Нарушений военнослужащих.


После призыва на военную службу человек достаточно резко перемещается из привычной социальной группы в другую, с иными правилами, ценностями, задачами и требованиями, и ему необходимо перестроить внутренний личностный мир, адаптироваться к новым условиям. Формированию качеств личности военнослужащего как гражданина, военного профессионала часто препятствует привычный для него стиль мышления, обусловленный философией прежней обыденной жизни. От того, насколько успешно пройдет этот период перестройки, будет зависеть и дальнейшее протекание службы.

Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения к новым условиям. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества личности, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а эффективность деятельности организма происходит главным образом благодаря освоению новых условий и привыканию к ним. Это происходит путем перестройки функционирования тех или иных органов, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что оптимизирует функционирование организма, личности в необычной обстановке, в соответствии с требованиями среды. Регуляторами адаптации человека выступают мотивы, мышление, воля, способности, знания, опыт. Если адаптация не наступает, то поведение оказывается недостаточно эффективным.

Исследования ситуации адаптации (Ю.М. Орлов) показали, что в ней всегда возникают внутренние напряжения, источниками которых является следующее:

- недостаточно точное определение ситуации, когда непонятно, к чему адаптироваться;

- ситуация определена, но не выбрана из опыта человека соответствующая ей программа адаптационного поведения;

- у человека нет надежной программы поведения, т.е. соответствующих ситуации надежных адаптационных навыков.

Так как человек не всегда в состоянии быстро принять правильное решение и этим устранить стресс неопределенности, или это продолжается достаточно долго, то состояние неопределенности может привести к неврозу или к адаптивной неспецифической реакции на стресс.

На этапе вхождения в условия службы особо важными являются адаптация к воинскому порядку и дисциплине, а также адаптация к задачам и условиям, приближенным к боевым. Естественно, что все это вызывает, особенно на первых порах, определенные, нередко негативные, реакции человека и требует известной перестройки психики и поведения.

Практика показывает, что приспособление молодых воинов к армейской службе происходит неодинаково. Одним вполне хватает и месяца, чтобы успешно адаптироваться к новой среде, а у других уже через несколько недель наступает ухудшение самочувствия, снижение физических и психических возможностей, появляются первые признаки невротических состояний.

У некоторых новобранцев могут проявляться и симптомы синдрома нарушения внимания с гиперактивностью. Их импульсивность, в сочетании с экстравертированностью и стремлением верховодить, осложняет отношения с сослуживцами и командованием. Ситуация может осложняться еще и тем, что нередко обычные наказания и поощрения не оказывают должного воспитательного воздействия на таких призывников.

При поступлении на военную службу, изменении социального статуса или участии в боевых действиях у отдельных категорий военнослужащих возможен и ценностный кризис. Ценности, выступающие в качестве регуляторов определенного отношения человека с действительностью, являются основанием отношений. Если у человека изменились межличностные отношения, то требуется изменение и в системе личностных ценностей. Выбор мотива, имеющего право на реализацию в новых условиях, связан с перестроением иерархии мотивов в соответствии с новой системой ценностей, и на это требуется определенное время. Нередко молодой человек не в состоянии принять правильное решение, сделать правильный выбор. Вследствие этого портятся отношения с сослуживцами, меняется ситуация, упускаются шансы. Это может привести к серьезным негативным последствиям, особенно в ходе боевых действий.

Специфика воинской службы, участие в боевых действиях, антитеррористических операциях предъявляют повышенные требования к психической устойчивости военнослужащих. Однако на практике, к сожалению, нередко эти факторы могут обернуться психической травмой, посттравматическим стрессовым расстройством. Информационное действие раздражителей приводит к обратимому нарушению нервной деятельности в виде невротических, обсессивно-компульсивных или «диссоциативных» (конверсионных) расстройств.

Эмоциональный стресс у военнослужащих в этих случаях вызывается:

- необходимостю проявления насильственных действий (боевые, борьба за выживание и т.д.);

- угрозой жизни и здоровью;

- потерей близких;

- умственным или физическим перенапряжением;

- отрывом от семьи и близких.

Если в первых боях воинам приходится адаптироваться к отрицательному влиянию не только новизны условий деятельности (восприятию разрушений, виду убитых и раненых и т.п.), но и к опасности, то с накоплением опыта оценки боевой ситуации, выработки в этой ситуации программ адекватного поведения они начинают иначе оценивать обстановку, которая складывается в ходе боев, правильно использовать оружие, не поддаваться мнимой опасности. Однако у отдельных воинов может происходить и обратный процесс: новый боевой опыт негативно сказывается на познавательной и эмоционально-волевой сфере, последующее участие в боях требует все больших психических усилий, боязнь и страх усиливаются. Переживание страха порождается умственным актом предвидения, то есть опережающим отражением. У человека возникает страх в том случае, если бегство или иная защита против ожидаемого страдания неэффективны или если они невозможны. При эффективной защите энергия страха преобразуется в мотивацию защитно-оборонительного поведения. При неэффективной – возникают невротические состояния, при которых отдельные люди могут предпочесть гибель мучающему их страху.

В ситуации, когда жизнь резко меняется и предъявляет к человеку новые требования, может появиться астенический невроз. На фоне постоянного чувства опасности человек впервые сталкивается с убийством, ранениями, жертвами среди мирных жителей; от постоянного сверхконтроля нервная система перенапрягается. К вечеру в такой обстановке военнослужащий очень устает. В итоге он старается добросовестно выполнять свои служебные обязанности, но все равно часто не успевает сделать все, что надо, не успевает восстановить свои силы. В таком случае возможны агрессивные действия по отношению к сослуживцам с целью заглушить свою тревогу, с демонстрацией силы, а также и акты аутоагрессии. При этом нередки отдельные проявления различных навязчивых состояний (навязчивые страхи, бесконечная проверка оружия, клаустрофобия и т.д.). Особенно это заметно у военнослужащих, впервые попавших в зону боевых действий.

Нельзя забывать о таком источнике страха, как эмоциональное заражение. В данном случае стрессором становится умственный акт идентификации с другими людьми. Эмоциональное заражение зависит от степени связей между людьми. Страх за любимого человека или сострадание вызывает в человеке состояние стресса. Поэтому своевременное купирование невротических состояний может превратиться в задачу обеспечения боеспособности всего подразделения.

Нередко командиры и сослуживцы просто не обращают внимания на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих подчиненных или сослуживцев, другие же, если и обращают внимание, то относятся достаточно поверхностно («само пройдет», «успокоить надо», «отвлечь от дурных мыслей»), и лишь незначительная часть командиров предпринимает реальные действия для исправления положения.

Нередко, после возвращения из зоны военных действий, в тишине возникает вопрос: а что дальше? Еще существует иерархия ценностей, сформированная в ходе боевых действий, но она не соответствует мирному времени. Вернуться к старой системе ценностей уже невозможно: человек уже изменился. Возникает новый кризис: «Что дальше? Как дальше жить? Или все самое ценное и интересное уже позади?»

Если человек оказался в состоянии стресса под влиянием внешних факторов и выжил, то даже простое воспоминание о прошлых испытаниях может вызывать стресс. Этот эмоциональный стресс стимулируется памятью и мышлением. Автоматическое и непроизвольное воспроизведение ситуации, в которой возник в прошлом стресс, создает стрессоры, имеющие индивидуальное значение. Такие мнемонические привычки могут продуцировать стресс. Например, привычка часто возвращаться в памяти к стрессовым или опасным для жизни прошлым ситуациям боевых действий может стать смертельной, так как приводит к истощению организма и психосоматическим заболеваниям. Параноидальная установка личности создает хронический эмоциональный стресс, приводящий к болезням адаптации, вызываемым постоянной готовностью отразить нападение враждебного окружения. Эта хроническая готовность к борьбе вызывает и поддерживает стресс.

Таким образом, коррекционная работа с невротическими состояниями определяется необходимостью поиска путей и средств оптимизации адаптационного процесса личности к военной службе. Нужно научить человека правильно оценивать ситуацию, изменить виды защитного поведения, выработать новые эффективные программы релаксирующего поведения и поведения в оптимальном рабочем состоянии в прошлых, настоящих и будущих стрессовых ситуациях, упорядочить выработку стенических и астенических реакций на различные жизненные ситуации. Непосредственное, прямое участие в этом процессе отведено помощнику командира роты по работе с личным составом, который должен очень хорошо знать каждого воина, видеть, какие механизмы психологической защиты в основе своих действий применяет тот или иной военнослужащий; следить, чтобы не возникало межличностных конфликтных ситуаций, направлять военнослужащих на мирное решение возникших проблем, а самое главное – оказывать квалифицированную помощь в адаптации к эмоциональному стрессу, и не только самим военнослужащим, а, при необходимости, и членам их семей.

Выводы по теме.

Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но раскрыть его возможности в полной мере мешают нарушения развития. Такие дети испытывают широкий спектр поведенческих, когнитивных и коммуникативных затруднений, нарушающих их повседневное функционирование и самочувствие.

Воспитательная и коррекционно-развивающая работа осложняется тем, что на детей, страдающих синдромом нарушения внимания с гиперактивностью, обычные наказания и поощрения не действуют.

Определяющим фактором в развитии личности такого ребенка является степень заинтересованности, увлеченности каким-либо занятием. Именно поэтому очень важно, чтобы родные, близкие, педагоги помогли найти ему «свое дело».

Симптомы синдрома нарушения внимания с гиперактивностью могут проявиться и в зрелом возрасте, в частности, при неэффективной адаптации к условиям несения военной службы. Своевременная квалифицированная помощь в адаптации к эмоциональному стрессу снижает вероятность неврозов и нервных расстройств у военнослужащих и способствует обеспечению боеспособности подразделения.

Вопросы для самоконтроля.

1. Объясните смысл термина «невроз».

2. Назовите группы, на которые делятся неврозы по механизму своего возникновения.

3. Опишите влияние невротических состояний на психоэмоциональные состояния детей.

4. Перечислите, какими бывают навязчивые состояния.

5. Объясните, что такое соматоформные расстройства.

6. Опишите влияние стресса на психическую сферу.

7. Назовите особенности обучения и воспитания детей с неврозами и повышенной тревожностью.

8. Раскройте особенности коррекционной работы с детьми с неврозами и повышенной тревожностью.

9. Раскройте особенности коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

10. Назовите формы неврозов, характерные для детей с церебральными параличами.

11. Раскройте особенности коррекционной работы при эмоциональных нарушений у военнослужащих.




Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2307;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.