Развитие сети научных учреждений
Высшая школа также была подвергнута глубокому реформированию, целью которого была демократизация вузовского образования, создание новой социалистической интеллигенции.
В октябре 1918 г. пролетарской молодежи разрешили поступать в вузы без экзаменов и аттестата о среднем образовании. Для них отменена плата за обучение и учреждались государственные стипендии, а для преподавательского состава вводился конкурс. Все ученые степени звания упразднялись. В ВУЗах введено полное самоуправление и самообеспечение, для чего разрешалось создавать кооперативы.
В январе 1919 г. для пролетаризации студенчества вводились 3-летние рабочие факультеты (рабфаки), где готовили к поступлению в ВУЗы тех, кто не имел среднего образования. При этом резко возросло количество вузов с 90 в1917 г. до 244 в 1920 г. В конце 20-х гг. резко ускорено создание технических и сельскохозяйственных ВУЗов, обусловленное курсом на коренную реконструкцию народного хозяйства. Широкое распространение получило высшее и среднее образование без отрыва от производства.
В области высшего образования имели место сугубо классовая политика и идеологизация обучения. В 1919 году вместо юридических и историко-филологических факультетов созданы факультеты общественных наук, где в качестве обязательных дисциплин преподавались: исторический материализм, история пролетарских революций, история Советского государства и права, экономическая политика диктатуры пролетариата.
Важной задачей советского руководства стало привлечений интеллигенции на сторону Советской власти. Только за первые два года в РСФСР было создано 33 новых научных института. Итогом сотрудничества стало разработка в 1920 г. плана ГОЭЛРО под руководством Кржижановского Глеба Максимилиановича, председателя Госплана.
Однако гражданская война оказала негативное влияние на процесс вовлечения интеллигенции в коммунистическое строительство. Только после победы большевиков в гражданской войне колеблющиеся примкнули к революции. Ярким примером стала деятельность И.В.Мичурина (доказал возможность управления развитием растительных организмов), К.Э. Циолковского (разработал теорию ракетного движения, на основе которой Цандер в 1930 г. сконструировал первый в мире реактивный двигатель), Н.Е. Жуковского, И.П. Павлова (продолжал исследования в области изучения ВНД человека), Вавиловых Н.И. Серг. И., Иоффе А.Ф., К.А.Тимирязева (создал труды по физиологии растений).
Главным научным центром была Российская Акдемия Наук, преобразованная в год своего 200-летия в 1925 году в АН СССР, подчиненную правительству и переведенную в Москву. Тогда же была учреждена Ленинская премия за научные достижения. Первым её получил В.А.Обручев.
В 1929 – 1931 гг. в состав академиков было избрано 10 ученых – коммунистов – «первых советских академиков» (Бухарин, Луначарский, Кржижановский и др.) в 1929 году создана Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) – президент Н.И. Вавилов.
Гуманитарные науки были поставлены под жесткий контроль государства: в 1928 г. было организовано т.н. «дело Платонова». Выдающийся историк, академик Сергей Фёдорович Платонов с 1925 г. был директором Пушкинского дома и библиотеки Академии наук. Его оппонент, историк Покровский М.Н. обвинил его в «классовом примирении». Так Платонов попал под контроль ОГПУ. Весной 1929 г. началась компания против «примиренцев» под лозунгом борьбы с «буржуазной наукой». В ноябре 1929 г. Сергея Фёдоровича заставили подать в отставку с занимаемых постов, а в январе 1930 г. арестовали по т.н. делу «академиков». Все, кто привлекался (включая Тарле Евг. Викт), были лишены академических званий и высланы из Москвы.
В середине двадцатых годов оборвалась жизнь многих историков: Корнилова, Преснякова, Боголея. Одновременно начались политические процессы над представителями технической интеллигенции.
Наркомпрос поставил старую профессуру под жесткий контроль, поэтому она отказывалась работать, что привело к студенческим волнениям весной 1922 года. Из крупнейших ВУЗов Москвы, Петрограда и Киева было удалено и выслано за границу 150 профессоров. Кадров катастрофически не хватало. По решению ЦК были направлены преподавать видные партийные деятели (например, Луначарский). В 1919 году создано первое высшее партийное учебное заведение – Коммунистический университет имени Свердлова. В 1921 году был созданы Институт красной профессуры, Институт Карла Маркса и Фридриха Энгельса, Коммунистический университет трудящихся Востока готовивший марксистские кадры для высшей школы. В 1923 г. созданы Институт В.И. Ленина и советские партийные школы на местах.
Литература, искусство. Пролеткульт и судьбы культурного наследия
20-е годы стали периодом расцвета литературы. Уже тогда среди писателей существовало два взгляда на происходившее в литературном процессе: одни воспринимали потрясение войной и революцией как обновление культуры, другие воспринимали ситуацию как великую трагедию и разрушение культурных ценностей. Первоначально появились множество художественных объединений писателей и поэтов, выражающих собственное видение действительности:
1920 г. – РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей) объединял писателей, вышедших из пролетарской и крестьянской среды (Калинин, Богданов), для которых был характерен определённый «вульгарный» социологизм и жёсткая классовая политика. Так, в 1929 г. поэт Алтаузен Д. предложил «расплавить Минина и Пожарского, как двух лавочников, зря спасших Россию»;
1921 г. – кружок «Серапионовы братья» (Федин, Зощенко, Кавелин), представители которого защищали традиционные представления об искусстве, о его общечеловеческой значимости;
1922 г. – «ЛЕФ» (левый фронт искусства) – революционный авангард, отрицающий художественный вымысел, психологизм (Маяковский, Асеев);
1924 г. – группа «Перевал» (Вронский, Пришвин, Катаев), выступающий за преемственность литературы.
Летом 1918 г. совещание ЦК ВКП (б) констатировало рост «культурной революции», что вызвало активизацию буржуазной культуры. Поэтому государству предлагалось ужесточить контроль над массами. В результате с конца 20-х годов начинаются проявляться первые элементы диктата государства в области культуры. Был наложен запрет на публикацию Ахматовой и Мандельштама, началась травля Булгакова. Был арестован Дмитрий Лихачев. Особый вред культуре нанес «Союз безбожников» Ярославского и проведение т.н. «атеистических пятилеток».
В литературе 20-х годов выделилось романтическое восприятие действительности, сочетающееся с верой в нравственные ориентиры коммунистов. Поэтому герой 20-х годов – это комсомолец или большевик, обладающий железной волей. В этом ключе созданы произведения Маяковского, Блока. Атмосфера высокой нравственности большевиков передана в произведении Фадеева «Разгром». Родились первые сочинения о революции и гражданской войны («Железный поток» (1924 г.) Серафимовича А.). Однако наряду с ними часть писателей пыталась осмыслить трагедию белого движения, трагедию передового человека в годы гражданской войны, в целом, трагедию России. Об это писал Шолохов («Тихий Дон»), Булгаков («Белая гвардия» (1924 г.) и поставленная на этой основе пьеса «Дни Турбиных», 1926 г.). Но все писатели по-разному передавали подлинность происходящего. Одни пытались использовать элемент натурализма (Бабель И., Пильняк Б.), другие нередко использовали гротеск и фантастику (Булгаков М., Маяковский В.)
В литературе в начале 20-х годов на главное место выходят очерки, рассказы, репортажи. Это в основном произведения публицистического, беллетристического и лирического жанра. Проза этого времени характеризуется напряжённым сюжетом, острым социальным конфликтом. Началось небывалое смешение жанров. Были представлены рассказы-новеллы, рассказы-очерки, циклы рассказов. Нередко под одной обложкой выходили сборники рассказов одной тематики. Наибольший интерес вызвали: «Конармия» (1926 г.) И. Бабеля, «Донские рассказы» (1926 г.) М. Шолохова (1924 г. – первый рассказ «Родинка»), рассказ «Гадюка» А. Толстого, роман-сказка «Три толстяка» Ю. Олеши (1924 г.), сатирические рассказы Зощенко М. («Разнотык», 1923 г., «Уважаемые граждане», 1926 г.).
Считалось, что жанр романа ушёл в прошлое. Эту идею высказал Мандельштам О. в статье «Конец романа». Действительно, роман предполагает изучение судьбы отдельной личности. В новые времена на первый план выходило изучение коллектива. Только в 1921 г. появился первый роман Б. Пильняка «Голый год» и «Два мира» В. Зазубрина. Этот жанр вновь станет лидирующим во второй половине 20-х годов. Начало положил Горький (Пешков), написав в 1925 г. «Дело Артамоновых». Сам Горький А.М., поначалу критически воспринявший Советскую власть («Несвоевременные мысли», 1918 г.) с 1921 г. по 1931 г. по настоянию медиков находился на лечении заграницей. В 1923 г. завершает автобиографическую трилогию («Детство», «В людях», «Мои университеты»). В тоже время началась работа над романами, тяготеющими к эпопее: «Жизнь Клима Самгина» Горького, «Тихий Дон» (1926 – 1940 гг.) Шолохова, «Хождение по мукам» (1922 – 1941 гг.) Толстого, «Белая гвардия» (1924 г.) Булгакова. Вскоре появились разновидности романа: приключенческий, сатирический романы. Настоящей сенсацией стал выход в 1928 г. романа Ильфа (Илья Арнольдович Файнзильберг) и Петрова (Евгений Петрович Катаев, брат Валентина, автора романа «Белеет парус одинокий, 1936 г.) «Двенадцать стульев».
Активно развивался жанр повести, в которой мастерски проявил себя Булгаков («Собачье сердце», 1925 г., «Бег», 1926 – 1928 гг., «Мастер и Маргарита», 1928 – 1940 гг.). В романтико-фантастической повести «Алые паруса» (1923 г.) Грин А. (Гриневский) рассказал о торжестве человеческой мечты о счастье. Утопический роман Толстого А. «Аэлита» (1922 – 1923 гг.) посвящён пролетарской революции на Марсе.
Неожиданно произошел рост драматургии, удачно сочетавшей психологизм и гротеск. Современники восхищались произведениями Маяковского В.В. «Клоп» и т.д. Но все-таки 20-е годы были временем поэзии. В ней вновь возродился жанр баллады («Гренада» Светлова). В сокровищницу мировой культуры вошли стихи Пастернака Б. («Сестра моя – жизнь», 1923 г.), Клюева, Хлебникова В. (ум. в 1922 г.), Цветаевой (в 1922 – 1939 гг. – заграницей вместе с мужем Эфроном С.Я.), Блока А. (ум. в 1921 г.), Маяковского В. (покончил с собой? в апреле 1930 г.), Ахматовой (наст. фам. Горенко), Светлова М. («Рабфаковка», «Гренада», 1926 г.), Есенина С. («Москва кабацкая», 1924 г., «Анна Снегина», 1925 г., погиб в 1925 г.), Багрицкого Э.
Коммунистическая партия попыталась взять процесс активного творчества масс под свой контроль. Для культурно-просветительской работы уже осенью 1917 г. был создан «Союз пролетарских культурно-просветительских организаций» («Пролеткульт», 1917 – 1932 гг.) под руководством Калинина Ф.И., брата Михаила Калинина, председателя ВЦИК РСФСР (с 1919 г.), ЦИК СССР (с 1922 г.). Чаще всего деятельность пролеткультовцев сводилась к вульгарной интерпретации классового характера культуры. В 1922 г. Плетнев писал о том, что «пролетарская культура не имеет ничего общего с одиозной, т.к. основывается на классовой идеологии пролетариата». Ленин неоднозначно относился к тезису об особой «пролетарской культуре». С одной стороны, в письме ЦК РКП (б) «О пролеткультах», он критиковал «вредные попытки выдумать особую пролетарскую культуру», с другой – его в первую очередь беспокоили тенденции «Пролеткульта» на полную независимость от партии. Этим объясняется его критика главного идеолога пролеткульта – врача, философа, биолога – Богданова А.А. (наст. фам. Малиновский), который уже в 1926 г. отошел от активной общественной деятельности, и возглавил первый в мире Институт переливания крови. Погиб в 1928 г. после того, как поставил эксперимент на себе. Своеобразными отделениями Пролеткульта, которые на словах полемизировали с ним, были другие, сравнительно массовые организации (например, 1920 – Российская ассоциация пролетарских писателей под руководством Серафимовича (распущена, как и Пролеткульт в 1932 г)). Всех их объединяла попытка создания новой культуры, социалистической, на основе марксисткой идеологии. Согласно «организационной теории Богданова, «любое искусство отражает опыт и миросозерцание лишь одного класса и непригодно для другого». Все предшествующее искусство создано не пролетариатом, значит ему не нужно. Требуется создание новой пролетарской культуры: «Во имя нашего Завтра сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства, выбросим за борт Пушкина и Чайковского». Один из пролеткультовцев Алтаузен предлагал расплавить Минина и Пожарского – «двух лавочников, зря спасших Россию».
Особое место в литературе 20-х годов заняло русское зарубежье. В ходе гражданской войны завершился процесс политического размежевания «старой» интеллигенции. Одна часть сразу приняла новую власть и пошла на сотрудничество с ней (Маяковский, Брюсов, Тимирязев). Иные интеллигенты заняли открыто непримиримую позицию к большевикам (Мережковский, Ходасевич). Немало было колеблющихся. Большинство из них надеялись обрести свое место в новой жизни.В 1922 г. вне пределов СССР оказалось около 10 млн. русских эмигрантов, среди них русские писатели и поэты (Аверченко, Андреев, Бунин (в 1933 г. присуждена Нобелевская премия по литературе), Набоков, Шмелёв), художники (Репин, Рерих, Бакст, Бенуа, Шагал, З. Серебрякова (урожд. Лансере)), представители русского балета (М. Кшессинская, В. Нижинский, А. Павлова) и оперной сцены (Шаляпин, Славина). Часть из них вернулась в СССР (в 1923 г. – Ал.Н. Толстой, Андрей Белый, Илья Эренбург, в 1932 г. – А.М. Горький, в 1937 г. – А.И. Куприн, а 1939 г. – М. Цветаева). Однако большая часть осталась жить и работать за границей. Время от времени к ним присоединялись новые эмигранты. Так, Е. Замятин, автор романа «Мы», мучительно долго (до 1931 г.) работал в СССР, но всё-таки эмигрировал заграницу. Несмотря на это, творчество русских эмигрантов определялось чувством патриотизма и верой в свое Отечество. Так, с 1908 г. по 1929 г. за рубежом выступала труппа Дягелева С.П. «Русский балет». При этом ностальгия, как в творчестве Бунина, перекликалось у них с верой в возрождение России.
В изобразительном искусстве сформировалось несколько политизированных группировок, которые пытались систематизировать творчество импрессионистов, абстракционистов, рожденных в «серебряном» веке. Наиболее яркими объединениями на основе Товарищества передвижных художественных выставок стали:
1922 г. – «АХРР» (Ассоциация художников революционной России, с 1928 г. – Ассоциация художников революции), представители которого считали себя продолжателями реализма, искусства передвижников, а для изображения своих сюжетов шли на фабрики, казармы. Примеры: Греков «Тачанка», Бродский «Портрет Ленина», Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 г.
1925 г. – «ОСТ» (общество станковистов), которое объединило молодежь, окончившую первый художественный ВУЗ. Главными сюжетами стали явления молодого советского государства – индустриализация, спорт, портреты современников, самолётостроение. Пример: Дейнека «Оборона Петрограда», «Футболисты», Ряжский «Делегатка», «Председательница».
1927 г. – «ОМХ» (общество московских художников), созданное на основе бывших участников группы «Бубновый валет» (Фальк Р., Грабарь И.).
В годы гражданской войны большевики требовали от искусства оперативности, доходчивости и простоты. Поэтому в живописи стали преобладать два жанра, отвечающие этим требованиям: графика и плакат. Самым известным плакатистом того времени был Д. Моор (Орлов) (1920 г. – плакат «Ты записался добровольцем?», 1921 г – «Помоги», плакат, посвящённый голодающим Поволжья). В графике работали Г. Верейский, И. Бродский. В то же время возникло абсолютно новая форма плакатного жанра «Окна сатиры РОСТА (Российского телеграфного агентства)», где помещались короткие частушки, плакаты яркого и простого содержания. И как ни странно, в это время в лучшем положении оказывались представители модернистских школ, нежели представители старой школы модернизма. Так, в 1928 г., не найдя себе применения, умер Васнецов.
«Старшие» художники (бывшие члены «Голубой розы», «Мира искусств» - Кузнецов П., Петров-Водкин, Сарьян) были объединены в союз «Четыре искусства». В их творчестве (Сарьян, Кузнецов) развивались дальше идеи глобализма, характерные для «серебряного» века. Ярким примером создания мирового пространства, соединения конкретного исторического события и жизни человека стали картины Петрова-Воткина «Смерть комиссара» (1928 г.), Кустодиева Б.М. «Большевик» (1920 г.). Особое место в 20-е годы занимало творчество авангардиста Павла Филонова (композиция «Формула петроградского пролетариата») и супрематиста Казимира Малевича (1918 г. – оформление пьесы «Мистерия-буфф» В. Маяковского), который в 1924 г. возглавил Ленинградский государственный институт художественной культуры (ГИНХУК). Незаслуженно забыто творчество талантливого художника Романовича С.М., который в первой половине 20-х годов возглавил общество «Маховец», по названию одного из холмов Троицко – Сергиевской лавры.
Новаторством проникнуто и развитие отечественной архитектуры. Наиболее ярким течением 20-х годов стал конструктивизм – художественный стиль, провозгласивший основой художественного образа не композицию, а определённую технологию создания инженерной конструкции. Это во многом объяснялось трудностями экономики разрушенной страны.
Сразу после 1917 г. архитекторы Щусев А. и Жолтовский И. создал проекты реконструкции Москвы и Петрограда. Уже в первую половину 20-х годов появились первые объединения советских архитекторов:
1923 г. – АСНОВА («Ассоциация новых архитекторов», Ладовский, Мельников), которые проектировали здания на основе рациональной архитектуры.
1925 г. – ОСА («Объединение современных архитекторов», бр. Веснины, Гинсбург, Николаев), называвшие себя конструктивистами.
Этот стиль на Западе разработал архитектор Корбюзье, который в 1928 г. приехал в Россию. В целом, создание этого стиля представляло собой нагромождение разных объемов – кубов, параллепипедов. Окна, как правило, были разных размеров и форм. Широко применялись новые строительные материалы – железобетон и стекло. Большие объемы поверхности здания были застеклены. Именно рационалисты и конструктивисты создали «советский» стиль собственно конструктивизма. Ярким примером стали Мавзолей (1930 г., Щусев А), здание Московского вокзала, Дома культуры им. Горького, здание Днепрогэса бр. Весниных.
Новый толчок развития испытала скульптура. Уже в апреле 1918 г. СНК издал декрет «О памятниках республики». Декрет предусматривал использование, как старых памятников (переделка обелиска в Александровском саду, посвящённого 300-летию Романовых), так и строительство новых. В основе монументальной пропаганды лежало строительство памятных досок, памятников, обелисков. Первыми памятниками стали: 1918 – 1919 гг. – памятник Радищеву А.Н. в Петрограде (Шервуд Л.В.) и обелиск-стела «Советская Конституция» (Осипов и Андреев).
Самым известным мастером скульптуры стал Шадр И.Дм. (Иванов) («Булыжник – оружие пролетариата. 1905», 1927 г.; «Сеятель», 1927 г.; «Красноармеец», 1922 г.). Тогда же сформировался талант В.И. Мухиной. Расцвет её творчества начался в 20-е годы, но падёт уже на 30-е гг.( «Рабочий и колхозница»). Определённый интерес вызывают работы Лебедевой С.Д. и Матвеева А.Т.
Коренным изменениям подверглось музыкальное творчество. Появилась массовая песня либо на злободневные, либо на пафосные темы («Взвейтесь кострами, синие ночи» на стихи Жарова А, «Наш паровоз» на стихи Безыменского А.). Настоящим реквием погибшим героям гражданской войны стала песня «По долинам и по взгорьям» в обработке Александрова А.А В области симфонического искусства настоящим открытием стала «Первая симфония» Шостаковича Д. (1925 г.).
Важную роль в сохранении наследия традиционной музыкально культуры сыграло творчество композиторов Глазунова А., Глиэра Р. В музыке также появились новые коллективы: Ансамбль красноармейской песни под управлением Александрова А.В., «Первый симфонический ансамбль» («ПЕРСИМФАНС»), Производственный коллектив композиторов («ПРОККОЛ»), Ассоциация современной музыки («АСМ»). Большинство из них (РАПМ – российская ассоциация пролетарских писателей) отрицало классическое наследство русской музыкальной школы, и пытались найти свой путь в музыке. В 20-е годы свой творческий путь начал дирижер Голованов Н, скрипач Ямпольский А, пианисты Нейгауз Г, Оборин Л, певцы Козловский И., Лемешев С, но они были представителями классической музыки.
Большую утрату понес русский балет. За рубежом остались Павлова А., Фокин М, Джордж Баланчин (Георгий Баланчивадзе). Однако советский балетмейстер Горский попытался восстановить «классику» в Большом театре («Щелкунчик», 1919 г.). Он также поставил новый балет «Красный цветок» на музыку Глиэра. Уже в конце 20-х гг. на сцене появились новые кумиры Г. Уланова, Лепешинская О. и др.
Большое значение Советская власть уделяла киноискусству, что объяснялось доступностью для массового зрителя в неграмотном государстве. Сначала выпускались агитационные фильмы, затем частные киноателье под контролем государства выпустили ряд картин, ставших знаменитыми: 1918 г. – «Барышня и хулиган» (реж. Славинский Е.О, при участии Маяковского в главной роли), 1920 г. – 1-ая экранизация романа «Мать» (реж. Разумный), 1924 г. – «Необыкновенные приключения мистера Веста в стране большевиков» (реж. Кулешов Л), 1928 г. – «Буря над Азией» (реж. Пудовкин В.). Мировую известность получил фильм Эйзенштейна С.М. «Броненосец Потёмкин» (1925 г.), где впервые в ручную был раскрашен красный флаг. На Всемирной выставке в Париже в 1927 г. ему была присуждена высшая премия.
В 1931 г. при помощи отечественной аппаратуры режиссер Экк Н. снял первый звуковойфильм «Путевка в жизнь» с участием Жарова М., а режиссер Юткевич снял звуковой фильм «Златые горы». Вскоре появились первые кумиры советского киноискусства: Орлова Л., Жаров М., Черкасов Н, Раневская Ф., Ильинский Иг, Гарин Эрн.
В 1919 г. началась национализация театров. Старейшие из них (Большой, Малый театры, МХаТ) были введены в группу Академических. Появились новые театральные коллективы – театр им. Вахтангова (третья студия МХАТ), театр им. Мейерхольда (1924 г.), театр Революции (ныне им. Маяковского). Самым известным был режиссер Станиславский К.С. (Алексеев), который много сам выступал в качестве актера. Но после сердечного приступа в октябре 1918 г., он больше не выходил на сцену в качестве актера (ум. в 1938 г.). Еще одним ярким именем на режиссерском небосклоне стал Вахтангов Евг. Багратионович, выдвинувшего лозунг «фантастического реализма». Большую известность получил также Мейерхольд Всеволод Эмильевич, который попытался возродить на сцене дух русского балагана, что сблизило его с Маяковским («Мистерия-буфф», 1918 г.). Однако во 2-ой пол. 20-х гг. его спектакли потеряли былую экстравагантность. В театре господствовала революционная тематика. Ярким примером героико-революционного жанра стали постановки В. Билль-Белоцерковского «Шторм» (1926 г.), «Дни Турбиных» М. Булгакова (1926 г.), «Любовь Яровая» Тренёва (1926 г.).
Таким образом, несмотря на нарастающий идеологический прессинг, 20-е годы вошли в историю как время самостоятельных личностей и творческих коллективов. Однако на смену идейному и творческому многообразию с середины 30-ых гг. приходит жёсткий идеологический диктат.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 367;