Рассказ о консулах, сенате и народном собрании
Читатели составленной мною истории извлекут из нее прекраснейшие и полезнейшие уроки только тогда, когда узнают и поймут, с помощью каких государственных учреждений римляне в течение неполных пятидесяти трех лет покорили почти всю обитаемую землю.
Итак, в государстве римлян были три власти, поименованные мною выше, причем все было распределено между ними столь равномерно и правильно, что никто не мог бы решить, аристократическое ли было все управление в целом, или демократическое, или монархическое. В самом деле, если мы сосредоточим внимание на власти консулов, государство покажется вполне монархическим и царским, если на сенате — аристократическим, а если кто-нибудь примет во внимание только положение народа, то, наверное, признает Римское государство демократией.
Консулы, пока не выступают в поход с легионами и остаются в Риме, вершат все государственные дела; все прочие магистраты, за исключением народных трибунов, находятся у них в подчинении и покорности. Они вводят посольства в сенат, докладывают сенату дела, требующие обсуждения, и наблюдают за исполнением состоявшихся постановлений. Они же созывают народные собрания, вносят предложения народу и исполняют состоявшиеся решения большинства народа. Далее, они имеют почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще к военным походам, ибо они властны требовать войска от союзников, назначать военных трибунов1, производить набор солдат и выбирать годных к военной службе. Кроме того, они могут подвергнуть наказанию всякого, кого бы ни пожелали, в военном лагере. Поэтому всякий, кто обратит свой взор на одну только эту власть, вправе будет назвать Римское государство истинной монархией или царством.
Что касается сената, то в его власти находится прежде всего казна, ибо он ведает всякий приход и всякий расход. Так, квесторы не могут производить выдачи денег ни на какие нужды без постановления сената. Да и самый большой расход — тот, который производят цензоры каждые пять лет на ремонт и сооружение общественных зданий, производится с соизволения сената. Также всеми опаснейшими преступлениями, совершенными в пределах Италии, каковы: измена, заговор, изготовление ядов, злонамеренное убийство — ведает сенат. В обязанность сената входит отправлять посольства к народам, проживающим вне Италии, — или для замирения, или для принятия народа в подданство, или для объявления войны. Равным образом от сената зависит, как принять явившееся в Рим иноземное посольство и что ему ответить. Таким образом, государство представляется совершенно аристократическим тому, кто явится в Рим в отсутствие консула. В этом убеждены многие эллины и цари, ибо все почти дела римлян решаются сенатом.
При всем этом остается место и для участия в государственном управлении народа, и даже для участия весьма влиятельного. Ибо в государстве только народ имеет власть награждать и наказывать, между тем как только наградами и наказаниями держатся царства и свободные государства, говоря вообще, — все человеческое существование. Часто народ судит такие дела, которые влекут за собой денежную пеню, если пеня бывает значительной2. Смертные приговоры постановляет только народ. В этом отношении у римлян существует порядок, достойный похвалы и упоминания, именно: осуждаемому на смерть они позволяют приговорить себя к добровольному изгнанию, пока хотя бы треть народа, участвующего в суде, не подала еще своего голоса3. Народ же дарует почетные должности достойным гражданам, а это — лучшая в государстве награда за доблесть. Народ также властен принять закон или отвергнуть его и, что самое важное, он решает вопросы о войне и мире. Видя все это, всякий вправе сказать, что в Римском государстве важнейшая часть управления принадлежит народу и что римское государственное устройство — демократия.
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2761;