Социальные аспекты развития рынка


 

Культурные представления и стандарты определяют характер поведения и деятельности людей во всех сферах общественной жизни, в том числе в экономической сфере. Совокупность экономических традиций, норм поведения, стереотипов, предпочтений представляют собой экономическую культуру. Ценностно-нормативные модели определяют характер отношения индивидов и групп к основным формам экономической деятельности: производству товаров и услуг, их обмену, потреблению и распределению, а также к таким экономическим институтам, как собственность, деньги, финансы, торговля, кредитование, налогообложение и т. д. Анализ экономической культуры предполагает получение ответов на вопросы о том, что, помимо чисто практических и утилитарных потребностей, движет экономической деятельностью человека. Участие человека в материальном производстве определяется не только его конкретными потребностями в материальных благах и существующим в обществе классовым делением и разделением труда, но также и сложившимися представлениями о смысле и достойном образе жизни, о социально значимых целях, о престижности и допустимости тех или иных видов деятельности, о собственности, материальном благосостоянии и богатстве, критериях социального и личностного успеха.

Неотъемлемой частью экономической культуры является хозяйственная культура. Хозяйственная культура – это система ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию хозяйственной (производственной, финансовой, коммерческой и т. д.) деятельности, определяющих форму ее осуществления и восприятия ее обществом.

На экономическую деятельность влияют общие ценности культуры, такие как справедливость, долг, порядок, коллективизм и индивидуализм. Собственными базовыми ценностями экономической культуры являются: труд, собственность, богатство, прагматизм и рациональность, профессионализм, предприимчивость.

Экономические ценности проявляются на разных уровнях: 1) на уровне индивидуальной и семейной деятельности (ценность заработка, жилья, личного транспорта и т. п.); 2) на уровне трудового коллектива (ценности взаимопомощи, конкуренции или кооперации, условия труда и т. д.); 3) на уровне территориально-поселенческой, этнической общности, страны в целом (выбор места жительства, сфер профессиональной деятельности, предпочтения систем оплаты труда и т. п.).

Экономическая культура выполняет ряд функций: селективную, накопительную, трансляционную и инновационную. Селективная функция заключается в отборе ценностей и норм, необходимых для поддержания и развития экономики. Инновационная функция обеспечивает обновление ценностей и норм, регулирующих развитие экономики, приводит их в соответствие изменяющимся требованиям и условиям общественного развития. Накопительная функция заключается в сохранении и закреплении наиболее успешных и ценных для общества образцов и моделей поведения в экономической сфере. Экономическая культура также транслирует новым поколениям ценности и нормы, определяющие отношение к труду, потреблению, распределению и т. д., обеспечивая преемственность стандартов экономической деятельности.

В процессе эволюции общества под влиянием религиозных, духовно-нравственных, социальных факторов формировались принципиально разные типы экономической культуры. К основным из них следует отнести традиционный, капиталистический, переходный и постиндустриальный типы экономических культур.

Традиционная экономическая культура характерна для доиндустриальных обществ. Ее основой являются межличностные отношения, т. е. индивид участвует в экономической деятельности как член определенной первичной общности. В традиционной экономической культуре человек неотделим от социальных и экономических условий производства, а само производство и вся экономическая деятельность в целом ориентированы на непосредственное потребление.

Формирование капиталистического типа экономической культуры сопровождается переходом от межличностных связей к безличным, формальным связям, основанным на юридических нормах и бюрократических институтах. Чертой культуры данного типа является отчуждение личности от хозяйственной деятельности. Основой капиталистической экономической культуры является предпринимательская деятельность, которая ориентирована не на непосредственное потребление, а на получение прибыли для дальнейшего развития бизнеса и увеличения капитала. Как показал М. Вебер в своем анализе хозяйственной культуры капитализма, в значительной мере ее развитию в странах Западной Европы способствовали духовно-нравственные установления религии протестантизма. Именно благодаря им в капиталистической экономической культуре укоренились ценности практицизма, рациональности, бережливости и трудолюбия.

Экономическая культура переходного типа характерна для стран, вынужденных в условиях глобализации и экспансии западной экономической культуры идти по пути ускоренной, заимствованной модернизации своих экономических систем. В результате образуются переходные формы экономической культуры, которые сочетают в себе элементы как традиционных, так и заимствованных ценностно-нормативных образцов. При этом наиболее проблемным является вопрос о возможности освоения обществом переходного типа продуктивных западных экономических моделей без заимствования их культурных и духовных оснований.

В современном постиндустриальном обществе, под влиянием идей постмодернизма, происходит трансформация основ капиталистической экономической культуры. На смену ценностным принципам рациональности и ориентации на прибыль приходит творческое, иррациональное отношение к целям экономической деятельности, стремление к самовыражению в процессе трудовой активности. Стандартизированные формы массового производства и потребления уступают уникальным, индивидуализированным образцам, позволяющим выразить индивидуальные вкусы и предпочтения. Таким образом, в процессе распространения принципов постмодернистской экономической культуры происходит разрушение сложившейся иерархии культурных стандартов и их дальнейшая диверсификация.

Развитие рыночных отношений в современном российском обществе сталкивается с необходимостью преодоления традиционалистских экономических установлений. Отличительными чертами традиционалистской экономической культуры являются: доминирование уравнительных и недостижительных ценностей, представление о «неправедности» богатства, гипертрофированная значимость персонифицированных связей, установка на сокращение потребностей при появлении затруднений, вместо наращивания усилий.

Утверждению важнейших принципов рыночной экономики: свободной конкуренции и активной предпринимательской деятельности – препятствует монопольная позиция государства, являющегося основным субъектом экономической деятельности и источником политики экономической модернизации в соответствии с западными экономическими моделями.

Развитие рыночных отношений сталкивается с инерцией советской экономической ментальности, в которой воспроизводились установки на социальное иждивенчество, уравнительное распределение, коммунальность, отсутствие трудовой мотивации, патерналистское восприятие государственной власти, доминирование политических задач над экономическими, отсутствие ценностного отношения к собственности и правовой нигилизм.

Формирование социокультурных условий, соответствующих развитию рыночной экономики в России, предполагает решение задач преодоления потребительских ориентаций, укоренившихся в последние годы, повышение ценности трудовой деятельности, утверждение принципа рационализма и ответственности в экономических отношениях. Базовым условием продуктивной трансформации экономических отношений является опора на богатый культурный потенциал нации в целом и культурную самобытность составляющих ее общностей и групп.

 

 

О.А. Логунова, канд. филос. наук, доц.



Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 512;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.