Измененные состояния сознания (ИСС)


1)Выделяется Бодрствующее С. – нормальное состояние ясной бдительности, адекватности. Находимся в нем большую часть жизни. Воспринимаем время, события как реальные, знакомые. Реагируем адекватно.

2) ИСС - связаны с усталостью, бредом, недосыпанием, занятием сексом, спортом, прослушиванием музыки (транс, рэйв), монотонной ездой на авто, состояниями гипноза, транса.

В ИСС меняется восприятие времени, ситуации. Ч-к становится менее личностным, более внушаемым, подверженным контролю сознания, тормозится мышление.

 

3) Сон -форма ИСС. По Фрейду сон - проявление бессознательного; образы сна символы неудовлетворен. желаний и неудовл. потребностей. Во сне - исполнение навязчивых, неосознаваемых желаний. Сны проецируют скрытые потребности, скрытые желания. (В реальности мы подавляем желания, а во сне они «выстреливают», проявляются).

Сонник по Фрейду: Вытянутые предметы - фалли-ческие символы: ручки, зонты, морковь и т.д. Предметы, предполагающие заполнение, вложение, с полостями – символы женские, вагианальные: кошельки, чуланы, сумки.

 

4) Гипноз -форма ИСС. Сосотояние, похоже на сон или полусон. Предполагает расслабление мышц, усиление ч-ва комфорта. Вызывается внушением. Сопровождается подчинением воли спящего воле гипнотизера. Ограничение внимания на посторонние раздражители

 

4) Медитация - форма ИСС. Упражнение, предполагающее ограничение внимания на посторонние раздражители и концентрация внимания на внутренних состояниях, на дыхании, на пульсе тела, образах, ощущениях. Происходит прерывание потока обычных иыслей, забот.

М. - явл-ся формой психотерапии, устранения тревоги, неврозов, депрессии.

М.- трансцендирование, т.е. выход за границы данного сознания, ситуации.

Виды М.:

а) сосредоточенная М. - концентрация внимания на точке, мысли, дыхании, на звуке. Используются мантры – «божествен.звуки». Поиск истины внутри себя.

в) воспреимчивая М. – расширение внимания. Пример - прогулка в лесу. Концентрация на цветении цветов, пении птиц. Ч-к м. представлять себя листком. Цель – расширить возможности человека.

 

*******

Сознательное и бессознательное: С.-понятие более узкое, чем психика. А с др. стороны псих .процессы бессознательны.

Сознательное: человеческая способность идеально воспроизводить действительность в мышлении. С.-высшая форма психического отражения, свойственная человеку и связанная с речью.

Бессознательное: 1)По Юнгу. Он считал б/с относятся инстинкты формирующим источником творческой фантазии духа и чувства ценности, к-рое не должно затрачиваться разумом. Он ввел понятие коллективное бессознательное, содержащее архетипы или общечеловеческие первообразы и идеи.

 

2) По Фрейду: к этой сфере относятся инстинкты, к-рые могут порождать у чел-ка подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, к-рые не входят в сферу сознания. Бессоз-ное познается ч/з сновидения. Сновидения- это королевская дорога, в бессоз-ое. Б/с- это основа личности, к-ры, сознания; б/с- основа психич.энергии.

Структура личности: 1) нижн.часть- это Ид, оно- это психика, связ-ая с физиологией (полностью бессознат-ое). Ид то животное –к-рое всегда в нас (принцип удовольствия). Пример: я хочу спать, немедленно удовлетворить потребности Пример: сексуальные, физиологические). Ид-это отсутствие связей с внешним миром. 2) Эго: ( маторные навыки: езда на велосипеде, речь, письмо) - принцип реальносчти (высматривает возможности удовлетворения потребностей Н:его можно не сейчас); -адаптивно одекватно в отношении внешнего и внутреннего; - Ид всегда связано с нарушением норм, противостояние нормы возникает чувство вины на уровне Его, комплекс вины, чувство греховности. По Фрейду Его – «и вашим, и нашим», м/д Ид и Супер Эго (если очень хочется, то можно, не блокирует а ищет пути решения) 3)супер его (Я): (следование нрав-ым нормам, условным нормам) -нормы, социальные ценности, совесть, нравственные нормы, совесть по Фрейду связана с наказанием, социальные запреты проецируют совестью. Супер Эго наследование традиций, ч/з нормы, усвоенные в семье. Супер его связано с наказанием, у женщин супер его менее выражено (отсутствие фаллоса, жен.менее нравственна, возможность наказания мень

 

Билет 22

Трактовки сущ-ти созхнания: Объективный идеализм-отделяет сознание от материи, от природы, от тела, наделяя его сверхприродной сущностью (т.е.первичен по Гегелю мировой дух, мировой разум, по Платону мировая идея; материя, природа- порождение духа); Субъективный ид-зм- первично сознание субъекта, субъективная идея, созн-е творит мир, мир есть производная от структур восприятия (Фихте, Ясперс); Материализм-(Демокрит, Бэкон, Ломоносов)материя,бытие, природа первичны,а сознание, дух вторичны, производны от материи и природы (и поэтому явл-ся св-вом материи).Однако это св-во материи понималось по-разному. Н:считали, что сознание- это св-во всей материи, в том числе и неодушевленной. Такой взгляд получил название гилозоизм (гило-вещ-во или материя, сои-жизнь). Рассматривающее всю материю с самого начала как живую. Представители были Дени Дидро, Спиноза. Созн-е творит мир-богословие понимает созн-е как искра божья «Дух есть бог»-психич., духовн.начало. Сверхъестеств.дух опр-ет психич.процессы в ч-ке (мышление, ощущ-е, память). Сознание непозноваемо. Чем выше уровень развития созн-я, тем созн-е безусловно. Дух-созн-е не зависит. Пантеизм:всебожье. П.связан с местетизмом (идея бога во всем, все едино), бог основа всего, мира, основа в изменениях(Фичино). Тейяр де Шарден: сущ-ет внешн.составляющая опр-ся естеств.з-нами. Внутр.(психич.) сост-щая на опр-ся естес.з-нами, спонтанна, духовна. Сущ-ет закон усложнения сознания, стр-ра материи услож-ся. Панпсихизм- везде душа, все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. (Циолковский: я признаю чувствительность всей вселенной).Интенциональная- предметность сознания, устойчивые состояния психики порождают устойчивые образы=> аэти образы проец.виды реальности.(это так Идея активности субъекта) Дуализм- признает //-ое сущ-ние двух равноправных, не сводимых друг к другу начал- духа и материи, идеального и материал.(Декарт). Диалектический мат-зм- (Маркс, Энгельс) носитель созн-я явл-ся мозг. Он материален и физиологичен (это так мысли, ощущения, представления). В нем закл-ны биохим., психофизиолог. процессы. Созн-е отражает объективный мир (вещей, явлений, процессов, отношений). Созн-е отражение внеш-го матер.мира. Можно сказать отрицает самостоятельность существования сознания. Вульгарный мат-зм- (от лат.обыкновенный, простой) Бюхнер, Фогт. Они крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания как общественного по своей природе, отождествляя его с материей (мозг выделяет мысль также, как печень желчь. Кабанис.Материя- объективная реальность, независимо от сознания чел-ка. Сознание- субъективная реальность, сущ-щая в голове чел-ка, в его восприятиях. Идеальный образ не имеет никаких материальных признаков и св-в. Н: образ воды не утоляет жажду, образ огня не жжет.Уже это показывает несамостоятельность взглядов вульгарн.материалистов (Фогт), к-рые считали что мозг выделяет мысль точно также, как печень- желчь. Органом созн-я явл-ся головной мозг. Сенсуализм-признающее ощущения единственнм источником познания.

Особенности сознания: 1)С.-есть высшая, свойственная только чел-ку и связанная с речью функция мозга, заключ-ся в обобщенном, целенаправлен. отраж-ии действительности в виде образов, в разумном самоконтроле чел-ка и его взаимоотношении с природой и соц.средой. 2)С.-высш.св-во мозга, закл-щееся в отраж-ии мира 3)С.-способ отражения мира, осознание ощущ-ий, мыслей. 4)субъективная реальность. Структура С.: С.-сов-ть объект., приобретенных знаний. Чем больше зн-ий, тем больше созн-е. 1)Чувства (ощущения, восприятие образов) и эмоции (чувство любви, ненависти, симпантии, гордость, радость, настроение). 2)Интеллект- знания, умения, необходимые д/решения умственных задач Н:св-ва мышления (быстрота, гибкость), св-ва памяти (объем, Vзапоминания и забывания,готовность к воспроизведению). Ядром сознания (интеллекта) явл-ся знания. 3)Мотивации- совокупность побуждений, определяющих целенаправленность действий чел-ка. 4)Воля- способность чел-ка сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. 5)самосознание- знание самого себя, отраж-е личности. Благодаря самосознанию обеспечив.самоконтроль, самовоспитание личности. Отражение и С.: Отражение- способность воспроизводить в своем внутр.сост-ии внеш.возд-я. С.-высшая форма отраж-я. С.продукт разв-я структуры материи. Высшие формы отражения действительности: 1) неорганическая материя: химич., физич., механич.форма отражения (кирпичи, камни) 2)органическая (живая) материя: соот-ет раздражимость, чувствительность (омеба в капельке воды перемещ-ся в др.часть-проявл.раздрож), психич.отраж-е высших животных(восприятие, ощущение) .3)социальный уровень материи: теоретич. (воображение, умазаключения, суждения, понятия), чувственное отражение представление, восприятие, ощещение). Сознание и язык: Сознание- чел-кая способность идеально воспроизводить действительность в мышлении. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание и язык образ.единство:они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предпологает свою внешнюю матер.форму. Язык- знаковая система, служащая д/фиксации, хранения и передачи информ. Функции языка: -номинативная (название предметов и явл-ий) –коммуникативная (средство общ-ия) –познавательная (хранение и передача знаний) –эмоциональная (выраж.чувств). Душа-дух: проблема позноваемости души. Душа – ускользающий объект. Душа- индивидуальна, уникальна, а дух всеобщен, объективен (рассмотрен.явл-ия не требующие оценки), проекция вечного. Душа условна, а дух безусловный. Душа опр-ся внешними возд-ями,а дух независит от воспитания, от внеш.и внутр. Душа- арена столкновения добра и зла, а дух – отсут-е выбора, однозначность добра.

 

 

Сознательное и бессознательное: С.-понятие более узкое, чем психика. А с др. стороны псих .процессы бессознательны.

Сознательное: человеческая способность идеально воспроизводить действительность в мышлении. С.-высшая форма психического отражения, свойственная человеку и связанная с речью.

Бессознательное: 1)По Юнгу. Он считал б/с относятся инстинкты формирующим источником творческой фантазии духа и чувства ценности, к-рое не должно затрачиваться разумом. Он ввел понятие коллективное бессознательное, содержащее архетипы или общечеловеческие первообразы и идеи.

 

2) По Фрейду: к этой сфере относятся инстинкты, к-рые могут порождать у чел-ка подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, к-рые не входят в сферу сознания. Бессоз-ное познается ч/з сновидения. Сновидения- это королевская дорога, в бессоз-ое. Б/с- это основа личности, к-ры, сознания; б/с- основа психич.энергии.

Структура личности: 1) нижн.часть- это Ид, оно- это психика, связ-ая с физиологией (полностью бессознат-ое). Ид то животное –к-рое всегда в нас (принцип удовольствия). Пример: я хочу спать, немедленно удовлетворить потребности Пример: сексуальные, физиологические). Ид-это отсутствие связей с внешним миром. 2) Эго: ( маторные навыки: езда на велосипеде, речь, письмо) - принцип реальносчти (высматривает возможности удовлетворения потребностей Н:его можно не сейчас); -адаптивно одекватно в отношении внешнего и внутреннего; - Ид всегда связано с нарушением норм, противостояние нормы возникает чувство вины на уровне Его, комплекс вины, чувство греховности. По Фрейду Его – «и вашим, и нашим», м/д Ид и Супер Эго (если очень хочется, то можно, не блокирует а ищет пути решения) 3)супер его (Я): (следование нрав-ым нормам, условным нормам) -нормы, социальные ценности, совесть, нравственные нормы, совесть по Фрейду связана с наказанием, социальные запреты проецируют совестью. Супер Эго наследование традиций, ч/з нормы, усвоенные в семье. Супер его связано с наказанием, у женщин супер его менее выражено (отсутствие фаллоса, жен.менее нравственна, возможность наказания мень

 

Билет 22

КОНСПЕКТ Лекции:

Трактовки сущ-ти сознания: Объективный идеализм-отделяет сознание от материи, от природы, от тела, наделяя его сверхприродной сущностью (т.е.первичен по Гегелю мировой дух, мировой разум, по Платону мировая идея; материя, природа- порождение духа); Субъективный ид-зм- первично сознание субъекта, субъективная идея, созн-е творит мир, мир есть производная от структур восприятия (Фихте, Ясперс); Материализм-(Демокрит, Бэкон, Ломоносов)материя,бытие, природа первичны,а сознание, дух вторичны, производны от материи и природы (и поэтому явл-ся св-вом материи).Однако это св-во материи понималось по-разному. Н:считали, что сознание- это св-во всей материи, в том числе и неодушевленной. Такой взгляд получил название гилозоизм (гило-вещ-во или материя, сои-жизнь). Рассматривающее всю материю с самого начала как живую. Представители были Дени Дидро, Спиноза. Созн-е творит мир-богословие понимает созн-е как искра божья «Дух есть бог»-психич., духовн.начало. Сверхъестеств.дух опр-ет психич.процессы в ч-ке (мышление, ощущ-е, память). Сознание непозноваемо. Чем выше уровень развития созн-я, тем созн-е безусловно. Дух-созн-е не зависит. Пантеизм:всебожье. П.связан с местетизмом (идея бога во всем, все едино), бог основа всего, мира, основа в изменениях(Фичино). Тейяр де Шарден: сущ-ет внешн.составляющая опр-ся естеств.з-нами. Внутр.(психич.) сост-щая на опр-ся естес.з-нами, спонтанна, духовна. Сущ-ет закон усложнения сознания, стр-ра материи услож-ся. Панпсихизм- везде душа, все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. (Циолковский: я признаю чувствительность всей вселенной).Интенциональная- предметность сознания, устойчивые состояния психики порождают устойчивые образы=> аэти образы проец.виды реальности.(это так Идея активности субъекта) Дуализм- признает //-ое сущ-ние двух равноправных, не сводимых друг к другу начал- духа и материи, идеального и материал.(Декарт). Диалектический мат-зм- (Маркс, Энгельс) носитель созн-я явл-ся мозг. Он материален и физиологичен (это так мысли, ощущения, представления). В нем закл-ны биохим., психофизиолог. процессы. Созн-е отражает объективный мир (вещей, явлений, процессов, отношений). Созн-е отражение внеш-го матер.мира. Можно сказать отрицает самостоятельность существования сознания. Вульгарный мат-зм- (от лат.обыкновенный, простой) Бюхнер, Фогт. Они крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания как общественного по своей природе, отождествляя его с материей (мозг выделяет мысль также, как печень желчь. Кабанис.Материя- объективная реальность, независимо от сознания чел-ка. Сознание- субъективная реальность, сущ-щая в голове чел-ка, в его восприятиях. Идеальный образ не имеет никаких материальных признаков и св-в. Н: образ воды не утоляет жажду, образ огня не жжет.Уже это показывает несамостоятельность взглядов вульгарн.материалистов (Фогт), к-рые считали что мозг выделяет мысль точно также, как печень- желчь. Органом созн-я явл-ся головной мозг. Сенсуализм-признающее ощущения единственнм источником познания.

Особенности сознания: 1)С.-есть высшая, свойственная только чел-ку и связанная с речью функция мозга, заключ-ся в обобщенном, целенаправлен. отраж-ии действительности в виде образов, в разумном самоконтроле чел-ка и его взаимоотношении с природой и соц.средой. 2)С.-высш.св-во мозга, закл-щееся в отраж-ии мира 3)С.-способ отражения мира, осознание ощущ-ий, мыслей. 4)субъективная реальность. Структура С.: С.-сов-ть объект., приобретенных знаний. Чем больше зн-ий, тем больше созн-е. 1) Чувства (ощущения, восприятие образов) и эмоции (чувство любви, ненависти, симпантии, гордость, радость, настроение). 2) Интеллект- знания, умения, необходимые д/решения умственных задач Н:св-ва мышления (быстрота, гибкость), св-ва памяти (объем, Vзапоминания и забывания,готовность к воспроизведению). Ядром сознания (интеллекта) явл-ся знания. 3) Мотивации - совокупность побуждений, определяющих целенаправленность действий чел-ка. 4) Воля- способность чел-ка сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. 5)самосознание- знание самого себя, отраж-е личности. Благодаря самосознанию обеспечив.самоконтроль, самовоспитание личности. Отражение и С.: Отражение- способность воспроизводить в своем внутр.сост-ии внеш.возд-я. С.-высшая форма отраж-я. С.продукт разв-я структуры материи. Высшие формы отражения действительности: 1) неорганическая материя: химич., физич., механич.форма отражения (кирпичи, камни) 2)органическая (живая) материя: соот-ет раздражимость, чувствительность (омеба в капельке воды перемещ-ся в др.часть-проявл.раздрож), психич.отраж-е высших животных(восприятие, ощущение) .3)социальный уровень материи: теоретич. (воображение, умазаключения, суждения, понятия), чувственное отражение представление, восприятие, ощещение). Сознание и язык: Сознание- чел-кая способность идеально воспроизводить действительность в мышлении. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание и язык образ.единство:они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предпологает свою внешнюю матер.форму. Язык- знаковая система, служащая д/фиксации, хранения и передачи информ. Функции языка: -номинативная (название предметов и явл-ий) –коммуникативная (средство общ-ия) –познавательная (хранение и передача знаний) –эмоциональная (выраж.чувств). Душа-дух: проблема позноваемости души. Душа – ускользающий объект. Душа - индивидуальна, уникальна, а дух всеобщен, объективен (рассмотрен.явл-ия не требующие оценки), проекция вечного. Душа условна, а дух безусловный. Душа опр-ся внешними возд-ями,а дух независит от воспитания, от внеш.и внутр. Душа- арена столкновения добра и зла, а дух – отсут-е выбора, однозначность добра.

 

 

ПОЗНАНИЕ

Проблема познаваемости мира в философии (скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм).

 

Неотъемлемой, органической частью любой философской системы является теория познания, или гносеология (от греч. gnosis – знание, logos– учение), или эпистемология (от греч. episteme - знание, logos – учение).

Как мы знаем, философия исследует идеи абсолютного познания, не зависящего ни от пространства, ни от времени, ни от того, какая мода сейчас на дворе. Истина всегда истина, она одна и та же во все времена. Поэтому первейшая задача философии состоит в исследовании самого разума. Это как раз и делает гносеология.

 

Гносеология – это учение о знании. Термин введен шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г. Гносеология изучает природу познания, его возможности, типы познавательных отношений, виды знания, условия достоверности и истинности знания.

Гносеология – самая первая и самая сложная философская дисциплина, т. к. ставит вопрос о сущности знания. Главная гносеологическая категория – это истина, а главная проблема – проблема достоверности познания. (Вопрос состоит не в том, познаваем ли мир, – этот вопрос в букв. Смысле никем не ставится…) Т. е. можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности (проявления). Существует ли абсолютное знание? Можно сказать, что гносеологическая проблема и создала философию. Что такое знание? «Мудрец отличен от глупца тем, что мыслит до конца» /Майков/.

Гносеология (учение о познании) исследует целый ряд вопросов, касающихся познавательной деятельности человека, которая реализуется в конкретных науках, а также в ненаучных способах познания. Гносеология изучает наиболее общие характеристики познавательной деятельности, отличаясь тем самым от когнитивной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики и многих др. наук, рассматривающих частные аспекты процесса познания.

Исходные гносеологические принципы философа, как правило, определяются его ценностными установками, онтологическими представлениями, сложившейся системой убеждений и верований, в силу чего в философии сформировались разные, зачастую альтернативные, гносеологические позиции (мы их отдельно будем разбирать).

 

Процесс познания сопровождает всю нашу жизнь. Мы познаем вещи, явления, объекты, связи и отношения, самих себя и других людей. Но мы не часто задумываемся над вопросом: а как возможно само знание, каково его происхождение, структура, пределы, критерии достоверности?

 

Познание мира - это задача не только философии, но и всех других наук. Какова же роль философии в этом процессе? Философия дает (разрабатывает) общую теорию познавательного процесса и его закономерности. Гносеология как раздел философии делает предметом своего исследования само знание. Она производит знание о знании. Поэтому гносеологию можно определить как учение о знании, его возникновении (природе), закономерностях развития и функционирования, о видах и формах знания, их взаимосвязи, о превращении одних форм в другие, о способах, т.е. методах получения, производства знания, а также критериях его достоверности.

 

Необходимо различать познание и знание, хотя они взаимосвязаны и соотносительны. Познание есть процесс (деятельности человека по воспроизведению в своей голове действительности), знание – это результат познавательных усилий человека.

Суть познания – выработка правильного, адекватного воспроизведения действительности в голове человека, без которого невозможна реальная ориентация человека в мире и продуктивное преобразование этого мира. Знание как результат познавательной деятельности представляет собой определенным образом организованную информацию (совокупность сведений) о мире. В целом познание можно определить как социально-опосредованную, исторически развивающуюся деятельность отражения действительности.

Одним из важнейших вопросов теории познания (гносеологии) является вопрос: познаваем ли мир? Попытки ответить на него уходят своими корнями в глубокое прошлое, - возникнув в античности (и еще ранее в восточной философии), они пронизывают средневековье, захватывают Новое время, продолжаются в наши дни. В решении данного вопроса в истории философской мысли традиционно выделяют следующие основные позиции: скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.

Скептицизм (от греч. skeptomai – сомневаюсь) признает существование вещей вне человека, вне его сознания. Но человеческие чувства могут давать разные показания о вещах. Поэтому скептики подвергают сомнению возможность познания, т.е. достижения адекватного знания. Скептицизм возник в глубокой древности. Его наиболее крупные представители: Пиррон (IV-III вв. до н.э.) древне-греческий философ из Элиды, основатель скептической школы, его ученик Тимон (IV–III до н.э.), Секст Эмпирик (2-я пол. II в. – нач. III вв. до н.э.) и другие. Они считали, что органы чувств могут давать нам разные показания, об одних и тех же явлениях и процессах (например, в зависимости от состояния нашего организма) и что всякому утверждению о предмете (его сущности) может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему. Поэтому скептики предлагали воздерживаться от каких-либо суждений для достижения душевного спокойствия и тем самым счастья, которое и есть цель философии.

В Новое время скептицизм развился в агностицизм (от греч. а - не; gnosis – знание). Принято говорить о двух формах (разновидностях) агностицизма: юмовского и кантовского.

Д. Юм (английский философ, психолог, историк) утверждал, что наши ощущения, восприятия имеют неизвестную природу. На вопрос о том, чем они вызываются, можно дать, считает Д. Юм, разные ответы, которые в равной степени могут быть обоснованы. Так, с позиций материализма источник наших ощущений – тела, вещи, объекты материального мира. С позиций идеализма – мировой дух или сознание субъекта. Как можно проверить истинность этих утверждений? Для этого надо стать вне своих ощущений и посмотреть на себя как бы со стороны. Но этого ни один человек сделать не может, так как это равносильно тому, чтобы, стоя у окна, увидеть себя идущим по улице. Следовательно, не надо и ставить вопроса об источнике ощущений. Надо лишь довольствоваться самими ощущениями и восприятиями. Современный позитивизм в той или иной степени продолжает эту же линию Д. Юма. Так, Бертран Рассел (1872-1970 гг., англ. математик, логик, социолог и философ) почти дословно повторяет Д. Юма: «Я не познаю непосредственно столы и стулья, а познаю только определенные действия, которые они производят во мне».

И. Кант, родоначальник немецкой классической философии, утверждал, что вещи, тела, объекты существуют независимо от сознания человека, т.е. объективно. Но человек не способен постичь сущность этих вещей. Они остаются «вещами в себе» и никогда не смогут стать «вещами для нас», т.е. раскрыться нам. Человек может познать лишь мир «явлений», т.е. ощущений, которые эти вещи в нас производят, а не мир сущностей. Ощущения, восприятия не адекватны вещам и человеческое сознание не может совершить «трансцензус» (переход) из одной области в другую, т.е. от мира явлений к миру сущностей, из области посюстороннего в область потустороннего. Такой «трансцензус» возможен только для веры. Агностицизм вызывал критику уже современников. Например, Гегель высмеивал И. Канта за его агностицизм. Но, будучи представителем объективного идеализма, Гегель не мог дать достаточно обоснованной и последовательной критики агностицизма.

Позиции гносеологического оптимизма разделяют все материалисты и значительная часть идеалистов. Например, у Платона теория познания – это «припоминание» душой прежних впечатлений, приобретенных ею до вселения в человеческое тело. Для Гегеля же, по замечанию Ф. Энгельса, утвердительный ответ подразумевается сам собой, так как мышление может познать то содержание, которое заранее было содержанием мысли.

В учении Э. Гуссерля познание трактуется как умозрительное, интуитивное, «непосредственное созерцание содержащихся в нашем сознании феноменов». А неотомизм основой познания называет «божественное откровение», посредством которого Бог делает человеку доступными «высшие ценности». Для представителей метафизического материализма было характерным рассмотрение субъекта и объекта познания как двух природных систем, первое из которых пассивно воспринимает воздействие второй. Для субъективного идеализма «мир – совокупность моих ощущений». Значит то, что порождено сознанием субъекта, может быть им и познано. Надо лишь правильно описать свои ощущения. Как видим, за общим утвердительным ответом скрывается разное содержание. Поэтому следует иметь ввиду, что решение вопроса о познаваемости мира, т.е. об отношении мысли к предмету мысли, зависит от решения одного из важнейших философских вопросов о природе мира.

Познание – это взаимодействие субъекта и объекта, дающее в результате некое знание (познавательный образ). Но это знание возникает не сразу. Оно образуется в процессе взаимодействия субъекта познания с объектом, при активной роли самого субъекта. Субъект познания это тот, кто познает (активно-деятельное, творческое начало). Субъектом познания может быть отдельный человек в его общественной сущности, социальная группа, общество в целом. Объект познания – это то, что познается. Это сфера приложения активности субъекта. В качестве объектов познания могут выступать предметы природы или социальные явления, выделенные человеком и включенные в сферу его познавательной деятельности. Субъект и объект – это функциональные категории (не имеющие строго фиксированной закрепленности), которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если он активно воздействует на окружающих – субъект, а, если на него воздействуют другие, то он превращается в объект.

Основным принципом теории познания диалектического материализма является принцип активного отражения. Отражение – это деятельность мозга человека, взаимодействующего с внешним миром, отвечающего на его воздействия. Суть отражения в том, что ощущаются, воспринимаются, мыслятся не сами по себе ощущения, восприятия, представления, а предметы, их свойства, связи, отношения, существующие вне и независимо от сознания субъекта. Тезис: «знание отражает объект» означает, что субъект познания создает такие формы мыслительной деятельности, которые, в конечном счете, определяются природой, свойствами, закономерностями самого объекта (а не свойствами сознания познающего субъекта). Следовательно, содержание знания объективно. Но воспроизведение особенностей отражаемого объекта в образах сознания происходит в соответствии с особенностями отражающей системы. А это значит, что образы сознания, будучи объективны по содержанию, субъективны по форме, т.е. несут в себе определенные характеристики субъекта.

 

Знание есть сила, сила есть знание

Ф. Бэкон

 

Приобретать познания еще недостаточно для человека надо отдавать их в рост

И. Гете

 

Познавательная деятельность человека. Основные компоненты познания: объект, субъект, знание (познавательный образ): опредмечивание и распредмечивание. Особенности социального познания.



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 365;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.041 сек.