Общественное движение во второй половине XIX в.


Либералы.

Либеральное крыло в правительстве в годы реформ группировалось вокруг брата Александра II великого князя Кон­стантина Николаевича. Наиболее известными либералами были военный министр Д.А. Милютин и министр внутренних дел П.А Валуев. Они считали, что реформы должны предотвращать революционные и оппозиционные выступления, а не быть их ре­зультатом.

После реформ 60-70-х гг. XIX в. либеральные идеи охватывают все большие слои образованных россиян. Либеральная политиче­ская мысль развивалась вокруг вопросов расширения самоуправ­ления и создания центральных представительных органов.

Либеральный лагерь, состоявший из стихийно развивавшихся течений, не имел своих политических организаций. Наибольшим радикализмом отличалось земско-либеральное движение. Видный представитель земского либерализма И. И. Петрункевич заявлял, что конституция, данная «сверху», уже не в состоянии удовлетво­рить интересы народа, и только созданный самим народом орган может решить накопившиеся проблемы.

В годы оживления общественной жизни вновь вспыхнули спо­ры о дальнейшем развитии России. На позициях сохранения са­мобытности стояли почвенники. Идею сближения с Западной Ев­ропой отстаивали западники.

Почвенники, идейно родственные славянофилам (включая их нравственную ориентацию на русское крестьянство), в то же вре­мя признавали некоторые положительные начала и в западниче­стве. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, свободу личности и печати. Принимая европейскую куль­туру, они одновременно обличали «гнилой» Запад - его буржуаз­ность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи.

В противовес почвенникам западники выступали за необходимость развития России по западноевропейскому пути. Выступая за сближение России с развитыми странами Европы, западники, так же как и почвенники, призывали к быстрому развитию про­мышленности, торговли, новых средств транспорта. Западники стояли на позициях свободного развития экономики без вмеша­тельства государства.

Народничество.

В 60-70-х гг. XIX в. в печати широкое распространение получили народнические взгляды. Организации народ­ников выражали интересы пореформенного крестьянства, при­держивались социалистической идеологии. Народники пытались найти отличный от буржуазного путь развития страны. Происхож­дение крестьянского социализма народников восходит к идеям А. Герцена и Н.Г.Чернышевского.

Среди народников большой популярностью пользовались взгляды П. Л.Лаврова, М. А Бакунина и П. Н Ткачева. П. Л. Лавров, профессор артиллерийской академии, считал, что молодежь долж­на посвятить себя борьбе за общественный прогресс, за осво­бождение народа. Он придерживался взгляда, что историю дви­гают критически мыслящие и борющиеся личности. Мысли Лав­рова о тщательной подготовке к революции оказали большое влияние на формирование революционного мировоззрения народников.

М.А Бакунин принимал участие в революционных событиях в Германии и Австрии, где был приговорен к смертной казни, за­мененной пожизненным заключением. Выданный России, Баку­нин был сослан в Сибирь, откуда бежал. Он выступал против любой государственности, тем самым, отрицая политическую борьбу, которая, по его мнению, не приносит никакой пользы револю­ции. Бакунин считал, что народ всегда готов к бунту и задача ин­теллигенции поднять его на восстание. Журналист Ткачев, напротив, предполагал силами сплочен­ной революционной организации захватить власть, после чего провести социалистические преобразования.

Важнейшей своей задачей народники начала 70-х гг. XIX в. счи­тали вовлечение народа в революционную борьбу. В это время складывается учение, соединившее положения Лаврова и Бакунина, которое предполагало, что передовая интеллигенция должна жить народной жизнью, вести работу в народе, создавать в деревнях кружки из активных крестьян и организовывать связи между та­кими кружками. Подобные идеи стали толчком к «хождению в на­род».

Начало массового «хождения в народ» относится к весне 1874 г.

Пропагандой было охвачено около сорока губерний, главным образом в Поволжье и на юге России. В 1875 и 1876 гг. «хождение в народ» продолжалось. Но опыт первого года показал, что кресть­янство не воспринимает социалистические призывы. Тогда народ­ники стали уделять больше внимания разъяснению текущих нужд народа. Но все попытки поднять народ на борьбу успеха не имели.



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1649;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.