Легальный марксизм.


Одним из направлений социологической мысли в России был легальный марксизм. Представители легального марксисзма П. Струве, М. Туган-Барановский, а также Н. Бердяев и С Булгаков в своих трудах обосновали объективный и закономерный характер развития капитализма в России. В своих трудах они ставили вопросы о капиталистическом рынке, о конкуренции, о реорганизации классов и производства и другие вопросы.

По их мнению, возможно совершенствование капитализма путем социальных преобразований. Универсальной формой разрешения противоречий между классами, политическими партиями они считали компромисс. Так, П. Струве писал, что развитие демократии есть высшая школа компромисса.

Отвергая марксистское учение о классовой борьбе представители легального марксизма писали, что о классах можно говорить лишь в рамках экономической сферы. Если же говорить об обществе в целом, то основополагающим и руководящим началом жизни людей являются духовные ценности. И прогресс общества определяется в первую очередь развитием культурных ценностей человечества.

Марксистская социология берет свое начало с работы Николая Ивановича Бухарина (1888-1938) “Теория исторического материализма” (1921). В ней автор предпринял попытку систематического изложения теории исторического материализма. В свое работе Бухарин поднял важный вопрос: вопрос о соотношении социологии, философии и исторического материализма. По его мнению, общественная наука должна отражать интересы определенного класса. Следовательно, у рабочего класса должна быть своя пролетарская социология. Пролетарской социологией является исторический материализм - учение, созданное Марксом и раскрывающее классовую сущность общественных отношений.

В период 20-х годов в рамках марксистского направления в социологии был отработан круг принципиальных вопросов: о содержании понятия “общественно-экономическая формация”, “базис”, “надстройка”, “производительные силы”, “производственные отношения”, о предмете марксистской социологии, о проблемах классовой структуры общества, о классовой борьбе в переходный период.

4.6.Неопозитивизм.

 

Одновременно с неокантианством, в период начала ХХ века в России набирает силу новое методологическое направление - неопозитивизм. Его приверженцами были А.С.Звоницкая, К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин. В отличие от позитивизма, направлявшего свой исследовательский взор на поиск социальных факторов, неопозитивизм обращался к исследованию социальных связей, социальному взаимодействию, социальному общению, социальному поведению. Исследование общества неопозитивисты начинали с изучения поведения отдельного человека, малых групп, локальных сообществ с тем, чтобы на этих достоверных данных выстраивать конструкцию общественной организации. Для исследования поведения индивидов и групп применялся входивший тогда в моду бихевиоризм. Таким образом, новая методология вывела социологию на совершенно иной уровень знания. Выводы социолога базировались на эмпирической базе, а весь анализ предпринимался с конкретной целью, имеющей не только теоретическое, но и прикладное значение.

Наиболее ярким из социологов этого направления следует признать Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) русско-американского социолога, автора многих работ, в том числе двухтомной “Системы социологии” русского периода (1920) и всемирно известной четырехтомной “Социальной и культурной динамики” (1946) американского периода творчества. Сорокин был не только теоретиком науки, он был ее организатором. В Петербургском университете в 1919-1921 годах он собрал вокруг себя студентов и организовал широкомасштабные социологические исследования, результаты которых легли в его последующие научные труды: “Голод как фактор” (1922), “Социология революции”(1928) и другие. Будучи заведующим кафедрой и одновременно деканом факультета социологии в Гарвардском университете, он получил предложение от американского правительства организовать первый в США исследовательский социологический центр

.Понятие "социальное взаимодействие" использовалось мно­гими русскими учеными: Н. Кареевым, Е. Котляковским, Е. Ро­берти и другими. Однако именно П. Сорокин подводит кон­цептуальную базу под его собственно социологические интер­претации. Он рассматривает социальное взаимодействие как родовое понятие различных проявлений общественной жизни, которая представляет собой "системные комбинации взаимо­действий разного толка". Именно это факт позволил П. Соро­кину считать социальное взаимодействие универсальной мо­делью группы и общества в целом.

Оценка индивидов дается Сорокиным с точки зрения их возможностей в приспособлении к внешней среде, т.е. нали­чия нервной системы и способности реагировать на стимулы-раздражения, их физического, психического и социального полиморфизма, наличия потребностей, обеспечивающих кон­такты, и т.п. Так как в социальной жизни людей существует бесчисленное множество различных взаимодействий, то встает вопросих классификации, необходимой для их изучения.

Эти теоретико-методологические идеи были изложены в двух томах "Системы социологии", которые являлись начальным эта­пом задуманной Сорокиным многотомной работы. Он предпо­лагал написать еще шесть томов, посвященных внутригрупповой дифференциации и расслоению социального пространства, т.е. стратификации и мобильности в процессе революций, ко­гда структура общества серьезно перестраивается. К сожале­нию, эти тома появились за границей, так как П. Сорокин был изгнан из России. Эти работы принесли русскому ученому ми­ровую известность и долгое время служили учебниками, преж­де всего в американских университетах, были переведены на многие языки мира и способствовали оформлению и развитию социологии в разных странах.

Активное развитие неокантианство получает в начале XX века, и в особенности после легализации социологии, когда в Россию, из Германии вернулись ряд социологов неокантианцев: А.С.Лаппо-Данилевский, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, В.М.Хвостов Л.И.Петражицкий. Неокантианцы считали невозможным рассматривать общественную жизнь как следствие естественно-натуралистического процесса. Они выдвигали другие критерии обществознания: приоритет философствования над наблюдением, акцент внимания на проблемах культурных ценностей, а не на развитии и смене цивилизаций, значительное место уделялось критике социологии в том ее виде, который выработался в недрах предшествовавшей методологии. Интересно, что в критике понятий социологии неокантианцы шли вместе с религиозными философами, фундаментальный и знаковый сборник “Проблемы идеализма” (1902) содержал работы как первых, так и вторых. Также отличительной чертой неокантианцев было обращение их к правовым аспектам социального общежития, так ряд фундаментальных трудов Л.И.Петражицкого и П.И.Новгородцева носят сугубо правовую направленность.

 

РАЗДЕЛ II. Общество, социальные институты и социоструктурное образование.

Тема 4. Общество.

4.1. Общество: понятие, происхождение, признаки и типология.

4.2. Проблемы взаимоотношения общества и индивида.

4.3. Общественное мнение как институт гражданского общества.

4.4. Общество и социальные институты.

4.5. Мировая система и процессы глобализации.

Ключевые понятия: общество, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, модернизация, эволюция, прогресс, регресс, социальные институты.

 

Задачи и вопросы для обсуждения.

 

1. Каковы особенности общества как системы?

2. Почему человек не может существовать вне общества?

3. Какие факторы определяют специфику и тенденции развития человеческого общества?

4. Назовите основные признаки общества.

5. Охарактеризуйте современную ситуацию в стране в терминах системного анализа общества.

6. Каков, с точки зрения социолога (экономиста, менеджера) главный системный признак современного российского общества?

7. Каковы критерии социального прогресса?

8. В каких основных формах происходят социальные изменения и каково соотношение между ними?

9. Структура и исторические типы обществ.

 

Темы рефератов и докладов.

 

1. Теории происхождения общества.

2. Общество и природа.

3. Постиндустриальное и информационное общества.

4. Концепция эволюционного и революционного развития общества.

5. Формы социального прогресса.

6. Место и роль социальных институтов и организаций в жизни общества.

 

Тесты.

Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

 

Вопросы. да нет
Общество – самая большая группа.    
Общество существовало тогда, когда не было стран и государств?    
Наличие государственной власти является отличительной чертой обществ.    
Простое общество – это общество без конфликтов.    
Постиндустриальное общество в основном добывающее, аграрное.    
Однородная культура – признак традиционного общества.    

 



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 323;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.