Победы Рима на Востоке
Македонская война.После 2-й Пунической войны римляне начали покорять страны к востоку от Италии. Уже через год после заключения мирного договора с Карфагеном они вмешались в события, происходившие на Балканском полуострове. Греки воевали тогда с македонским царем Филиппом V, и некоторые греческие государства обратились за помощью к Риму. В 200 г. до н.э. сенат отправил в Элладу легионы, на словах — чтобы защитить свободу эллинов, на самом же деле для того, — чтобы “укротить” македонского царя, который еще недавно был союзником Ганнибала, а впоследствии мог стать слишком сильным и опасным соседом Рима.
Консул Тит Квинкций Фламинин разбил Филиппа в большой битве и заставил его удалиться в пределы Македонского царства. После этого в собрании представителей всех греческих государств, которые съехались в Коринф на Истмийские игры, он торжественно провозгласил Элладу свободной. Когда в разгар состязаний неожиданно прозвучал звук трубы и в наступившей тишине глашатай объявил, что римляне возвращают грекам независимость и право жить по отеческим законам, освобождая их от войск и податей, над стадионом поднялся такой громкий радостный крик, что пролетавшие птицы упали замертво. Однако бурная радость греков оказалась преждевременной. Хотя римские войска покинули Балканский полуостров, зато в Грецию зачастили сенатские посольства, и все стало делаться по их указке: менялись границы, решались внутренние раздоры, изгонялись или возвращались вожди политических партий. Во всех греческих государствах зрело недовольство римским покровительством, которое слишком напоминало господство.
Сирийская война.При таких обстоятельствах сирийский царь Антиох III в свою очередь объявил себя защитником эллинов от римской власти. В это время советником царя был великий полководец Ганнибал, бежавший из Карфагена и нашедший приют в Сирии. Ганнибал старался разжечь войну между царством Селевкидов и Римом, мечтая вторично вторгнуться в Италию — на этот раз во главе сирийского войска.
Римляне знали об этих планах своего заклятого врага и очень их боялись. Сирийская армия представлялась им в виде несметного восточного полчища, имя Ганнибала наводило на них ужас. Важное посольство, состоявшее из трех бывших консулов, отправилось к сирийскому двору, чтобы разведать обстановку; среди этих послов был и Сципион Африканский.
При дворе Антиоха Сципион один раз виделся с Ганнибалом и любезно беседовал с ним. Товарищи же Сципиона намеренно часто встречались с карфагенским полководцем, чтобы царь заподозрил его в измене. Расчет их оправдался: Антиох стал все реже приглашать Ганнибала на военные советы и отстранил его от руководства войском.
Без Ганнибала, с малыми силами Антиох вторгся в Грецию, надеясь, что все греческие государства примут его как нового освободителя. Однако греки не оказали ему помощь, не веря уже никаким “друзьям”, а римляне, спешно перебросив свои войска на Балканы, без труда выгнали сирийского царя с греческой земли. В 190 г. до н.э. римская армия переправилась через Геллеспонт и вступила в Малую Азию, многие области которой подчинялись Антиоху.
Бюст сирийского царя
Антиоха III
Римским войском командовал консул Луций Сципион — брат великого полководца, а сам Публий Сципион Африканский был главным советником брата. На стороне римлян сражался пергамский царь, который был соседом и соперником Антиоха в Малой Азии. Около лидийского города Магнезия братья Сципионы одержали блистательную победу над огромной, но плохо организованной армией противника. Латинские летописцы сообщают, что сирийский царь потерял в бою 50 тыс. воинов, а римляне и пергамцы — всего 300 солдат и 50 всадников. Антиох признал себя побежденным. Он обязался выплатить Риму большую дань и увел свои войска из городов Малой Азии, удалившись за горы Тавра.
Конец Ганнибала.Предписывая Антиоху условия мира, Сципион проявил великодушие и не стал требовать наказания Ганнибала. Карфагенянин свободно покинул сирийский двор, поступив на службу к одному малоазийскому царьку. И здесь продолжал он воевать, если не с Римом, то с римским союзником — Пергамом. Через несколько лет римляне обратили внимание на действия Ганнибала и потребовали его выдачи. Когда преследователи окружили крепость, в которой жил Ганнибал, 70-летний полководец ускользнул от своих врагов, проглотив яд, который всегда носил при себе (183 г. до н.э.).
Судьба Сципиона.У победителя-Сципиона было много недругов в Риме: одни завидовали его славе, иные были недовольны тем, что он распоряжался в сенате, словно царь. Наконец враги подстрекнули против него народных трибунов. Те привлекли к суду обоих братьев Сципионов, обвинив их в похищении части азиатской добычи и в получении взятки от Антиоха за слишком мягкие условия мира. При первом обвинении Сципион разорвал счетные книги на глазах сенаторов, при втором — вместо оправдания пригласил народ отпраздновать годовщину победы при Заме, и все народное собрание отправилось за ним следом, покинув обвинителей. В третий раз гордый Сципион не пришел на суд, удалившись в добровольное изгнание. Последние годы жизни он провел в своей усадьбе около селения Литерн. Здесь он и умер в один год с Ганнибалом (183 г. до н.э.). Храня обиду на сограждан, Сципион запретил хоронить себя в Риме; в течение нескольких столетий показывали его скромную гробницу в Литерне. Зато посмертная маска Сципиона по желанию народа была помешена не у него в доме, а в храме Юпитера Капитолийского. Римляне гордились своим прославленным полководцем, сравнивали его с Александром Македонским и по примеру Александра называли Великим.
Рим — хозяин восточного Средиземноморья.К середине II в. до н.э. римляне окончательно подчинили себе Македонию и Грецию. Сначала они расправились с Македонским царством, придравшись к тому, что сын Филиппа V усердно собирал оружие и войска, надеясь восстановить могущество своего государства. Не дожидаясь, пока он соберется с силами, римский сенат первым объявил ему войну. В 168 г. до н.э. в битве при македонском городе Пидна консул Луций Эмилий Павел, сын героя, погибшего при Каннах, разгромил последнего македонского царя Персея. Победители уничтожили династию македонских царей и вскоре после этого превратили Македонию в свою провинцию.
Когда Рим был занят третьей войной с Карфагеном, против него восстали греки, недовольные усилившимся вмешательством римлян в их дела. Во главе восстания стоял Ахейский союз; ахейцев называли тогда последними настоящими эллинами, последними героями Эллады. Римляне быстро потушили эту вспышку сопротивления и в 146 г. до н.э. разрушили крупнейший ахейский город — Коринф. Это событие совпало с разрушением Карфагена. Ещё через 12 лет под власть Рима перешли старинные греческие города, расположенные в Малой Азии. В конечном счете римские провинции окружили все Средиземное море как на западе, так и на востоке. Во II в. до н.э. Рим превратился в великую средиземноморскую державу. Последние независимые средиземноморские царства, Сирия и Египет, попали под его власть в I в. до н.э.
Управление провинциями. Наместники.Со IIв. до н.э. Римское государство резко разделилось на две части — Италию и провинции. В Италии жили римские граждане и родственные им по крови италийские союзники, не платившие податей. За пределами Италии обитали чужеродные подданные и данники Рима. Провинции назывались “поместьями римского народа”; с этих поместий римская казна получала доходы в виде постоянных податей или “десятин” — десятой части урожая.
Провинциями управляли римские магистраты, имевшие военную власть, — преторы и пропреторы, т.е. бывшие преторы, полномочия которых продлевались на год или несколько лет. В случае большой войны провинциями командовали консулы или проконсулы. Римские наместники были полными хозяевами провинций: они командовали войсками, творили суд, издавали законы; они распоряжались жизнью и смертью всего населения своей области. У наместников имелось много возможностей разбогатеть нечестным путем: они устраивали незаконные поборы с населения, присваивали себе общественное имущество и ценные произведения искусства, получали от провинциалов взятки или дорогие подарки. Алчный наместник грабил провинцию не хуже разбойника. Жаловаться на него можно было только по окончании его службы. Во IIв. до н.э. в Риме были созданы специальные суды для разбора жалоб на вымогательства наместников, но они рассматривали только самые тяжкие преступления. Умеренный грабеж провинциалы терпели молча, не желая лишний раз ссориться с римскими властями. Попадались среди наместников и честные правители, однако их было очень немного.
Откупщики.Помимо наместников в провинциях хозяйничали так называемые откупщики. Это были богатые всадники, которые избавляли государство от тяжелого труда собирать подати с “поместий римского народа”. Откупщики вносили в казну свои деньги за ту или иную провинцию, а потом собирали с нее десятины и дани в собственный карман. Требовали они с провинциалов гораздо больше, чем полагалось по закону, а управы на их насилия не было никакой. Так, в одном городе откупщики заперли весь местный совет, отказавшийся платить им сверх меры, и держали его в осаде, пока несколько человек не умерли с голоду. В Риме откупщики имели высокопоставленных друзей и родственников, через которых оказывали влияние на сенат и суд. Когда однажды справедливый наместник Азии Публий Рутилий Руф попытался защитить провинциалов от грабежей откупщиков, те привлекли его в Риме к суду и добились того, что честнейший человек был осужден за вымогательства. После этого Рутилий удалился в якобы ограбленную им провинцию и счастливо прожил там многие годы, окруженный любовью и уважением провинциалов.
Последствия завоеваний.Заморские войны и провинции сказочно обогащали римскую знать, в руках которой находились командные должности и наместничества. Во II в. до н.э. многие консулы и преторы гонялись уже не за славой, а за миллионами. Страсть к обогащению портила честные римские нравы: наместники обирали провинциалов, а военачальники ради добычи и прибыли возбуждали все новые войны и продавали в рабство сдавшиеся племена. В то же время судьи и магистраты научились брать взятки и присваивать казенные деньги. Таким образом, по мере того как Римская республика превращалась в великую державу, правители ее теряли былую добродетель. Постепенно они привыкали служить не столько государству, сколько самим себе. Из-за этого падал авторитет знати в глазах народа, среди граждан росло недовольство против тех, кто ими правил. Кроме того, если верхи римского общества богатели от великих завоеваний, то простой народ из-за них беднел. Для покорения и удержания провинций требовалось большое количество солдат. По многу лет римские плебеи проводили на военной службе в заморских странах; в это время хозяйства их приходили в упадок и разорялись.
Получалось, что Рим выжимал из провинций все соки, но от этого только слабел изнутри. Такую уж природу имеют неправедные доходы: они приносят зло своим обладателям.
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 3609;