Культура и нравы Поздней Республики
Римляне — ученики греков.В эпоху Поздней Республики изменилось не только Римское государство, но и римское общество, т.е. люди, которые составляли это государство. После того как римляне завоевали греческие города на юге Италии, на Балканском полуострове и в Малой Азии, в Риме произошел культурный переворот. Близко познакомившись с замечательной греческой культурой, победители покорились чарам побежденной Греции. В Риме распространилась мода на греческие науки и греческий образ жизни — сначала среди знати, потом среди всадников и людей скромного достатка.
Начиная со времен 2-й Пунической войны детей знатных римлян воспитывали греческие учителя — грамматики, философы, ораторы, а иногда — художники и мастера охотничьего дела. Самые серьезные юноши увлекались историей, философией, литературой, более легкомысленные юнцы — греческой охотой, иноземной кухней, модными одеждами и прическами.
Во II в. до н.э. римская знать говорила по-гречески так же свободно, как по-латыни. Появились и такие любители греков, которые презирали родной язык и все римское как слишком грубое, — над ними смеялись и соотечественники, и сами греки. Среди первых благородных почитателей греческой культуры были Сципион Африканский, Тит Фламинин и Луций Эмилий Павел — победитель Македонии. Павел подарил своим детям библиотеку македонских царей, а сам совершил путешествие через всю Элладу, чтобы взглянуть в Олимпии на статую Фидиева Зевса.
Плавт.В III в. до н.э. под греческим влиянием возникла римская литература. Началась она с перевода и постановки греческих пьес — комедий и трагедий. Первая переведенная пьеса была поставлена сразу после окончания 1-й Пунической войны — в 240 г. до н.э. Этот год считается временем рождения римской литературы. Вскоре римские сочинители, подражая греческим авторам, стали писать собственные произведения для театра. Одним из древнейших римских писателей был великий комедиограф (сочинитель комедий) Тит Макций Плавт, современник Сципиона Африканского.
Двадцать комедий Плавта сохранились до наших дней. Знаменитые драматурги разных времен — Шекспир и Мольер — читали Плавта и подражали ему. Плавт первым придумал героя, полюбившегося публике всех веков: он изобразил на сцене хитроумного раба, который плутует и обманывает окружающих, чтобы помочь своему молодому господину (комедия “Псевдол” и др.). Через сотни лет у других авторов этот раб превратился в ловкого веселого слугу — вспомни Труффальдино и Фигаро (комедии “Слуга двух господ” и “Женитьба Фигаро”). Плавт первым изобразил и характер скряги, дрожащего над горшком с деньгами (комедия “Клад”); от него пошли “скупые” Мольера, Пушкина и т.д. Пережила столетия история двух братьев-близнецов, изображенная в комедии Плавта “Два Менехма”: разлученные в детстве близнецы оказываются случайно в одном городе, родные и друзья путают их, и от этого возникают разные смешные положения. По “Менехмам” написана “Комедия ошибок” Шекспира. Если ты прочтешь комедии Плавта, то познакомишься с театральными героями, над приключениями которых смеялись римляне времен 2-й Пунической войны. Пьесы Плавта так же, как и греческие комедии, написаны стихами.
Катон Цензор.Театральное ремесло считалось в Риме низким, им занимались люди простые. Например, Плавт был бедняком и первые свои комедии написал, работая на мельнице. Зато серьезную литературу создавали самые важные люди — сенаторы, бывшие консулы и преторы. Во времена Плавта некоторые почтенные историки составляли римские анналы, т.е. летописи, но не на латинском, а на греческом языке. Первым стал писать по-латыни прозой Марк Порций Катон — тот самый, который постоянно призывал разрушить Карфаген.
Катон был очень энергичным человеком. Не обладая знатным происхождением, он стал в Риме консулом и цензором и всю жизнь боролся с аристократами, выступая против них то в суде, то в сенате. Именно Катон натравил на братьев Сципионов народных трибунов, добившись отстранения этой знатной семьи от власти. Успехи Катона объясняются в первую очередь тем, что он был выдающимся оратором. Никто не мог переспорить его в суде. Спустя сто лет после Аппия Клавдия Слепого (вспомните §8) он начал записывать и издавать свои речи. Уже в зрелом возрасте он самостоятельно выучил греческий язык, чтобы прочесть знаменитых греческих историков. Желая, чтобы у римлян все было не хуже, чем у греков, он сам написал первую римскую историю на латинском языке. Она называлась “Начала”, в ней описывалась начальная история не только Рима, но и других городов Италии. Рассказывая о войнах, Катон вовсе не упоминал имен знатных полководцев: он хотел показать, что великие завоевания совершали солдаты, т.е. сам римский народ. Кроме “Начал” Катон написал еще детскую историю для сына и первую энциклопедию, в которой собрал сведения по военному делу, медицине, сельскому хозяйству. Его произведения казались потомкам грубоватыми и простыми, но в них было много выдумки и таланта.
Катон вошел в историю как знаменитый писатель и как защитник добрых старых нравов. Будучи цензором, он налагал взыскания и штрафы на тех, кто подражал худшим иноземным обычаям — попойкам, гульбе, роскоши. За строгое исполнение должности Катон получил прозвище Цензора.
Цицерон.В III — II вв. до н.э. жили первые латинские поэты и писатели, а в I в. до н.э. появились таланты, прославившие римскую литературу на века. Первое место среди них занимает Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н.э.) — величайший оратор, замечательный писатель, большой знаток греческой философии. Цицерон происходил из всаднической семьи. Подобно Катону, всех успехов он добился благодаря своему красноречию. В молодости он прославился речами, произнесенными против сицилийского наместника Верреса — знаменитого “грабителя” провинциалов. В 63 г. до н.э. Цицерон, “новый человек”, был избран консулом. В этом звании он подавил опасный антигосударственный заговор, в котором принимали участие ветераны Суллы и бывший помощник диктатора — убийца и злодей Катилина. Долгие годы Цицерон был противником Цезаря, защитником интересов сената и Республики. Он не принимал участия в заговоре против диктатора, но горячо одобрил подвиг Брута и его товарищей. Погиб Цицерон год спустя после убийства Цезаря — об этом в следующем параграфе.
Уцелевшие сочинения Цицерона составляют в наши дни огромный том. Они сохранились потому, что их усердно переписывали даже в средние века, когда гибли рукописи многих греческих и римских авторов, — так почитаем был Цицерон во все времена! Труды его вместили в себя многие знания, накопленные древним миром. Поэтому в поздние времена образованных людей называли цицеронианцами. До нас дошли трактаты по ораторскому искусству и философии, 70 судебных и политических речей, 37 книг писем к друзьям и родным. Об этих письмах римский историк Корнелий Непот, друг Цицерона, сказал: “Кто их прочтет, тому не понадобится историческое повествование о тех временах (о последних годах Республики); в них так подробно описаны политические страсти вождей, развращенность военачальников и перемены, происходившие в государстве, что все становится ясным”.
Знаменитым писателем конца Республики считался также Юлий Цезарь, написавший воспоминания о Галльской и гражданской войнах. Цицерон писал сложно и красиво, Цезарь — просто и ясно.
Римские поэты.Современниками Цицерона были великие римские поэты Тит Лукреций Кар и Гай Валерий Катулл.
Лукреций прославился тем, что создал философскую поэму, какой не было даже у греков. Она называется “О природе вещей”. В ней в поэтической форме излагаются взгляды греческого философа Эпикура, который считал, что мир возник из атомов и что боги не вмешиваются в дела нашего мира. Поэма Лукреция прославляет красоту, величие и мошь природы.
Катулл сочинял преимущественно любовные стихотворения и был самым влюбленным из всех лирических поэтов.
Порча нравов и гибель свободы.Римляне Поздней Республики были образованнее, благовоспитаннее своих предков, зато утратили многие добродетели старых времен. Древний, простой образ жизни был забыт, страсть к роскоши проникла в высшие сословия. Во II — I вв. до н.э. сенаторы и всадники строили великолепные дворцы и виллы, покупали дорогих рабов, приобретали иноземную посуду и мебель. В некоторых домах пиры устраивались каждый день, а забота о хорошем угощении перерастала в страшное обжорство и расточительство. Изобретали необыкновенные кушанья (например, паштеты из соловьиных языков), проедали все имущество до полного разорения. Когда однажды знаменитый богач Лукулл обедал один без гостей и раб подал ему скромные блюда, тот рассердился и воскликнул: “Неужели ты не знаешь, что сегодня Лукулл обедает у Лукулла?” При роскошном, изнеженном образе жизни многие люди теряли мужество и честь: воровство, взятки, праздность, равнодушие к общественным делам распространились в римском обществе; молодежь начала уклоняться от военной службы.
Большой редкостью стали крепкие, дружные семьи. Жены стали изменять мужьям, мужья — женам. Разводы так участились, что иные женщины, как говорили в шутку, считали годы не по консулам, а по мужьям. Некоторые же богатые сенаторы и всадники, живя в свое удовольствие, предпочитали не жениться и не заводить детей.
Простой народ тоже приобрел новые пороки. Если во времена Гракхов разоренные крестьяне стремились вернуться в деревню, то позднее в столице скопилось множество бедного люда, не желавшего обременять себя тяжелым сельским трудом. По закону Гая Гракха, который не осмеливались отменить, эти нищие получали от казны ежемесячный паек зерном. Кроме того, в большом городе они всегда могли подзаработать немного денег для посещения кабачков, театров, цирковых представлений. В I в. до н.э. народ требовал уже не земли, а “хлеба и зрелищ”. Многие плебеи продавали свои голоса в народном собрании.
Не следует думать, что все римские граждане имели “новые нравы”. Вдали от столицы почтенные семьи жили по-старинке: дружно, бережливо, честно. И в самом Риме некоторые аристократы сохраняли былое благородство и простоту домашнего обихода. Потомки удивлялись скромной усадьбе Сципиона Африканского. У богачей Крассов, как пишет историк, “простота стола соединялась с опрятностью и радушием, более приятным, чем роскошь”. Наряду с новомодными легкомысленными дамами, вроде Клодии, встречались добродетельные римлянки, преданные мужьям и семейной чести,— вспомни Корнелию, мать Гракхов. Никто не может подсчитать, сколько оставалось римлян старого закала, сколько было тех, кто жил согласно с “новыми нравами”. Однако современники падения Республики ощущали, что римский народ в целом потерял былую доблесть. Порчей нравов объясняли они гибель Республики и свободы. Великий историк Тит Ливий (см. о нем в §17) писал в начале своей “Римской истории”: “Мне бы хотелось, чтобы каждый читатель задумался, какова была жизнь, каковы нравы, каким людям обязана Римская держава своим зарождением и ростом. Пусть он далее проследит, как в нравах появился сперва разлад, как потом они зашатались и, наконец, стали падать неудержимо, пока не дошло до нынешних времен”.
Макет Марсового поля - центральной части Древнего Рима
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2319;