Периодическая печать. Книгоиздание


В начале века ведущую роль в издательском деле играли казённые типографии (в 1813 году их было 55) под контролем Министерства народного просвещения.

Только с 1830-1840-ых гг. начался рост частных типографий. Первую открыл петербургский книготорговец В.А. Плавильщиков.

Наиболее известным стало издательство Александра Филипповича Смирдина (1795-1857). С 13 лет он пошел в книжную торговлю и служил у Плавильщикова, а после его смерти получил в наследство книжный магазин, библиотеку и типографию. Смирдин перенес торговлю из Гостиного двора на Невский проспект и пригласил на открытие магазина всех известных писателей и поэтов того времени: И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и др. Каждый из них подарил по одному своему произведению в альманах, получивший название «Новоселье».

В 1834 году Смирдин основал «Библиотеку для чтения», которая положила начало т.н. «толстым» журналам. Одновременно он печатал сочинения большинства современных писателей. Сначала дела шли успешно, но потом Смирдин разорился.

В середине века в России издавалось около 2 тыс.книг (в 3,5 раза больше, чем в начале века).

С XVIII века в стране издавались только «Санкт-Петербургские ведомости». Но в начале XIX века появились новые, в т.ч. и частные газеты. Самой крупной из них была «Северная пчела» (редактор Ф.Ф. Булгарин), издаваемая с 1825 по 1865 гг. Газета придерживалась охранительно-монархического направления и была единственной в России частной газетой, которой позволялось перепечатывать политическую правительственную информацию.

В 1830-1831 гг. выходила «Литературная газета» (редакторы: сначала А.А. Дельвиг, затем О.М. Сомов). С газетой сотрудничали Пушкин, П.А. Вяземский. Печатались переводы зарубежных авторов.

В 1837 году был издан указ правительства об издании «Губернских ведомостей», выходивших к 1851 году в 44 губерниях.

Первым общественно-политическим журналом стал издававшийся в 1802-1830 гг. «Вестник Европы» (редактор Н.М. Карамзин), занимавший консервативные позиции.

С 1812 по 1852 гг. выходил исторический и политический журнал «Сын Отечества» (редактор Н.И. Греч), публиковавший в годы войны патриотические воззвания, а позже – литературно-критические статьи будущих декабристов и басни Крылова.

В 1836 году Пушкин основал журнал «Современник», который после его смерти издавался группой его друзей (Жуковский, П.А. Плетнев). В 1846 году права издания перешли к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. Журнал, пропагандировавший революционно-демократические идеи, просуществовал до 1866 года.

«Отечественные записки» (1839-1884), основанный А.А. Краевским (в 1839-1846 гг. отделом критики руководил Белинский), с 1868 года (редактором стал Некрасов) продолжил традиции «Современника».

Несмотря на действие «чугунного» цензурного устава, передовые журналы боролись с охранительным направлением в литературе.

В 1814 году в Петербурге открыта первая публичная библиотека, ставшая впоследствии национальным книгохранилищем. В то время ее богатейшее книжное собрание было недоступно массовому читателю.

В первой половине XIX века в ряде губернских городов на добровольные пожертвования открывались публичные библиотеки. В середине века в стране насчитывалось 39 публичных библиотек (в т.ч. открытую в Вятке по инициативе Герцена в 1837 году).

Русская художественная литература. Смена литературных направлений. Утверждение реализма

 

В первой половине XIX века литература и искусство вступили в эпоху своего расцвета – «золотого века»:

- отразились сложные общественно-политические процессы того времени;

- существовали различные литературно-художественные стили, в рамках которых развивались противоборствующие течения;

- утверждаются принципы русской литературы: народность, гуманизм, гражданственность, поиски социальной справедливости.

Важным фактором общественно-культурной жизни первых десятилетий, отражающих процесс формирования нации, стал вопрос о судьбах русского языка. В основе лежало сближение книжного и разговорного языка, преодоление средневекового билингвизма, которое могло пойти двумя путями.

С одной стороны писатели-сентименталисты во главе с Карамзиным выступали за привлечение в язык иностранных слов, исключения «грубых» и устаревших выражений. Их противники во главе с А.С. Шишковым выступали против использования иностранных слов и вводили неологизмы, производные от русских корней (оратор – краснослов, аристократия – вельможедержавие, галоши – мокроступы).

Научным центром изучения русского языка оставалась Российская академия, созданная в 1783 г. (в 1841 г. преобразована во 2-ое Отделение Академии наук, затем – Отделение русского языка и словесности).

Напряженность литературного процесса отразилась в стремительной смене художественных направлений.

Если на рубеже веков классицизм уступил место сентиментализму, то в начале века, особенно после войны 1812 года, уже на смену сентиментализму пришел романтизм. В его основе лежало противопоставление бурным событиям реальной жизни идеального романтического образа. Некоторые события реальной жизни получали своеобразную героическую окраску, и на этом фоне изображался идеализированный образ героя.

Жуковский, основоположник этого течения в русской литературе, видел главную задачу автора в воспитании человека, пробуждении в нем лучших чувств (баллады «Людмила», «Светлана»). Получив сначала известность, как сентименталист, он уже в начале XIX в. пишет романтические песни, а в 1812 году создает патриотическое произведение «Певец во стане русских воинов». Оно стало началом нового этапа в творчестве поэта и дало начало романтизму. По существу, именно поэты-романтики познакомили русского читателя с переводами Гомера, Байрона, Шиллера, Гёте (Жуковский, Гнедич, Струговщиков).

Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852 гг.) – внебрачный сын помещика А.И. Бунина и пленной турчанки. Получил фамилию крепостного и потому избежал участи незаконнорожденного. В 1800 году закончил Благородный пансион при Московском университете с серебряной медалью. С 1802 года занялся литературой, был последователем Карамзина. Получив известность, как сентименталист, он перешёл к романтизму. В 1812 году был в ополчении. С 1815 года стал придворным чтецом императрицы, а в 1826 – 1841 гг. – воспитателем будущего императора Александра II. В своих балладах Жуковский воссоздал мир поверий, мистицизма, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности («салонный» романтизм). В.Г. Белинский назвал его «литературным Колумбом Руси, открывшем ей Америку романтизма в поэзии», а его воздействие на публику «безмерно велико и безмерно благодетельно».

Представителем гражданского («героического») романтизма и учеником Жуковского был Кондратий Федорович Рылеев (1795 – 1826). Он осуждал своего учителя за мистицизм, «мечтательность, неопределенность и какую-то туманность». В своих произведениях («Думы», поэмы «Войнаровский», «Наливайко») он показывал пример беззаветного служения Отечеству, готовность пожертвовать жизнью.

Не чужд романтизму был и ранний Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837 гг., родовое село Михайловское в Псковской губернии) – «Руслан и Людмила», 1817 – 1820 гг., «Кавказский пленник», 1820 – 1821 гг.

Как романтик начинал и Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841 гг., родовое имение Тарханы в Пензенской губернии) – «Демон», «Мцыри», 1839 гг.

В то же время романтизм заложил основы исторического романа. Огромной популярностью пользовались романы А.А. Бестужева-Марлинского, И.И. Лажечникова.

Но уже с середины 1830-ых гг. в литературе утвердился реализм, для которого характерны:

- правдивое отображение действительности во всем многообразии;

- внимание к простому человеку;

- обнажение отрицательных явлений жизни;

- глубокие раздумья о судьбах страны и народа.

Наиболее ярко основные черты нового направления проявились в творчестве Пушкина(«Борис Годунов», 1825 г.; «Евгений Онегин», 1823 – 1831 гг.; «Капитанская дочка», «Дубровский». 1832 г.). Именно поэма «Евгений Онегин» стала началом реализма, заключающегося в изображении жизненной действительности, в раскрытии взаимоотношений между людьми.

В этом же направлении работали: Лермонтов («Бородино»,1837 г.; «Герой нашего времени, 1838 – 1840 гг.; «Родина», 1841 г.), Ф.И. Тютчев (1803 – 1873 гг. родовое имение Овстуг Орловской губернии), Н.В. Гоголь (1809 – 1852 гг.), («Вечера на хуторе близ Диканьки», 1831 г., «Шинель», 1836 – 1842 гг.; «Мёртвые души», 1-ый том в 1842 г., в 1852 г. сжёг рукопись второго тома, кроме 5 глав). Их творчество утверждало гуманизм и гражданственность.

В 1840-50-ые гг. новые авторы (И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский) продолжили реалистические тенденции. В то же время в их творчестве начинали звучать критические ноты (Гоголь, комедия «Ревизор»,1836 г.), что привело к появлению сначала «натуральной школы» в реализме, а затем – критического реализма, который утвердился в литературе с середины XIX в. Основной темой его стала тема «маленького человека» с его нелёгкой житейской судьбой.

Особую линию в литературе занимало сатирическое направление. Оно проявилось в творчестве Ивана Андреевича Крылова и А.С. Грибоедова (1824 г., «Горе от ума», в России напечатана только в 1862 г.). Сатира выразилась в обостренном внимании к реалиям современного общества и позднее также продолжит формирование критического реализма.

Александр Сергеевич Грибоедов (1790 (1795) – 1829 гг.) – писатель, дипломат. В 1806 году поступил в Московский университет и закончил сразу три факультета: словесный, юридический и физико-математический. В 1812 году добровольцем пошёл в Московский гусарский полк, правда, в боях не участвовал. В 1817 году вместе с Пушкиным служил в Коллегии иностранных дел. Вместе с Чаадаевым и Пестелем был членом масонских лож. Решил изменить жизнь после трагической дуэли, где был секундантом. В 1818 – 1821 гг. был секретарём русской дипломатической миссии при персидском шахе. Занимался освобождением русских пленных. С 1822 года на Кавказе. В 1826 году проходил по делу декабристов. С 1828 года – министр-резидент России в Персии. Убит фанатиками, напавшими на русскую миссию. Опознан лишь по изуродованному на дуэли мизинцу левой руки. Похоронен женой княгиней Чавчавадзе в Тифлисе.

В первой половине века возникло и абсолютно новое явление для России – литературная критика. На страницах журналов – центров политической полемики – выражались интересы различных течений в литературе. Известными критиками первой половины века были Д.И. Писарев и В.Г. Белинский.

 

Русская живопись

После войны 1812 года произошел отход от классицизма в живописи. Правда, используя прежнюю форму, художники через действие пытаются акцентировать внимание на личности человека, нередко помещая его на романтическом фоне. Утверждение романтизма происходило одновременно с отмиранием классицизма.

Федор Иванович Бруни (1799 – 1875 гг.) – итальянец по происхождению, профессор и ректор Академии художеств представлял наиболее консервативные, религиозно-мистические тенденции романтизма («Медный змий»). В своём творчестве сочетал элементы классицизма и романтизма («Смерть Камиллы, сестры Горация»).

Наиболее ярко новый романтический идеал (представление о духовно независимой личности, глубоко чувствующей и страстно выражающей свои чувства) воплотился в творчестве О.А. Кипренского.

Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836 гг.) – внебрачный сын помещика (фамилия Кипренский – вымышленная). С 6 лет учился в Воспитательном учлище при петербургской Академии художеств, а затем и в ней самой. В 1828 г. художник уехал в Италию, где за два года до смерти принял католичество.

Основной жанр – портрет (портреты Жуковского, Е.В. Давыдова и др.). Для романтической приподнятости образа использовал контрастыосвещённого лица модели и тёмного фона. В своем стиле также сочетал черты классицизма и романтизма. Автопортреты Кипренского, как и его другие портреты, несут в себе черты сдержанности, робости чувств перед открытым миром. В 1827 г. по заказу Дельвига художник написал с натуры один из лучших портретов Пушкина, о котором тот написал: «...Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит…».

Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857 гг.) родился в семье крепостных графа И.И. Моркова. Граф разрешил Тропинину посещать классы Академии художеств. В 1804 году вслед за помещиком семья переехала на Украину, а в 1812 – в Москву. В 1823 году художник получил вольную.

Уже ранние портреты Тропинина отличались интимностью красок. Был воспитан на сентиментализме, но создал свой собственный жанр романтического жанрового портрета. Сам в прошлом крепостной, художник воплотил в образах крестьян, мастеровых, слуг не только душевную чистоту, но и благородство. Всего художник создал свыше 700 работ. Наиболее известны: «Кружевница», портрет А. С. Пушкина, автопортрет.

Если Тропинин только вводил жанровые элементы в портрет, то А.Г. Венецианов стал родоначальником бытового жанра.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847 гг.) родился в Москве в семье купца. Поступил в Петербург на государственную службу и одновременно учился у В. Боровиковского. В конце 1810-х гг. поселился в своей деревне в Тверской губернии, где и прожил всю оставшуюся жизнь. В 1847 году трагически погиб.

Не затрагивая острейших коллизий жизни крепостной деревни, художник поэтизировал обыденные явления крестьянского быта (картины: «Гумно», «На пашне. Весна», «Жнецы»). Творчество Венецианова, впитавшее элементы классицизма и сентиментализма, стало этапом в формировании реализма.

В исторической живописи 30-40-х гг.происходило пересечение классицизма и романтизма. Впервые оба направления были соединены К.П. Брюлловым.

Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852 гг.) – сын художника, учился живописи с раннего детства: сначала дома (отц не давал ему есть, пока Карл не нарисует положенную часть рисунка), затем с 9 лет в Академии художеств. В 1822 – 1836 гг. работал в Италии («Итальянский полдень»), вернувшись на родину знаменитым. Преподавал в Академии. В 1849 году из-за болезни покинул Россию.

В своей знаменитой картине «Последний день Помпеи» Брюллов изобразил на фоне классического античного общества проявление высших человеческих порывов в критической ситуации.

Позднее он обратился к жанру портрета, где показал себя мастером, как парадного портрета («Всадница»), так и психологического портрета («Ю.П. Самойлова с Амацилией Пачини», портрет итальянского археолога Микеланджело Ланчи). В последних работах наметился переход художника к реализму.

Романтизм нашел свое выражение и в пейзаже. Пленэрную живопись(живопись, стремящуюся к передаче естественного освещения, реальных оттенков цвета и воздушной среды) открыл для России С.Ф. Щедрин.

Сильвестр Федорович Щедрин (1791 – 1830 гг.)родился и вырос в семье художников. В девять лет поступил в Академию художеств. В 1818 году уехал в Италию, где и писал свои пейзажи.

В своих картинах («Малая гавань в Сорренто», «На острове Капри», серия «Новый Рим») Щедрин раскрывает поэтический образ природы, с помощью тончайшей гаммы оттенков воспроизводит световоздушную среду. Его творчество предвосхитило открытия экспрессионистов.

Уже с конца 40-ых гг. XIX века появляются черты нового реалистического направления. Переход к реализму отразился в работах крупного живописца А.А. Иванова.

Александр Андреевич Иванов (1806 – 1858 гг.) родился в Петербурге в семье профессора Академии художеств. После окончания Академии долгое время работал за границей, совершив переход от классицизма к реализму. И. Крамской называл его «святым, великим и последним потомком Рафаэля».

Ранние произведения Иванова («петербургский период») близки классицизму («Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»). Он добился успехов в пленэрной живописи, хотя воспринимал пейзажи как вспомогательную работу.

Всероссийскую славу ему принесло монументальное полотно «Явление Христа народу» (1837 – 1857 гг.). Оно стало программным философским произведением художника, воплотившим идею служения гражданина обществу. В этом и других полотнах художник соединил монументальность классического искусства с реализмом.

Известный маринист Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900 гг.) родился в Феодосии, в 1833 г. поступил в Академию художеств, участник Крымской войны, находился в Севастополе в 1854 – 1855 гг. Автор картин «Чесменский бой» (1848 г.), «Девятый вал» (1850 г.).

Родоначальником критического реализма стал П.А. Федотов.

Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852 гг.) родился в семье отставного офицера. Окончил Первый Московский кадетский корпус. Служил в Петербурге и в свободное время посещал рисовальные классы Академии художеств. В 1844 году вышел в отставку и стал профессиональным художником. Закончил жизнь в сумасшедшем доме.

Федотов в своих жанровых картинах («Свежий кавалер», «Вдовушка», «Игроки», «Анкор, еще анкор!») поднимал серьезные социальные проблемы. Его полотна не только реалистичны, но и наполнены сатирическим содержанием, разоблачением торгашеской морали, быта и нравов верхушки общества. Современники сравнивали Федотова с Гоголем.

Творчество художника для нескольких поколений русских живописцев служило образцом: передвижники восприняли и развили критический пафос его творчества, художников рубежа веков привлекали драматизм и метафоричность живописи мастера.

В 1852 году был открыт для публичного посещения Эрмитаж – крупнейшее хранилище художественных ценностей страны.



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 395;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.018 сек.