-вторых, если рассматривать эту теорию применительно к определенному этапу развития человеческого общества. Однако как теорию Маркса, так и его типологию нельзя абсолютизировать. Известно, что еще современники Маркса критиковали его за экономический детерминизм. В частности, М. Вебер, исследовавший капиталистические отношения, написал свой труд под названием: «Протестантская этика и дух капитализма». В нем он подчеркивал, что в основе общества лежат скорее этические нормы и правила, определяемые интересом эпохи.
Более точно пытался сформулировать эту проблему Т.Парсонс. (нормативная структура общества)
Социологи сегодня выявили, что только на определенных этапах цивилизационного развития материальное доминирует, определяя культуру и способ жизни общества в целом. Однако в более высокоразвитых обществах доминирует культура.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 462;