АНТИЧНОСТЬ КАК КОЛЫБЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ


 

История человечества дает важнейший урок: все в жизни преходяще. Уходят люди, меняются облики городов и природ­ные ландшафты. Многое превращается безжалостным време­нем в прах. Единственное, что времени не подвластно, — это великое искусство.

И здесь уникальную роль сыграла Древняя Греция. Ее цивили­зация, искусство и литература.

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЭЛЛАДЫ. Сами греки называли свою страну Элладой, себя — эллинами.У понятий Древняя Греция и Эллада есть синоним: античность.«Античный» в переводе с латинского означает: древний,старинный. На бытовом уровне мы воспринимаем античность как эпоху, бесконечно от нас отдаленную, сказочную, овеянную мифами. Она ассоциируется со школьным учебником «Истории Древнего мира». Мы про­сто не задумываемся над тем, как многое из созданного древ­ними эллинами органично вошло в нашу повседневную жизнь. А, между тем, Древняя Греция— это колыбель европейской куль­туры.

В повседневной речи, в книгах, газетах, журналах мы, букваль­но на каждом шагу, встречаемся со множеством слов греческого и латинского происхождения, составляющих пласт обществен­но-политической лексики. Понятия и термины: экономика, по­литика, философия, эстетика, логика, диалектика и множество других постоянно на слуху. Окружающие нас здания, архитектурадворцов, стадионов, театров, храмов, многие их конструктив­ные решения — колонны, капители, арки, своды, барельефы, леп­ные украшения,исполненные симметрии и гармонии, — плод творчества древних греков. Еще в младших классах школьники, усваивая коренные законы математики и физики, приобщаются к открытиям великих ученых античности Архимеда, Пифагора, Эвклида.

Древние греки были основоположниками в разных областях знаний.Они заложили основы многих точных, естественных и гуманитарных наук: физики и математики, анатомии и астро­номии, философии и филологии, педагогики и эстетики, исто­рии и красноречия. Концептуальные выводы Платонаи Аристо­теляо сущности и законах искусства сохраняюти сегодня свою неотторжимую ценность.Ежегодно миллионы туристов приез­жают в Грецию, чтобы воочию увидеть бессмертные памятники античности, такие, как Парфенони Эрехтейон, Пропилеи, храм Зевса.Благоговейно поднимаются они на холм Акрополь,воз­вышающийся над Афинами.

ГРЕЦИЯ - РОДИНА ДЕМОКРАТИИ. Одной из главнейших за­слуг древних эллинов было то, что они подарили человечеству великую идею демократии.Афины в пору своего расцвета явили пример такой системы управления, которая соответствует воле большинства свободного населения. Слово «демократия» озна­чает власть народа. Демократия предполагала участие всех сво­бодных граждан в государственных делах, в управлении, обсуж­дении и принятии законов. В основегреческой демократиилежали коренные принципы: выборность власти, ответствен­ность власти и сменяемость власти.

Человечество познало разные формы и типы правления: мо­нархию, деспотию, империю. XX век явил страшные результа­ты господства тоталитарных режимов. Только демократия в наибольшей степени отвечает человеческой природе и поэтому обеспечивает условия для развития, постоянного реформирова­ния и совершенствования. Прав был Уинстон Черчилль, утвер­ждавший: демократия, отнюдь, не совершенна, но ничего луч­ше ее человечество до сих пор не придумало.

Демократия в Греции создавала наиболее благоприятные условия для развития всех форм творческой деятельности. Расцвет демократических Афин при Перикле совпал с величайшим взлетом литературы и искусства.

1. Мировое значение литературы Древней Греции

Основные жанрысовременной литературы: эпос, лирика, ро­ман, повесть, трагедия и комедия, поэма и ода, сатира, басня и эпиграмма, ораторская, историческая и философская проза за­родились и формировались у древних греков и римлян.На протя­жении длительного исторического развития эти жанры претер­певали изменения и обогащались.

Непреходящи общечеловеческие ценности,заключенные в литературных образах, в художественных творениях античнос­ти. И пусть сегодня человек покрывает расстояние не в повоз­ках и не на лошадях, а в комфортных автомобилях, на реактив­ных самолетах, космических аппаратах. Пусть он знает о мире неизмеримо больше, чем его дальние предки. Но сама челове­ческая природа почти не изменилась по сравнению с эпохой Гомера и Эсхила. Человек рождается и умирает, страдает от не­дугов и дряхлеет, любит счастливо и безответно, ревнует и из­меняет, растит детей и теряет их, проявляет скаредность и эго­изм, отвагу и добросердечие, великодушие и низость, властолюбие и трусость. Эти вечные страсти и чувства запечат­лены, и притом с непревзойденной эстетической полнотой, в творениях великих эллинов — Гомераи Эсхила, Софоклаи Еврипида, Аристофанаи Менандра, Анакреонтаи Сапфо.

Исегодня нас продолжают волновать судьбы Пенелопы,тре­петно ждущей своего мужа; преданной Андромахи;непреклон­ного Прометеяи испытавшего горькое прозрение несчастного царя Эдипа,упавшего с вершины власти и славы в бездну позо­ра; безжалостной мстительной Медеи,брошенной мужем и от­платившей ему убийством собственных детей.

Сюжетыи образыантичной мифологии и литературы отли­чаются гармоничнойзавершенностью и пластичностью, про­зрачным и глубоким смыслом.Сквозь столетия прошли, вопло­тились в бесчисленных литературных, живописных, скульптур­ных, музыкальных сочинениях фигуры греческих мифов, та­кие, как Геракли Орфей, Пигмалион, Дедали Икар, Антейи Тантал. Античность и Восток. Эллины, в свою очередь, наследовали все лучшее, что было в культурах других государств, в частности Древнего Востока. На Ближнем Востоке, в Египте, Китае, Индии, задолго до по­явления первых греческих государств, процветали мощные мо­нархии, богатейшие цивилизации. В момент вторжения ахей­ских (феческих) племен на Крит (XV в. до н.э.) древний Египет переживал пору возвышения, установил гегемонию над Си­рией, государство Ассирия вступило в «средний» период своей истории, а в Китае уже существовала древнейшая иероглифиче­ская письменность. Троянская война, запечатленная в гомеров­ской «Илиаде», совпала по времени с крушением Хеттского (XVIII—XII вв. до н.э.) царства, а параллельно с более поздней «гомеровской Грецией» — было создано древнее государство Израиль в Палестине, укрепилось царство Урарту на Кавказе, в Восточной Европе появились скифы, а в северной Африке на­бирал силы Карфаген. В период расцвета Афин, т.е. V в. до н.э., произошло крупнейшее столкновение с персидской дер­жавой: греко-персидские войны, длившиеся несколько десяти­летий, оставили глубокий след как в искусстве, так и в миро­ощущении древних эллинов. Греческие государства имелимногообразные связис древним Египтом, который поддерживал торговлю с Критом, Кипром, Эгиной.После походов Александра Македонскогогреки проник­ли в Сирию, Палестину, Египет.Культурные связи Греции и Востока — многообразны, но не изучены в полной мере. Знаменитый Кносский дворец на Критевнешне напоминаетвеличественные сооружения восточных мо­нархов.В Египте в это время была создана «Книга мертвых», сказки о двух братьях, о Правде и Кривде, любовная лирика; в Палестине и Сирии существовала богатая литература; Богазгейская и Угаритская библиотеки; в Индии — великая поэма «Ригведа»; в Китае — книга древнейших песен «Шицзин». Микенские вожди племен, обитавших в Пелопоннесе, про­водили экспансионистскую политику, нацеленную на Восток, участвовали в колонизации побережья Малой Азии. В доку­ментах на египетском и хеттском языках упоминаются племена «азайзваша» и «ланауна», что соответствует упоминаниям греков в гомеровском эпосе. Они называются там ахейцы и да­найцы. Ранний греческий философ, математик и астроном Фалес(624—546 гг. до н.э.), которого почитали как одного из Семи Мудрецов, увлекался путешествиями и не раз посещал Египет. В Грецию из Египтабыл завезен папирус(травовидное расте­ние, произраставшее в болотах Евфрата и Нила), который ис­пользовался в качестве писчего материала. В Берлинском му­зее, например, хранится папирусный отрывок из «Илиады», записанный в I—II вв. н.э. Благодаря найденным папирусным манускриптам до нас дошли Гесиод, греческие лирики (Алкей, Пиндар), великие трагики Софокл и Еврипид и многие другие. В середине 1980-х годов американский лингвист К. Уоткинссделал сенсационное открытие. Среди археологических доку­ментов по древнейшей истории Малой Азии он обнаружил от­рывок на лувийском языке. Это один из мертвых малоазийских языков, на котором написан фрагмент эпической поэзии, кото­рый, по-видимому, на 500 лет старше «Илиады» Гомера. Из этого отрывка следует, что Троя,возможно, называлась у мест­ных жителей Вилусой,а сами троянцы говорили на лувийском языке. Если признать данную версию обоснованной, то следует считать, что троянцы — коренное население Малой Азии, что в национальном отношении они чужды грекам, обладали пись­менностью раньше, чем греки. Все это, отнюдь, не умаляет ве­личия «Илиады» и «Одиссеи», но проливает новый свет на про­исхождение двух шедевров мировой литературы. Восточная тематика отразилась в фольклоре, в сказанииоб аргонавтах,посетивших Колхиду, территорию Западной Грузии. Высоко ценились ткацкие изделия жителей гор. В торговые от­ношения с Грецией, а позднее с Римом были втянуты кавказ­ские племена, говорившие на 70 языках и 300 наречиях. Позд­нее, в римскую эпоху, для общения с ними требовалось около 130 переводчиков. Свидетельством плодотворных связей с Востокомстали и трудыгреческих историков Ксенофонта и Геродота.Первый из них, например, неоднократно бывал за пределами Греции, участвовал в походе персидского царя Кира Младшего против его брата Артаксеркса. Обо всем пережитом он увлекательно поведал в книге «Анабасис»(или «Поход Кира»). Это — одноиз первых мемуарных произведений в европейской литерату­ре. Перу Ксенофонта принадлежит и знаменитое сочинение «Киропедия»(или «Воспитание Кира»). Она воссоздает образ Кира Старшего, о подвигах которого сохранилась легендарная слава.

Геродот,«отец истории», неутомимый путешественник, мар­шруты странствий которого пролегали далеко за пределами Эллады, в Вавилоне, Скифии, Египте, Колхиде, Южной Ита­лии, Малой Азии. Многие местности он видел воочию, о дру­гих рассказывал счужих слов. В его главном труде «Исто­рия»— описания многих земель от Египтаи Аравии до Индиии Эфиопии,характеристики таких восточных царей, как Кир, Дарий, Камбис.Геродот включает в нее переработанные в виде новелл такие эпизоды, как детство Кира, Елена в Египте, со­кровища египетского царя Рампсенита,пребывание Дария у скифов и многие другие. Его труд — своеобразная энциклопе­дия знанийо прошлом не только Греции, но и ее восточных соседей.

Античное наследие в Европе

РИМ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. В146 г. д. н.э. Грецияперестала су­ществовать как самостоятельное государство, превратилась в провинцию Римской империи.Но римляне, к счастью, оказались людьми благодарными по отношению к тому духовному богат­ству, которым они завладели. Они взяли на вооружение и гре­ческий язык, и греческую культуру, литературу, философию, ораторское искусство. Свидетельством освоения художествен­ного опыта древних эллинов — наследие выдающихся римских поэтов и философов, таких, как Цицерон, Вергилий, Гораций, Овидий, Сенека и др.

С падением Римской империи (476 г. н.э.) и наступлением средневековья значение античного,прежде всего греческого, на­следиязаметно снижается.Господствующая католическая цер­ковь отрицательно относилась ко всем областям духовной жиз­ни, которые не были пронизаны ортодоксальной христианской идеологией. Повезло лишь римскому поэту Вергилию,который был объявлен христианским автором, предсказавшим рождение Иисуса Христа.

 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Следующий этап — эпоха Возрожде­ния, называемая также Ренессансом, «величайший прогрессив­ный переворот», отмеченный беспрецедентным творческим взлетом во всех областях художественной деятельности. Роди­ной европейского Возрождения была Италия. Оттуда гумани­стические идеи проникли во Францию, Англию, Германию. Искусство Возрождения, освобожденное от средневековой схо­ластики и догматики, было пронизано идеями гуманизма, утверждавшего высшую ценность человека. В центр художест­венного внимания был поставлен индивид, его природа, сво­бодная и естественная во всех ее проявлениях.

Важнейшей особенностью Возрождениясделался всеобщий ин­терес к античности. Вэто время произошло фактическое открытие до того забытого, утаенного художественного наследия Древней Греции, а также Рима. В противовес средневековому догматизму, нормативности, схематизму, аскетизму писатели-гуманисты нахо­дили в античности живой и свободный идеал прекрасного. Воснове его — верность природе. Втворениях Гомераи Эсхила, Софоклаи Еврипидагуманисты приобщались к масштабным, рельефным че­ловеческим характерам. Титаны Возрождения Дантеи Петрарка, Шекспири Раблечерпали сюжеты и темы, находили плодотворные источники художественных идей в созданиях древних эллинов.

КЛАССИЦИЗМ. Следующей эпохой, отмеченной живым вни­манием к античному наследию, был классицизм. Он пережил расцвет в Европе в XVII—XVIIIвв. Самоназвание этого литера­турного направления указывало на то, что оно ориентировалось на классику, на наиболее совершенные образцы в литературе, древнегреческой и римской. Сердцевиной эстетики классицизма были культ разума и «подражание природе».

Наиболее полно эти положения были обобщены и сформу­лированы французским писателем Никола Буалов его знамени­том, носившем нормативный характер трактате «Поэтическое искусство» (1674).Его положения воплощались в художествен­ной практике великих мастеров. В своем трактате Буало возда­вал хвалу древним:



Дата добавления: 2016-08-06; просмотров: 4952;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.