Золотой век” Римской империи (II в. н. э.)
“Золотой век” Империи.После жестоких императоров- деспотов в Риме надолго воцарилась мирная династия Антонинов, оставившая по себе добрую память. Время правления Антонинов называется “золотым веком” Империи, этот “век” занимает почти все второе столетие новой эры. Самыми знаменитыми императорами “золотого века” были полководец Траян и философ Марк Аврелий.
Во II в. н.э. Империя наслаждалась внутренним покоем. Императоры Антонины не вели завоевательных войн, но крепко оберегали главные границы Римской державы, которые проходили по рекам Евфрату, Дунаю и Рейну. За Евфратом простиралось великое Парфянское царство (бывшая Персия); на берегах Дуная в нынешней Румынии возникло царство воинственных даков; Рейн отделял римскую Галлию от диких германских племен. Не раз в этих районах вспыхивали пограничные войны, во время которых римские легионы вторгались на вражескую территорию.
При Антонинах установились нормальные отношения между императорами и сенатом, прекратились казни и гонения, люди получили возможность свободно высказывать свои мысли. Историк Тацит, доживший до этого времени, писал: “Настали годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает”.
При Антонинах изменилось положение провинций: они стали постепенно уравниваться в правах с Италией. Многие провинциалы сделались римскими гражданами, самые знатные из них вошли в римский сенат. Греческий писатель II в. Элий Аристид говорил, обращаясь к римлянам: “При вас все для всех открыто. Всякий, кто достоин государственной должности, перестает считаться чужеземцем. Имя римлянина стало достоянием всего культурного человечества. Вы установили такое управление миром, как будто он является одной семьей”. Вскоре после того как прервалась династия Антонинов, завершилось единение Римской державы, осуществлявшееся при ее правлении: в 212 г. н.э. по эдикту императора Каракаллы все население Империи получило римское гражданство.
Траян.Марк Ульпий Траян царствовал в начале династии Антонинов. Родился он в знатной римской семье, проживавшей в Испании. С юных лет Траян служил в армиии под руководством отца прошел путь от подчиненного офицера до командующего рейнскими легионами. Когда ему было 45 лет, старый император Нерва усыновил его, видя в нем самого достойного гражданина и преемника своей власти. В 98 г. н.э. Траян стал императором.
Новый глава Римского государства обладал выдающимися качествами воина: он был очень силен, великолепно владел оружием, без страха схватывался в лесной чаще с хищными зверями, любил плавать в бурном море.
Ел он всегда простую солдатскую пищу, в походе шел пешком впереди войска. С этими мужественными качествами соединялись скромность, справедливость, трезвый ум, жизнерадостный нрав.
Когда Траян стал императором, его личная жизнь и привычки мало переменились. Он ходил по Риму пешком и был доступен просителям. Заговорщиков он не боялся, а доносы совершенно уничтожил тем, что не обращал на них внимания. Он говорил, что хочет быть таким правителем, какого сам пожелал бы себе, если бы оставался простым подданным. Вручая меч начальнику дворцовой гвардии, он торжественно провозгласил: “Бери этот меч, чтобы пользоваться им для моей защиты, если я буду править хорошо, и чтобы воспользоваться им против меня, если я буду править плохо”. Сенат официально признал Траяна наилучшим императором. Впоследствии при вступлении правителей Рима на престол им желали быть счастливее Августа и лучше Траяна.
В правление Траяна велись большие войны на Евфрате и Дунае. В двух походах император разгромил царство даков, угрожавшее северной границе Империи, и вывел римских поселенцев на левый берег Дуная. В память об этих победах в Риме была воздвигнута величественная колонна Траяна, украшенная рельефами с изображением Дакийской войны.
Поход за Евфрат против парфян закончился захватом парфянской столицы. Римляне дошли до берегов Персидского залива, но восстания, вспыхнувшие в тылу, заставили Траяна отвести легионы назад. На обратном пути домой он внезапно заболел и умер (117 г. н.э.).
Марк Аврелий.Правлением Марка Аврелия заканчивался “золотой век” Империи.
С давних пор выдающиеся мыслители мечтали видеть во главе государства мудреца, “философа на троне”. Марк Аврелий оказался воплощением этого идеала: он был императором и знаменитым философом-стоиком. Наукой он начал заниматься с 12 лет и продолжал эти занятия всю жизнь. После него осталось большое философское сочинение на греческом языке под названием “К самому себе”. В нем высказаны самые задушевные мысли императора о жизни, о душе, о долге.
Мировоззрение Марка Аврелия было довольно мрачным. Время человеческой жизни, писал он, один миг, тело — смертно, судьба — непонятна; жизнь — это борьба и странствие по чужбине, посмертная слава — забвение. Несмотря на такие мысли, Марк Аврелий наставлял самого себя в бодрости. Он считал, что божественное начало, обитающее в нашей душе, велит нам жить в согласии с природой, выполняя все требования жизни. Главное — любовь к людям и исполнение долга перед ними.
Марк Аврелий жил в полном соответствии со своими правилами. Он тяготился императорской властью, но добросовестно и хорошо выполнял все обязанности правителя, даже такое тяжелое дело, как командование войском. С посторонними людьми он был приветлив и справедлив, близких — почитал и любил. С удивительным терпением сносил он дурной нрав своей красивой жены, ее постоянные измены. Выражение лица его было всегда спокойным.
При Марке Аврелии на Империю обрушились многочисленные беды, предвещавшие конец благополучных времен: мавры нападали на южные границы, парфяне — на восточные, германцы и сарматы перешли Дунай. В довершение несчастий по всей Империи прокатилась эпидемия чумы.
Император лично предводительствовал войском в двух больших и победоносных войнах на Дунае против германцев и сарматов. Здесь настигла его чума. В 180 г. н.э. последний достойный император династии Антонинов скончался от эпидемии в военном лагере Виндобоне (современная Вена). Сын его, возобновивший дурные обычаи императоров-деспотов, процарствовав 12 лет, стал жертвой дворцового заговора. Его бесчинствами и гибелью завершилась почти столетняя счастливая эпоха Антонинов.
В Риме сохранились два памятника Марку Аврелию: великолепная конная статуя императора и колонна, воздвигнутая в честь победы его над сарматами и германцами:
Расцвет имперских городов во II в. н.э.В западных странах — Испании, Франции, Германии, Британии — часто встречаются полуразрушенные временем, но все еще величественные римские сооружения: храмы, амфитеатры, арки, валы. Некоторые римские дороги и водопроводы служат людям до сих пор. Большинство этих сооружений относится к веку Антонинов. Именно во IIв. н.э. города римских провинций, как западных, так и восточных, умножались в числе и благоустраивались. Их форумы освобождались от торговых лавчонок, превращаясь в парадные площади, украшенные храмами, базиликами (судебными зданиями), статуями. Появились колоннадные улицы — проспекты, по обеим сторонам которых стояли колонны, поддерживавшие крыши над пешеходными дорожками. В начале и конце этих улиц нередко ставились триумфальные арки. Многие города по Рейну и Дунаю возникли на месте римских военных лагерей — от них произошли такие знаменитые современные столицы, как Бонн, Вена, Будапешт. Постепенно романизировались, т.е. превращались в города римского типа, поселения западных туземных племен; например, центр галльского племени паризиев стал городом с латинским именем Лютеция, а впоследствии получил название Парижа. Земли вокруг романизированных городов покрывались оливковыми садами и виноградниками. Некогда дикие страны — Галлия и Испания — начинали торговать собственным вином и оливковым маслом. Упоминавшийся выше Элий Аристид писал: “В наше время все города соперничают между собой в красоте и привлекательности. Везде множество площадей, водопроводов, торжественных порталов, храмов, ремесленных мастерских, школ. Города сияют блеском и красотой, и вся земля цветет, как сад...”
Акведуки.Среди архитектурных памятников Империи особенно большое впечатление производят водопроводы-акведуки. Они стоят в низменных местах, где водопроводные желоба, ради сохранения единого уровня над землей, были подняты на высокие, мощные аркады, протянувшиеся на десятки километров.
Пон-дю-Гар — самый высокий сохранившийся древнеримский акведук:
длина 275 метров, высота 47 метров.
Самый большой в мире акведук, Карфагенский (II в. н.э.), имеет протяженность 132 км, высота его двухъярусной аркады достигает 40 м. Акведук в Испанском городе Сеговия (II в. н.э.) работает до сих пор. Во всей Империи около 100 городов снабжались водой с помощью акведуков.
Термы.По акведукам поступала вода в общественные бани, или термы, распространившиеся по Империи от Британии до Евфрата. Римляне заимствовали идею греческого гимназия, прибавив к паркам и спортивным площадкам банные помещения. Собственно бани состояли из трех отделений с холодной, теплой и горячей водой. Отапливались они полыми керамическими трубами, через которые проходил горячий пар. В целом же термы включали в себя плавательные бассейны, помещения для отдыха и беседы, библиотеки, беговые дорожки, спортивные площадки, цветники. Огромными размерами и роскошью отличались императорские термы, сооружавшиеся в дар римскому народу. Их посещали средние городские слои и бедняки. Знатные и богатые люди предпочитали маленькие домашние баньки. Самыми знаменитыми термами II в. н.э. были термы Траяна в Риме.
Термы
Лимесы.До сих пор внушительное зрелище являют римские пограничные укрепления, называемые лимесами (лимес в переводе с латыни — “межа”, “граница”). Хорошо укрепленный лимес представлял собой земляной вал или каменную стену длиною в сотни километров. Иногда перед валом выкапывали еще ров и ставили частокол. Вдоль вала, недалеко друг от друга, располагались башни со сторожевыми отрядами. Через несколько башен стояли крепости, примыкавшие к валу. В тылу этих укреплений располагался большой легионный лагерь, связанный с ними военными дорогами. Более простые лимесы состояли из одних укреплений, соединенных удобными путями. Остатки лимесов хорошо видны в Британии, на Рейне, на Дунае. Часть Траянова вала проходит по территории Молдавии, входившей в состав Дакийского царства. Мощный Антонинов вал сохранился на севере Англии.
Реконструированный лимес в Вельцхайме
Знаменитые сооружения Рима.Во II в. в Риме были возведены знаменитые на весь свет сооружения — это Пантеон и Форум Траяна. Пантеон, храм всех богов, представляет собой круглое здание, перекрытое огромным куполом (одним из самых больших в мире). В отличие от греческих храмов Пантеон похож не на дом бога, а на круг земель, осененный небесным сводом. Из отверстия в потолке в центр храма льется поток света, рассеивающийся по краям обширного внутреннего пространства. Контраст света и полумрака создает таинственное, молитвенное настроение.
Пантеон
Форум Траяна был сооружен в память о победе императора над даками. Через триумфальную арку посетитель входил на широкую площадь, в центре которой стояла конная статуя императора. Вдали за статуей на высоком постаменте возвышалась роскошная мраморно-гранитная базилика, над ее позолоченной крышей виднелась верхушка стоящей за нею триумфальной колонны. Поднявшись по ступеням и пройдя насквозь базилику, полную серых и золотистых колонн, путник оказывался на второй, полукруглой площади. По бокам ее стояли библиотеки для латинских и греческих рукописей, а между ними возносилась колонна, обвитая, как лентой, раскрашенными рельефами с изображением военных сцен. В постамент колонны был замурован прах Траяна, на вершине ее стояла в древности статуя императора.
Форум Траяна и Пантеон построил гениальный греческий архитектор Аполлодор Дамасский. В обоих сооружениях выразился светлый дух как греческого искусства, так и того времени, когда они были созданы.
Форум Траяна
Западные и восточные провинции.Хотя огромная Римская империя была единым государством, по ней как бы проходила невидимая граница между восточными и западными Провинциями. Восток говорил на греческом языке, строил сооружения из камня и сохранял старинную греческую и греко-восточную культуру. Запад перенял латинский язык, римскую культуру и римские строительные материалы — бетон и обожженный кирпич. Греки, становясь римскими гражданами, продолжали считать себя греками. Испанцы и галлы, говорившие по-латыни, считали себя римлянами. Ныне эти народы говорят на романских языках, произошедших от латыни.
Галльские мученики.В середине II в. н.э. война между Империей и христианской Церковью приутихла. В это время христианская религия, завоевав города, проникла в училища, во дворцы сенаторов, в армию. Но в начале и в конце “золотого века”, при Траяне и Марке Аврелии, в Риме и провинциях происходили преследования христиан. Особенно жестокое гонение вспыхнуло в Галлии во времена Марка Аврелия.
В галльском городе Лугдуне (Лионе) и в соседнем с ним городе Виенне языческое население долго травило христиан, изгоняя их из всех общественных мест — из бань, с рынков, площадей; их принимали за людей, совершающих тайные преступления. Наконец вспыхнул погром: христиан хватали, били, волокли на судилище к городским властям. Начальник города, учиняя допрос, приказывал бросать исповедников веры в тюрьму. Заключенных набралось так много, что они умирали в темницах от духоты, но только 10 человек отреклись от веры в Христа. Упорных подвергали пыткам: их бичевали, растягивали им ноги, сажали их на раскаленный металлический стул. Мученики, вынося все страдания, продолжали твердить: я христианин. Удивительную твердость проявили женщины, особенно молодая хрупкая рабыня Бландина; тело ее превратилось в сплошную рану, даже палачи устали от пыток, а она, словно не чувствуя боли, повторяла: “Я христианка, у нас не делается ничего плохого”. Расправа завершалась в городском амфитеатре, где христиан бросали на растерзание диким зверям или убивали какими-нибудь другими способами.
Рассказ о галльских мучениках сохранился в письме, которое написали уцелевшие христиане своим собратьям по вере в Малую Азию. (см. дополнение к §21)
Римская империя во II в н.э.
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 14929;