Осуществление «Декрета о земле». Продовольственная диктатура
Согласно Декрету, право пользования землей получили все граждане при условии обработки её своим трудом семьей или в товариществе без использования наемного труда на основе уравнительного землепользования при свободном выборе форм землепользования, в т.ч. артельной. Конфискация инвентаря не распространялась на малоземельных крестьян, земля не конфисковывалась у середняков и казаков. В результате, крестьяне получили 150 млн. десятин земли бесплатно, освобождены от уплаты арендной платы 700 млн. рублей золотом ежегодно и от уплаты долгов за землю, в сумме составляющих 3 млрд. рублей. Крестьяне встретили Декрет с восторгом. В январе на Третьем съезде Советов был принят Закон о социализации, дополнявший и конкретизировавший положения Декрета. Излишки хлеба на начало года составляли 500 млн. пудов, но крестьяне придерживали хлеб, надеясь на повышение цен. 25 марта 1918 года СНК выделил 1 млрд. 160 млн. рублей на организацию товарообмена с деревней, планировалось заготовить 120 млн. пудов зерна. Но из-за отсутствия налаженного распределительного аппарата и транспорта эта попытка была сорвана. Большевики не хотели прибегать к насилию подобно предыдущим правительствам и вводить продразверстку.
Однако летом 1918 года они ужесточают экономическую политику, т.к.:
- в мае 1918 года гражданская война из локальных выступлений переросла в крупномасштабные боевые столкновения, вызвавшие опасность ликвидации Советского государства. Это потребовало мобилизации всех ресурсов для спасения режима
- Советское правительство вынуждено было кормить 11 крупных городов и формирующуюся Красную Армию. Крестьяне, получив землю, не чувствовали себя обязанными Советской власти и придерживали хлеб, т.к. отсутствовали необходимые промтовары, а деньги обесценились. Золото требовалось для уплаты 6-миллиардной контрибуции Германии, а в мае 1918 года мятежный Чехословацкий корпус захватил Золотой запас страны, находившийся в Казани.
В этих условиях Советское правительство вынуждено было пойти по пути насильственного изъятия хлеба у крестьян, чтобы предотвратить угрозу голода в городах. 8 мая 1918 года – Декрет о продовольственной диктатуре, согласно которому «врагами народа» объявлялись все, кто скрывал хлеб, не сдавал его или им торговал.
13 мая 1918 года – Декрет о предоставлении наркому продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлеб и спекулирующей им (ему разрешалось закупать хлеб по твердым ценам, издавать обязательные постановления по продовольственным вопросам, увольнять и судить должностных лиц, дезорганизующих хлебозаготовки, применять вооруженную силу в случае сопротивления), а 27 мая - Декрет о реорганизации Наркомпрода и местных продорганов. С их помощью Советское правительство стремилось преодолеть продовольственный кризис. Начинается политика «чрезвычайщины». Проводится борьба с мешочничеством и спекуляцией. В губерниях, уездах и городах создавались продовольственные комитеты, подчиненные Наркомпроду и возглавляемые комиссарами. Они подчинялись местным Советам и занимались заготовкой продовольствия, его распределением и снабжением села промтоварами. Декретом от 27 мая создавались и продотряды, создаваемые на добровольной основе из рабочих и бедноты. Они отправлялись в деревню для заготовок хлеба по твердым ценам и реквизициям его у саботажников. Половину заготовленного хлеба получала организация, отправившая продотряд, половину – наркомат продовольствия. С введением продразверстки в январе 1919 года продотряды контролировали ее проведение. Численность продотрядов: в 1918г. – 72 тыс. чел., в 1919-20 гг.- 82 тыс.
29 мая в стране вводится военное положение и начинается всеобщая мобилизация рабочих и крестьянской бедноты.
По Декрету ВЦИК и СНК от 11 июня 1918 года, в помощь продотрядам, создавались комитеты бедноты (комбеды). В них, с помощью местных Советов, могли быть избраны все, кроме кулаков. Они контролировали учет и распределение хлеба, продуктов первой необходимости, инвентаря, помогали продотрядам изымать хлеб. Занимались распределением земли между крестьянами в соответствии с трудовой нормой (у кулаков было изъято 50 млн. десятин земли, т.е. больше, чем у помещиков). В конце 1918 года комбеды были упразднены и слились с сельскими Советами.
Для преодоления угрозы голода (в феврале-марте в промышленных центрах потребление составляло 12,3% от нормы, дневная норма выдачи хлеба 50-100 г) в городах введено нормированное снабжение продовольственными и промышленными товарами, а с 1 июля в Петрограде введено строго дифференцированное распределение в соответствии с классовой принадлежностью и важностью выполняемой работы по 4 категориям:
1-ая: рабочие 19 профессий – металлурги, транспортники, строители и представители профессий легкой промышленности;
2-ая: служащие по найму и рабочие, занятые менее тяжелым трудом (в торговле, общепите, на почте);
3-я: управляющие, директора, инженеры, юристы, врачи, творческая интеллигенция, духовенство;
4-ая: лица, живущие с доходов от капитала, использующие наемный труд.
27 июля распоряжением Наркомпрода данная система распространена на другие города. За время гражданской войны в категории вносились изменения, например, кормящие матери и беременные женщины снабжались по 1-ой категории, дети до 3-х лет – по 3-ей и получали специальную молочную карточку, дети до 12-ти лет – по 2-ой категории и получали специальную детскую карточку.
Надо признать, что политика большевиков оправдала себя в условиях гражданской войны. Вместе с тем, «социалистические преобразования в деревне» сопровождались произволом и беззаконием, крестьяне насильно загонялись в коммуны, которые превращались в поставщиков дешевого продовольствия для города без всякого соблюдения человеческих прав и принципа материальной заинтересованности. В народе расшифровывали слово «коммуна» так: «кому «на», а «кому «нет».
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 433;