Успехи и трудности развития советской науки и техники. Идеология и наука
К 1950 году была восстановлена система среднего и высшего образования, количество НИИ выросло в 1,5 раза, восстановлены лаборатории и опытные станции. Выросли тиражи газет и журналов, построены телецентры в ряде областей. В 1947 году образовано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний («Знание»).
В Институте атомной энергии под руководством академика Курчатова разрабатывались фундаментальные и прикладные вопросы атомной физики.
Группа академика Фесенкова (астрономия) выдвинула ряд смелых гипотез происхождении Вселенной.
В трудах академика Семенова была обоснована теория цепных реакций (позже за это он получил Нобелевскую премию).
Большинство достижений было в фундаментальных науках, т.к. партийная номенклатура в этих проблемах не разбиралась, а «лысенковщина» здесь не проходила. Кроме того, в развитии оборонного комплекса был крайне заинтересован режим.
Все-таки идеология и практика культа личности оказали крайне отрицательное воздействие на науку: преследование ученых по национальному признаку, недопустимость контактов с зарубежными исследовательскими центрами, запрет на участие в международных симпозиумах. Все, что не вписывалось в сталинские догматы, объявлялось «лженаучным» и подвергалось гонениям. Особенно это коснулось естественных и гуманитарных наук.
В 1946 году создана Высшая партийная школа и образована Академия Общественных наук при ЦК для подготовки теоретических кадров. Все работы Сталина объявлялись «вершиной научной мысли» в любой области.
В 1950 году в его труде «Марксизм и вопросы языкознания» критике подвергнуты взгляды академика Мара и упрощенно изложены лингвистические, не содержащие ничего нового, идеи Сталина.
В сталинской работе «Экономические проблемы социализма в СССР» подвергнуты критике за «научное невежество» видные экономисты – непонимание того, что «товарное обращение несовместимо с перспективой перехода к коммунизму».
История находилась под полным контролем «Краткого курса». Историки Тарле и А.Яковлев критиковались за то, что отметали положительные моменты в политике царей. Иван Грозный, как организатор опричнины, должен был представляться сугубо прогрессивным деятелем. Из истории выбрасывались имена и события, не вписывающиеся в необходимую трактовку.
На развитии сельскохозяйственной науки отрицательно сказывалась деятельность Т.Д. Лысенко. В августе 1948 года на сессии ВАСХНИИЛ, посвященной положению в биологической науке, классическую генетику признали реакционным направлением науки – из биологии было изгнано 3 тыс. специалистов – «мухолюбов-человеконенавистников». Единственно верным признавалось «мичуринское учение» - теория «творческого дарвинизма» - лжеучение о «перерождении видов»: организмы «усваивают» условия жизни и меняются соответственно им. Из-за подобных фальсификаций селекционные станции не могли работать в нормальном режиме.
В 1948 году «оккультной наукой», «служанкой империализма» объявлена кибернетика.
Все это имело следствием отставание от мирового уровня научных знаний на ряде важнейших направлений.
Послевоенные литература и искусство (Шолохов, Твардовский, Фадеев)
Война пробудила в интеллигенции надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к смягчению контроля за интеллектуальной жизнью общества получит развитие.
Вершиной литературы военных лет стала поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (1942 – 1945 гг.). в которой выражен народный взгляд на войну. Герой – обобщенный образ русского солдата – средоточие тех качеств, которые помогли народу выстоять и победить. Вообще, главной темой произведений тех лет была – человек на войне. Этому посвящены и «Судьба человека» М.Шолохова и «Звезда» Э. Казакевича и «Молодая гвардия» А. Фадеева.
В целом, в литературе господствовав соцреализм. В 1946 году Борис Полевой (Кампов) написал «Повесть о настоящем человеке», где в чертах главного персонажа выразил образ советского положительного героя.
В живописи тема войны получила развитие в картинах Ю. Непринцева «Отдых после боя» (1951), А. Лактионова «Письмо с фронта» (1947), где война представлена бытовыми, а не батальными сценами. Широкой известностью пользовалась картина Ф. Решетникова «Опять двойка» (1952).
В архитектуре господствовала неоклассика – «сталинский ампир». Наиболее удачными считаются высотные здания в Москве (здание МГУ на Воробьевых горах)..
Крупными событиями музыкальной жизни стали оперы Д. Кабалевского «Семья Тараса» и С. Прокофьева «Война и мир».
«Завинчиванием гаек» в отношении интеллигенции занимался Секретарь ЦК по идеологии (с 1944 года) А.А. Жданов.
14 августа 1946 года по инициативе Сталина при авторстве Жданова вышло постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград», где в качестве главных целей проработочной кампании были выбраны А. Ахматова («типичная представительница пустой безыдейной поэзии») и М. Зощенко («клеветник и злопыхатель»).
Жданов сам выступал в Смольном с разъяснением постановления, назвав творчество Ахматовой «хламом», а Зощенко – «подонком и пошляком». Журнал «Ленинград» был закрыт, а в «Звезде» заменено руководство.
Это был сигнал к травле писателей: руководителя Союза Писателей СССР Фадеева – «за недостаточное отражение партийного руководства комсомольцами» в романе «Молодая гвардия», поэта Исаковского «за пессимизм в песне «Враги сожгли родную хату». Творчество Андрея Платонова было вообще запрещено.
26 августа 1946 года вышло постановление «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»: запрещено ставить классику, особенно зарубежную. Выдвинуто требование: ставить современные пьесы советских авторов, прославляющих социализм.
4 сентября 1946 года появилось постановление ЦК, посвященное критике «безыдейности» ряда кинофильмов. В их числе «Большая жизнь» (вторая серия)», где режиссер Л. Луков обвинялся в искажении советской действительности: восстановление шахт показано исключительно за счет ручного труда, а не с помощью механизмов. Тут же разгрому подвергся и другой режиссер – Сергей Эйзенштейн. В постановлении «О киноискусстве» жесткой критике подвергнута вторая серия фильма «Иван Грозный» ( за первую режиссер получил Сталинскую премию): « прогрессивное войско опричников получилось наподобие американского Ку-клукс-клана».
В феврале 1948 года вышло постановление «О декадентских тенденциях в советской музыке», где подвергнута критике опра Вано Мурадели «Великая дружба» за «пренебрежение лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности». За «псевдонародную, формалистическую музыку» подвергнуты критике также композиторы Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, Мясковский.
Зато приветствовались хоровые и сольные восхваления Сталина и счастливой жизни советских людей.
В кино после войны экраны заполнены либо насквозь фальшивыми фильмами «Кубанские казаки», «Сказание о земле Сибирской», либо «художественными биографиями» исторических деятелей – бесплотных борцов за светлое будущее.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 467;