Императоры и философы
Наследники Августа.За время долгого правления Августа римляне забыли, что он обещал им восстановить Республику. Народ привык к императорской власти, а наследники Августа, воспитанные как царские дети и внуки, чувствовали себя неограниченными владыками. После смерти основателя Империи они стали искоренять последние остатки свободы. Народные собрания потеряли всякое значение, сенаторы подвергались преследованиям и казням. Был придуман закон об оскорблении величества, по которому привлекались к суду люди, дурно говорившие о правителях: писатели, сочинители насмешливых стишков, уличные болтуны. Запрещались и сжигались неугодные императорам книги. В Риме расплодились доносчики, при которых было опасно сказать лишнее слово даже на домашнем пиру. Страх и молчание воцарились в Римском государстве на долгие годы (почти до самого конца I в. н.э.).
Императоры, правившие после Августа в первые 100 лет Империи, отличались чудовищными пороками. На троне сидел то угрюмый свирепый старик (Тиберий), то сумасшедший убийца (Калигула), то слабоумный жестокий дурачок (Клавдий). Самые ужасные злодеяния совершил император Нерон, царствовавший в середине I в. н.э.
Нерон.Матерью Нерона была Агриппина, правнучка Августа — женщина суровая и безмерно властолюбивая. Когда астролог предсказал ей, что сын ее будет царствовать, но убьет мать, она ответила: “Пусть убивает, лишь бы царствовал!” Побывав замужем дважды, в третий раз она вышла замуж за родного дядюшку — слабоумного императора Клавдия. Сенату пришлось вынести специальное постановление, разрешавшее такой невиданный родственный союз. Через некоторое время Агриппина устранила Клавдия с помощью яда и, обойдя его детей, передала трон своему собственному сыну.
Юный Нерон казался добродетельным молодым человеком, но в нем таились низкие пороки, которые проявились, когда он стал обладателем огромной власти.
Сначала он правил по указке матери, потом стал тяготиться ее властолюбием, наконец задумал отделаться от нее. Для Агриппины был изготовлен специальный корабль, который развалился, едва она вышла на нем в море. Когда же императрица спаслась вплавь, Нерон тут же отправил к матери убийц, обвинив ее в том, что она покушается на его жизнь.
Умертвив мать, Нерон не страшился уже никаких злодеяний. Он отравил свою старую тетку, чтобы завладеть ее имуществом, и приказал казнить кроткую жену свою Октавию за то, что она была дочерью Клавдия и пользовалась любовью народа. Богатых людей он истреблял ради их наследства, сенаторов — из ненависти ко всем выдающимся людям. Одних он потчевал зельями знаменитой в то время отравительницы Локусты, к другим посылал центуриона с приказом умереть: по этому приказу люди обычно вскрывали себе вены. Жестокостью отличались даже забавы императора: по вечерам он бродил с ватагой переодетых солдат по темным улочкам Рима, избивая и грабя прохожих, а потом устраивал потешную распродажу “добычи”.
Нерон считал себя великим артистом, даже в преступлениях своих он видел “артистическую” дерзость. Больше всего на свете император дорожил славой гениального поэта и певца. Нередко он выступал перед народом с песнями собственного сочинения, а центурионы с палками, раставленные между зрительских рядов, выколачивали из публики бурные аплодисменты. Поскольку императорские концерты затягивались на целый день, изнемогшие зрители удирали из театра, перелезая потихоньку через стену, или притворно падали без чувств, чтобы их вынесли на носилках. Придворным Нерона приходилось проявлять большое терпение: человек,задремавший на чтении императорских стихов, мог поплатиться за это жизнью.
Самое памятное выступление императора состоялось в 64 г. Летом в Риме вспыхнул грандиозный пожар, уничтоживший большую часть города. В то время как огонь пожирал дома и древние святыни Рима, Нерон, стоя на башне в облачении певца, декламировал под звуки лиры поэму о гибели Трои. В народе прошел слух, что император нарочно приказал поджечь город ради того, чтобы выразительно исполнить свою песню.
Расточительность Нерона тоже имела “артистический” размах. В Риме для него был сооружен Золотой дворец — здание невиданной величины и роскоши. Внутри него находились поля, виноградники, пастбища и пруд, изображающий море. Все покои были отделаны золотом и драгоценными камнями. Над главной круглой палатой вращался купол, устроенный наподобие звездного неба. Взглянув впервые на это сооружение, Нерон сказал только одно: “Наконец-то я буду жить по-человечески”. Императорские причуды разоряли государство. Древний историк пишет: “Денежные поборы опустошили Италию, разорили провинции и союзные народы. Добыча была взята даже с богов, ибо храмы в Риме были ограблены, у них отобрали все золото”.
Безумства и преступления императора истощили в конце концов терпение римлян. Сначала взбунтовались войска, стоявшие в провинциях, потом к мятежу присоединилась столичная гвардия преторианцев. Нерон в одной рубашке бежал из опустевшего дворца в усадьбу верного своего вольноотпущенника. Там стал он готовиться к смерти, то поднося к горлу меч, то в слезах повторяя: “Какой артист умирает!” Наконец вольноотпущенник подтолкнул его робкую руку, и оружие вонзилось в тело. В момент смерти лицо Неронастало страшным: на нем словно бы проступили все пороки его развращенной души.
При вести о гибели императора римляне надели на себя фригийские колпаки — знак отпущенных на волю рабов. Сенат отказался обожествить покойного правителя и проклял его. Нашлись, однако, верноподданные люди, поклонявшиеся могиле деспота и выставлявшие на вид его изображения.
Домициан.Императора Домициана, правившего в конце I в. н.э., называли “лысым Нероном”, так как он был кровожаден и плешив. Но в отличие от “императора-артиста”, любившего литературу и шумные сборища, Домициан был равнодушен к искусству и болезненно нелюдим. Целые дни проводил он в дальних комнатах своего дворца, изолированных от людей и даже от внешних звуков. Там в одиночестве император развлекался тем, что ловил и протыкал палочкой мух. Когда слугу его однажды спросили, нет ли кого-нибудь в императорских покоях, тот ответил: “Никого, даже мухи”. У себя в усадьбе Домициан расстреливал из лука беззащитных животных, а в государстве — уничтожил многих ни в чем не повинных людей, в том числе некоторых своих родственников. С жертвами своими он играл как кошка с мышью: вечером приглашал к столу, осыпал ласками, а наутро внезапно посылал на смерть. В его правление расплодились доносчики, получавшие за свои “труды” большую плату.
Домициан страдал манией величия. Он воздвиг сам себе множество статуй и приказал соскоблить с древних зданий имена их основателей, заменив их собственным именем. Называл он себя уже не первым гражданином, но господином и богом.
В 96 г. придворные-заговорщики убили Домициана. Сенат во второй раз после Нерона осудил память мертвого императора и приказал уничтожить все его изображения и надписи. С гибелью Домициана оборвалась мрачная вереница императоров-деспотов I в. н.э. И подданные и правители получили за это время хороший урок: первые натерпелись несчастий и страха, вторые почти все умерли не своей смертью. В следующем столетии правители Римской державы постарались восстановить нормальную жизнь государства, отказавшись от тиранических замашек первых императоров.
Сенаторы-стоики.Вправление недостойных наследников Августа сенат потерял былую важность. Большинство сенаторов заботилось не столько о государственных делах, сколько о том, чтобы угодить императору и сохранить свою жизнь. Они покорно выносили любые решения, угодные правителям-деспотам. Сенат трусливо одобрил даже такое страшное преступление, как убийство матери, совершенное Нероном.
Но среди раболепных членов курии встречались еще благородные аристократы старого закала. Как все честные люди того времени, они старались жить незаметно. Никто из них не помышлял о восстановлении Республики. Их протест против дурных дел выражался в том, что они или не посещали заседания сената, на которых выносились позорные постановления, или высказывали собственное мнение по тому или иному вопросу. Некоторые из этих смельчаков были философами-стоиками.
Философская школа стоиков зародилась в Греции в III в. до н.э. Стоики рассуждали о человеческой душе и добродетели, напоминая этим Сократа. Но Сократ, искавший добродетель через красоту, был человеком жизнерадостным, а стоики, полагавшиеся во всем на разум, отличались суровым характером. Они считали, что человек, разумно познавший добродетель, стоит выше всех страстей: он не боится смерти, не знает гнева, не ведает сострадания. Если, например, он творит людям добро, то делает это не из жалости к ним, как слабые женщины, а по разумному пониманию того, что милосердие полезно. Не у всех стоиков хватало сил дойти до полного бесстрастия, но все же среди них было много людей с твердым характером. Особенно отличались они тем, что умели мужественно умирать.
Римляне увлеклись учением стоиков задолго до падения Республики, оно соответствовало их доблестным отеческим нравам. В начале Империи многие видные люди изучали стоическую философию, чтобы набраться мужества для перенесения императорских гонений. В сенате стоики выделялись строгим выражением лица и отвращением к раболепной лести. Их сдержанное, но независимое поведение крайне раздражало императоров-деспотов.
Сенека.Знаменитым учителем стоической мудрости был воспитатель Нерона — писатель Луций Анней Сенека. Он внушил своему питомцу любовь к литературе, но не смог научить его разумной добродетели. Придя к власти, Нерон в первое время слушался советов учителя и осыпал его дорогими подарками, но после убийства Агриппины стал проявлять к нему неприязнь. Напрасно Сенека удалился от двора и вернул императору все богатства, накопленные на службе. На другой год после римского пожара ученик послал к старому учителю вестника смерти. В присутствии центуриона Сенека вскрыл себе вены, завешав друзьям память о своих добродетелях. Вместе с ним пожелала умереть молодая жена его Паулина, но ее по приказу императора вернули к жизни, перевязав ей руки. Она прожила еще несколько лет, печалясь о муже и сохраняя на лице смертельную бледность.
Тразея Пет.Самым гордым сенатором считался во времена Нерона философ-стоик Тразея Пет. Он никогда не заискивал перед императором, не являлся на его концерты, не участвовал в одобрении его зверских поступков и даже подбивал иногда сенаторов голосовать против желания принцепса. Всеобщее уважение к Тразее было так велико, что Нерон долго терпел его строптивость. Наконец, окружив курию военными отрядами, император добился того, что сенаторы осудили своего любимца на смерть, признав его виновным в ненависти к императорской власти.
Тразея дожидался сенатского решения в своем саду, скромно пируя с друзьями и беседуя с ними о философии. Получив приговор, он спокойно удалился в спальную комнату и, приказав надрезать себе вены, окропил своею кровью пол, говоря, что совершает возлияние Юпитеру Освободителю.
Императоры и плебеи.Простой народ города Рима равнодушно смотрел на злодеяния императоров, на их воцарения и гибель. Гонения и казни обрушивались в основном на сенаторов и всадников, маленькие люди чувствовали себя в относительной безопасности. Императоры добивались любви народа. Они щедро кормили бедный люд даровыми продуктами, устраивали для него роскошные игры. При Империи праздники продолжались 175 дней (около полугода!). Бега колесниц в цирке шли иногда до захода солнца. В амфитеатрах устраивались грандиозные гладиаторские бои и травля зверей: в один день на арене выступало до 100 пар гладиаторов и погибало до 10 тыс. диких животных. На искусственных озерах происходили костюмированные морские сражения: приговоренные к смерти преступники изображали, например, битву греков и персов при Саламине. В конце I в. н.э. в столице был построен Колизей — самый большой амфитеатр древнего мира. Руины его до сих пор служат украшением Рима. Грандиозное строительство Колизея, который вмещал свыше 50 тыс. человек, велось всего 8 лет.
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии). Толпы людей проводили на зрелищах целые дни. Народ, выродившийся в праздную чернь, не требовал от своих повелителей ни чести, ни свободы, ни справедливости. У него был один лозунг: “Хлеба и зрелищ!” Но иногда, под влиянием какого-нибудь сильного впечатления, в толпе пробуждались благородные человеческие чувства, и со скамей амфитеатра она выкрикивала в лицо императорам перечень всех их преступлений и низостей.
Корнелий Тацит.Первое столетие Империи, мрачная эпоха императоров-деспотов подробно описана в сочинениях великого римского историка Корнелия Тацита. Главные его сочинения называются “История” и “Анналы”, они сохранились до наших дней. Тацит родился в правление Нерона, взрослым человеком видел жестокости Домициана и дожил до тех лет, когда в Риме был установлен порядок, напоминающий мирное правление Августа. О своем времени Тацит писал: “Мы показали поистине великий пример терпения. Если былые поколения видели, что представляет собой ничем не ограниченная свобода, то мы видели такое же неограниченное порабощение. Нескончаемые преследования отняли у нас возможность общаться, высказывать свои мысли и слушать других. И вместе с голосом мы утратили бы и самую память, если бы забывать было так же в нашей власти, как и молчать”.
Колизей хорошо сохранился до нашего времени
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2076;