ГРЕЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ 10 глава


 

АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА И ЖИВОПИСЬ

Наиболее полно духовную атмосферу жизни классической Греции с ее гражданственностью и гармонией отразила архитектура. Политическое и социальное устройство греческого полиса классической эпохи потребовало адекватной организации центра всей жизни гражданской общины. Архитектор Гипподам из Милета (V в. до н. э.) предложил отказаться от хаотичной застройки городов и ввести их регулярную планировку. В ее основе лежала разбивка городской территории на прямоугольные кварталы пересекающимися под прямым углом улицами и выделение нескольких функциональных центров. В соответствии с теорией Гипподама был застроен Олинф, возрожден после персидского разрушения Милет и перестроен афинский порт Пирей.

Важнейшей частью полиса были священные участки, в центре которых воздвигались величественные храмы богам-покровителям. Наиболее значительными сооружениями, созданными в дорическом ордере, были храм Посейдона в Пестуме и храм Афины Афайи на острове Эгина. В святилище Зевса в Олимпии на священном участке (Альтис) находился ряд храмов, самый величественный из которых был посвящен громовержцу. Фронтон храма, построенного архитектором Либоном, был украшен скульптурной группой, изображавшей кентавромахию – битву кентавров с лапифами[21]. А внутри находилась знаменитая скульптура Зевса работы Фидия. Выполненная из дерева, инкрустированного золотом и слоновой костью, она была признана одним из семи чудес света.

Лучшим архитектурным комплексом эпохи классики является афинский Акрополь – религиозный центр полиса, где находились городские святыни. Разрушенный во время нашествия Ксеркса в 480 г. до н. э. Акрополь по инициативе Перйкла стали отстраивать по единому плану. Работы велись под руководством великого Фидия. Задуманный как памятник победы греков над персидской державой, ансамбль Акрополя наиболее полно выразил величие и торжество греческой цивилизации и ее лидера – Афин. По выражению Плутарха, в Афинах «в это время создавались произведения, необычайные по своему величию и неподражаемые по простоте и изяществу».

Проход на Акрополь вел через Пропилеи – парадный вход, украшенный портиком дорического ордера. К Пропилеям с одной стороны примыкал изящный храм богини победы Ники, а с другой – Пинакотека (картинная галерея). Центром ансамбля был Парфенон, сооруженный Иктином и Калликратом из пентелийского мрамора. Храм, посвященный Афине Парфенос (т. е. Афине Деве), был окружен дорической колоннадой, но архитекторам удалось создать ощущение легкости и торжественности сооружения.

Скульптурный декор работы Фидия прославлял богиню Афину и ее город. В храме стояла деревянная скульптура Афины, инкрустированная золотом и слоновой костью. Фронтоны храма были украшены скульптурами на темы двух мифов – о споре Афины и Посейдона за обладание Аттикой и о рождении Афины из головы Зевса. Рельефы на метопах (плитах фриза) изображали битвы греков с амазонками и кентаврами, что символизировало борьбу добра и прогресса со злом и отсталостью. Стены украшало скульптурное изображение величественного шествия на Великих Панафинеях. Фриз Парфенона считается вершиной греческого искусства эпохи высокой классики. Он поражает пластичностью и динамизмом изображения более чем 500 фигур, ни одна из которых не повторяется. Фидий также создал бронзовую скульптуру Афины Воительницы, которая была установлена на площади перед Парфеноном.

В ансамбль Акрополя входит и Эрехтейн – небольшой храм с асимметричной планировкой и тремя различными портиками, один из которых поддерживают кариатиды. Он был сооружен на том месте, где, по преданию, произошел спор между Афиной и Посейдоном, и посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею. У стены храма росла священная олива, подаренная Афиной, а в скале было углубление, якобы оставленное трезубцем Посендона. Архитектурный ансамбл ь афинского Акрополя стал эталоном красоты и гармонии на века.

Выдающиеся скульпторы эпохи классики своими произведениями прославляли идеальных граждан и величие эллинского мира. Они преодолели условность архаической скульптуры и создали образ человека гармоничного, физически совершенного, с богатым духовным миром. Кроме гениального Фидия, в Афинах в V в. до н.э. работал Мирон. Его самая известная статуя «Дискобол». Скульптор мастерски передал сложную динамику движения тела атлета в момент броска.

Скульптор Поликлёт из Аргоса не только изображал физически совершенные тела атлетов, но и вычислил идеальные пропорции мужского тела, ставшие каноном для греческих ваятелей. Всемирно известными стали его фигуры «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (атлет, надевающий повязку победителя). Греческие скульпторы V в. до н. э. ассоциировали расцвет полисной цивилизации с образами человека, полного гармоничного величия и ясного спокойствия.

Искусство Древней Греции IV в. до н. э., с одной стороны, отмечено рядом важных достижений (в частности, в зтот период был создан коринфский ордер), а с другой снижением пафоса героизма и гражданственности, обращением к индивидуальному миру человека, что было связано с общим кризисом полиса. В работах Скопаса нашли отражение сильные, страстные человеческие чувства, выплеснувшиеся в энергичном движении («Менада»).

Тонкая передача внутреннего мира человека, красоты отдыхающего тела, характерна для творчества Праксителя («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем Дионисом»). Он первым показал возвышенную красоту обнаженного женского тела: его «Афродита Книдская» уже в древности считалась «лучшим произведением из существуюицгх во Вселенной».

Стремленнем запечатлеть в скульптуре мимолетное движение («Апокспомен») отмечено творчество Лисиппа. Он был придворным скульптором Александра Македонского и создал ряд выразительных портретов великого полководца. Скульпторы IV в. до п. э., завершив развитие классического искусства, открыли дорогу искусству нового типа, неклассического.

Одним из известнейших художников V в. до н.э. был Полигнот, творчество которого связано с Афинами. Он создавал картины в технике энкаустики – работал жидкими восковыми красками. Используя лишь четыре краски, Полигнот первым из живописцев научился воссоздавать объем пространства и фигур, выразительность жестов. Его современник Аполлодор первым применил в живописи эффект светотени и попытался передать перспективу.

 

Хотя работы древнегреческих живописцев не сохранились, представление о достижениях художников дает вазопись, где в это время господствует краснофигурный стиль, который позволял достаточно реалистично передавать объем тел и создавать многофигурные композиции, в центре которых стоял человек.

ФИЛОСОФИЯ И ПРОЧИЕ НАУКИ

В классическую эпоху завершается развитие натурфилософии и начинается формирование на ее основе отдельных наук. Ионийская натурфилософия в этот период представлена трудами Анаксагора и Эмпедокла. Анаксагор (ок. 500—428 до н. э.) родился в знатной семье в городе Клазомены, в Малой Азии. Однако он пренебрег богатствами отца и всецело посвятил себя науке. Перебравшись в Афины, философ стал учителем и другом Перикла и благодаря своим научным изысканиям приобрел известность в греческом мире. Он считал, что в мире изначально существовало множество стихий-элементов – семян, которые непрерывно механически соединяются между собой. Из них и состоит Вселенная. Толчок к созданию и упорядочиванию Вселенной дало легчайшее и чистейшее вещество нус – ум. Развитие Вселенной Анаксагор рассматривал как механическое действие, которое может быть объяснено рационалъно, без идеи вмешательства богов. По его мнению, звезды – это далекие раскаленные массы, а Луна получает свой свет от Солнца, причем Луна подобна Земле и на ней есть жизнь. За свои взгляды философ был обвинен в безбожии и умер в изгнании. На его надгробии высекли надпись: «Здесь лежит великий Анаксагор, дух которого поднимался до высочайших истин».

Философ Эмпедокл из Агригента (ок. 490 – ок. 430 до н. э.) пытался воспроизвести историю возникновения и развития жизни. Он считал, что на Земле раньше всего появились растения, потом животные и наконец люди. Причем выживали лишь наиболее приспособленные к существующим условиям виды. Утверждая закономерность эволюционного развития всего живого, Эмпедокл в то же время признавал существование души как у растений, так и у животных и людей.

Распространение рационалистических взглядов на мир привело к формированию материалистической философии, высшим достижением которой стало учение, разработанное Левкиппом из Милета (500—440 до н. э.) и его учеником Демокритом из Абдер (р. ок. 470/460 до н. э.). В основе их материалистического учения лежит атомистическая теория, которая была предложена Левкиппом и развита Демокритом в трактате «Великий диакосмос». По мнению этих философов, весь природный мир и даже боги (их существование Демокрит не отрицал) и душа состоят из мельчайших частиц – атомов (букв. – неделимых), которые находятся в непрерывном движении. Вне атомов и пустоты между ними во Вселенной ничего нет. Во время движения атомы сталкиваются и образуют различные сочетания, которые дают великое множество существующих в природе вещей. Вселенная, в которой постоянно одни миры возникают, а другие гибнут, вечна и бесконечна. В природе нет ничего случайного, все явления происходят закономерно и имеют причинную обусловленность.

Демокрит

Демокрит разрабатывал и теорию познания. Первичные, «темные» знания человек получает через ощущения. Но чтобы составить правильные представления о мире, необходимо первичные ощущения анализировать с помощью разума. Только на этой основе можно получить истинное знание. Таким образом, Демокрит предвосхитил многие положения современной материалистической философии: неразрывность материи и движения, вечность и бесконечность мира, атомистическое строение материи.

Своеобразной реакцией на натурфилософские теории стало софистическое направление в философской мысли, возникшее в Греции в V в. до н. э. Софисты были странствующими учителями философии и красноречия. Они выступали с речами на общественных празднествах и торжественных церемониях и за деньги учили риторскому искусству, столь необходимому для общественной деятельности гражданина. Софисты сыграли важную роль в развитии научных знаний: они первыми сделали объектом философских исследований человека (ранее философов занимала исключительно природа). Прежде всего их интересовала природа человеческого знания. Что такое знание? Как оно возникает? Что является критерием объективности истины? Овладев искусством достижения победы в спорах об истине, софисты первыми применили теоретические знания в практической жизни греческого полиса, поскольку в народном собрании или суде гражданин должен был уметь обосновать свою позицию и опровергнуть доводы противника, показав их слабость и ложность.

Расцвет древнегреческой софистики связан с учениями Протагора и Горгия. Протагор из Абдер (ок. 480—410 до н. э.) учил, что главное в познании – это ощущение. У каждого человека ощущения индивидуальны, следовательно, субъективны. Каждый человек судит о вещах в меру своего разума и что считает правильным, то и является для него истиной. Тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей» отрицал существование общеобязательных истин, что неизбежно вело к противопоставлению индивидуального мнения ценностям гражданской общины, а человека – коллективу.

Софисты учили умению доказать какую-либо мысль и тут же ее опровергнуть, вне зависимости от истинности содержания. Зачастую ученик должен был составить две речи: сначала восславить знаменитого человека, а затем развенчать его как отрицательную личность. За умение одновременно говорить и «за» и «против» софистов считали болтунами, а их искусство красноречия воспринималось гражданами как средство обмана народа и подрыв полисных демократических ценностей. Но выработанные софистами риторские приемы оказали большое влияние на творчество Фукидида, Еврипида, Платона и Аристотеля.

Сократ

К софистам примыкал и Сократ (ок. 470—399 до н. э.). Сын афинского гражданина, он как добропорядочный член полиса участвовал в сражениях, защищая Афины, заседал в народном собрании и исполнял магистратуры. Сократ получил разностороннее образование и выработал свою философскую систему. Утверждая, что истина рождается только в споре, он создал свой, так называемый сократический, метод спора. С помощью наводящих вопросов философ добивался от противника сначала признания ошибочности своей позиции, а затем признания правильности утверждений противной стороны. Такие диалоги способствовали поиску истинного знания и самопознанию участников спора. Фраза «Познай самого себя» стала лозунгом сократовской философии и теории познания.

Сократ разработал стройную этическую концепцию. Признавая знание высшей добродетелью, он считал, что добродетельный образ жизни позволяет человеческой личности наиболее полно реализоваться, и это следует признать высшим благом, дарующим человеку счастье. Ведь правильное знание ведет к правильным поступкам. По утверждению Сократа, все люди без исключения хотят хорошего. Но из-за несходства в уровне своих знаний они различаются по способности осуществить свою цель. В беседах со своими сторонниками и друзьями, преимущественно из аристократических кругов, Сократ критически оценивал способность человека без профессиональной подготовки управлять государством. . .. Афинский суд обвинил Сократа в безбожии, подрыве устоев демократии и растлении юношества. Философа приговорили к смерти, и он вынужден был выпить яд. Одним из самых известных учеников Сократа был Платон. Выходец из старинного аристократического рода Кодридов, он получил разностороннее образование. Около 387 г. до н. э. Платон основал в Афинах философскую школу – Академию (в роще, посвященной герою Акад ему, он излагал ученикам свои философские взгляды). Его учение представляло идеалистическое направление в древнегреческой философии. По теории Платона, в мире существуют только идеи – вечные и неизменные прообразы вещей, а предметы реального мира являются всего лишь бледным отражением этих идей.

Платон

Платон проповедовал свои взгляды в период, когда классический полис вступает в полосу кризиса и в гражданской общине начинает рушиться традиционный приоритет коллективных ценностей. По выражению философа, теперь в каждом полисе «заключены два враждебных между собой государства: одно – бедняков, другое – богачей». Причина этого, по мысли Платона, в эгоизме граждан, которые утратили способность понимать истинный смысл добродетельной жизни. А это порождает своеволие, жадность, стремление к богатству и другие пороки, которые разрушают общественный порядок. Философ призывал к «оздоровлению» афинского государства исходя из сократовской идеи добра и истины.

Поскольку в высшем мире идей существует идея полиса, то свою задачу Платон видел в создании идеального полиса, основанного на справедливом управлении. Справедливое у Платона совпадает с разумным, а разумное создается в ходе занятий философией и наукой. Поэтому управлять государством должны мудрые и справедливые правители – философы. Чтобы ничто не мешало им творить благие дела, философам не следует иметь ни собственности, ни семьи. Необходимы в государстве также стражи, чтобы защищать полис от врагов. Как и философы, они не могут иметь ни семьи, ни собственности. Наконец, государство невозможно без земледельцев, ремесленников и купцов (они названы демиургами), которые занимаются производственной деятельностью. Они имеют частную собственность и семью, но вся их жизнь регулируется государством. Создавая идеальную модель полиса, Платон надеялся, что мудрый законодатель сможет воспользоваться его идеями и построить полис, максимально приближенный к идеальному. В частности, он неоднократно посещал державу Дионисия Сиракузского и надеялся (как оказалось, безуспешно) увидеть свои идеи воплощенными там в жизнь.

Среди учеников Платона был и будущий знаменитый древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н. э.). Он не только превзошел своего учителя, но и оказал огромное влияние на последующее развитие философии. Аристотель родился в городе Стагира (отсюда его прозвище Стагирит), на севере Балканского полуострова, в семье врача при дворе македонских царей. В семнадцать лет Аристотель прибыл в Афины и стал учеником Платона. Впоследствии философ был воспитателем юного Александра Македонского. В 335 г. до н. э. он основал свою школу – Ликеи (она располагалась в роще Аполлона Ликейского). Его научные интересы были безграничны: философия, история, этика, медицина, зоология и ботаника, физика и математика, логика, риторика, теория искусства, литературы и театра. Это был величайший ум древности, энциклопедист в подлинном смысле слова.

Натурфилософия Аристотеля, развивавшаяся под влиянием теорий Платона и Демокрита, представляет собой стройную систему взглядов, изложенную в труде «Метафизика». Но философу удалось преодолеть крайности идеализма Платона и односторонность материалистического подхода Демокрита. Все формы явлений природной и социальной среды он представляет как единый процесс становления жизни. Жизнь – это стремление материи принять идеально гармоничную для нее форму в соответствии с заложенной в каждом существе целью его существования, раскрывающейся в движении. Так, в семени растения уже предопределены и ход его развития, и будущая форма. Весь миропорядок представляет собой цепь развивающихся причин и следствий. В основе мира лежит движение, без которого не существует ни материи, ни жизни, ни времени, ни пространства. Однако, несмотря на постоянное движение, гармоничное соответствие формы и содержания достигается только в исключительных случаях. Это происходит лишь в произведениях искусства, цель которых не копирование окружающих предметов, а раскрытие красоты и гармонии мира.

В труде «Органон» Аристотель изложил свое учение о методах мышления, т. е. о логике. По Аристотелю, из полученного опыта путем индукции выводятся общие принципы, на основе которых путем силлогизмов (т. е. умозаключений) делаются частные выводы. Аристотелевы законы логики легли в основу средневековой схоластики.

Учение Аристотеля о государстве изложено в трактате «Политика». Теоретические воззрения философа базировались на исследовании вместе с учениками государственного устройства и истории 158 греческих полисов. В отличие от Платона, Аристотель исходил из реальных исторических условий. Он считал, что одна и та же форма государственного устройства может быть хорошей или плохой в зависимости от сложившихся обстоятельств и людей, управляющих полисом. Он различал три правильные формы государства: монархию, аристократию и полит ию (т.е. умеренную демократию) – и утверждал, что при нарушении условий существования правильная форма вырождается в соответствующую неправильную форму: монархия – в тиранию, аристократия – в олигархию, полития – в демократию. Причем демократию Аристотель олицетворял с крайней формой радикального народоправства. Государство развивается, переходя последовательно из одной формы в другую, а критерием отличия правильных форм от неправильных выступает общее благо.

Философская школа Аристотеля и его учеников получила название перипатетической (от слова «перипатос» – так называлась крытая галерея, где расхаживал философ во время преподавания). К ней относились многие известные философы и ученые античного мира: Феофраст (Теофраст), Дикеарх и др.

Влияние трудов Аристотеля на последующее развитие науки и культуры было огромным. Системные исследования отдельных областей знаний, проведенные философом, способствовали развитию многих наук. Работы Аристотеля получили широкое распространение среди ученых не только Европы, но и Востока. Научное наследие великого философа стало олицетворением одной из вершин мировой научной мысли.

В античной Греции философия и научное знание составляли единое целое. В каждой отрасли знаний сложилось несколько школ, соперничавших друг с другом. Уже в предшествующий период в Ионийской Греции математические знания достигли высокого уровня, а в V в. до н. э. их использовали в астрономии. Уроженец Хиоса Энопид вычислил продолжительность солнечного года, а афинянин Метон, уточнив эти расчеты, установил 19-летний цикл согласования солнечного и лунного календарей (так называемый метонов цикл), считавшийся основой древнегреческого календаря.

Хотя практическими знаниями в области медицины славились египтяне, но медицину как отрасль науки создали древние греки. Основателем научной медицины стал знаменитый древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.), который свою родословную возводил к богу-целителю Аскл епию. В своем учении знаменитый врачеватель окончательно порвал с религиозно-мистическими представлениями о здоровье и болезнях человека и утвердил их рациональное объяснение. Гиппократ учил, что болезни не посылаются богами, а возникают от вполне конкретных причин, которые обусловлены влиянием на человека окружающей среды: холодного воздуха, грязной воды и т. д. Последователи Гиппократа стремились лечить человека естественным путем, устраняя негативные причины и обеспечивая с помощью лекарственных средств и диеты мобилизацию сил организма для борьбы с недугом, и только в крайнем случае производили хирургическое вмешательство. Учение Гиппократа получило широкое признание и повлияло на все дальнейшее развитие медицины. На его основе сформировались этические принципы отношения врача к пациенту. Они нашли выражение в «клятве Гиппократа», которую дают врачи и в наши дни.

Широкие торговые связи греков и освоенне ими всего Средиземноморья способствовали развитию географических знаний и появлению карт ойкумены – обитаемой части Земли. Первым картографом считается Анаксимандр (VIв. до н.э.). Глубокими знаниями в описании стран Европы и Азии прославился Гекатёй Милётский (VI—V вв. до н. э.). Кроме того, нельзя забывать, что в этот период возникла и историческая наука, «отцом» которой называют Геродота. В целом ученых классической эпохи интересуют проблемы окружающего мира и человека, углубленное изучение которых привело к дальнейшему развитию философии и формированию практически всех отраслей научного знания.

Историография

По культуре античной Греции создано огромное количество как обобщающих трудов, так и работ, подробно освещающих различные сферы духовной жизни и художественного творчества. Основополагающим трудом по художественной культуре античности стала «История искусств древности» (1764) И. Винкельмана. Знаменитый немецкий ученый первым представил систематическое изложение развития стилей и их смены в древнегреческом искусстве. В центре его внимания – античный человек в его общественно-историческом окружении. В 1897 г. в России был переведен труд П. Гиро (P Guiraud) «Частная и общественная жизнь греков», посвященный описанию учреждений, нравов, обычаев и быта эллинов.

Новый подход к постижения эллинского духа и оригинальную интерпретацию древнегреческой культуры предложил в конце XIX – начале ХХ в. немецкий философ Ф. Ницше в книге «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм». Его работа вызвала острую полемику, которая нашла отражение в фундаментальном труде по истории культуры Греции швейцарского историка Я. Буркхардта (J. Burckhardt), где проанализированы все стороны эллинской культуры. Много работ посвящено проблеме пессимизма и оптимизма в мироощущении древних греков, в частности книга Вяч. И. Иванова «Дионис и прадионисийство» (1923). Различные аспекты духовной жизни древних греков освещены в работах Ф. Ф. Зелинского (1859—1944). В середине ХХ в. культура повседневности интересовала польских историков Л. Винничук (L. Winniczuk) и К. Куманецкого (K. Kumaniecki). Исследованием ментальности занимались У. фон Виламовиц-Меллендорф (U. Wilamowitz-Moellendorff), Е. Р. Доддс, Р. Онианс. Этой же теме посвящена работа «Цена свободы и гармонии» Ю. В. Андреева. Связь характера общества с формами мышления и особенностями духовной культуры рассматривается представителями школы «Анналов» Ж. – П. Вернаном (J.P. Vernant) и П. Видаль-Накэ (P. Vidal-Naquet). Обстоятельно и всесторонне рассматривается эллинская культура в исследовании швейцарского ученого А. Боннара «Греческая цивилизация».

ГЛАВА 17

Кризис классического греческого полиса

КОРИНФСКАЯ ВОЙНА И АНТАЛКИДОВ МИР

 

С окончанием Пелопоннесской войны (431—404 до н. э.) как бы перевернулась страница в истории Древней Греции. IV век до н. э. стал эпохой, во многом отличной от предшествующего столетия. Высшая точка военно-политического положения Эллады и расцвет полисной системы остались позади. Греция вступила в эпоху кризиса классического полиса. Это проявилось в первую очередь в сфере межгосударственных отношений.

После победы над Афинами Спарта стала единоличным и неоспоримым гегемоном в Греции. Полисы, ранее входившие в состав Афинской морской державы, теперь оказались под спартанским контролем. На рубеже V—IV вв. до н. э. во всей Элладе, пожалуй, не было более могущественного человека, чем спартанский наварх Лисандр. Во многих городах этому суровому, мрачному человеку оказывались поистине божественные почести: ему при жизни воздвигались статуи, в его честь учреждались празднества. Ничего подобного греческий мир до того не знал.

Однако очень скоро большинство полисов (в том числе и бывшие верными союзниками Спарты) осознало, что спартанское владычество ничуть не легче афинского. Политика, которую проводила Спарта, была прямолинейной, опиралась на военную силу. Основные методы господства – чрезмерный нажим на союзные государства, жесткий и откровенный диктат им своей воли – мало чем отличались от потерпевшей фиаско политики афинян. Лисандр, взяв на себя роль самовластного правителя, заменил во многих полисах демократическое устройство олигархическими режимами, возглавлявшимися коллегиями прямых спартанских ставленников (одним из таких режимов было и правление «тридцати тиранов» в Афинах). Олигархи опирались на размещенные в греческих городах спартанские гарнизоны. Любые проявления непокорности подавлялись. Так, в 400 г. до н. э. спартанское войско разгромило Элиду, вторгшись даже на территорию священной Олимпии, куда было категорически запрещено входить с оружием в руках. Этот грубый диктат закономерно вел к нарастанию антиспартанских настроений во всем греческом мире.

Ухудшились отношения Спарты и с державой Ахеменидов. Взяв на себя роль гегемона, Спарта понимала, что отныне на ней лежит и серьезная ответственность, в частности обязанность защищать Элладу от внешних врагов, и прежде всего от персов. Поэтому спартанцы не спешили передавать под персидский контроль греческие полисы Малой Азии, как это предусматривали двухсторонние договоренности конца Пелопоннесской войны. В 401 г. до н. э. спартанские власти фактически поддержали мятеж Кира Младшего, персидского наместника Малой Азии, против его брата – царя Артаксеркса II. При содействии Спарты Кир с отрядом греческих наемников численностью более 10 тысяч человек, которым командовал спартиат Клеарх, двинулся во внутренние области Персии с целью захвата власти. Однако в решающем сражении с войском Артаксеркса при Кун аксе (в Месопотамии) Кир погиб.

С 399 г. до н. э. начались открытые военные действия в Малой Азии между Спартой и Персией. Спартанскими войсками командовали лучшие полководцы – Лисандр и царь Агесйлай, одна из самых ярких личностей в греческой истории IV в. до н. э. Нанеся врагу ряд поражений на побережье, Агесилай подумывал уже о том, чтобы перейти в решительное наступление и отобрать у Персии весь Малоазийский полуостров. Стремясь предотвратить эту опасность, персы развернули активную антиспартанскую агитацию в Балканской Греции, используя тайную дипломатию, обещая полисам щедрую помощь и нередко прибегая к подкупу влиятельных политиков.

Обстановка для интриг против Спарты была весьма благоприятной в связи с недовольством самих греков политикой полиса-гегемона. В конечном счете сложилась мощная, поддерживаемая Персией антиспартанская коалиция, в которую вошли многие крупные греческие государства. Среди них были как давние противники Спарты (Афины, Аргос), так и ее бывшие союзники (Коринф, Фивы). Против Спарты были начаты вооруженные действия и разгорелась так называемая Коринфская война (395—387 до н. э.). Уже в самом начале войны погиб Лисандр, и власти Спарты были вынуждены для защиты родины отозвать из Малой Азии Агесилая с его войском. Угроза персидским владениям миновала.

В 394 г. до н. э. персидский флот под командованием афинского полководца Конона нанес тяжелое поражение спартанцам на море. Афиняне, воспользовавшись ослаблением Спарты, ревизовали условия договора, завершившего Пелопоннесскую войну: восстановили Длинные стены, начали возрождать свою морскую мощь и попытались воссоздать симмахию под своим главенством – наследницу Афинской архе.



Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 1222;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.023 сек.