СХЕМА АНАЛИЗА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Подводя итог всему вышеизложенному можно предложить следующую схему анализа драматического произведения по всем вышеизложенным темам.
1. ИДЕЙНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Сведения об авторе:
- жизнь и творчество.
Тема:
- тема автора в творчестве (периоды).
- тематическое содержание.
- основные темы и их порядок.
- тематическая модель (актов и пьесы).
Идея:
- идейное содержание.
Группировка сил по конфликту:
- между чем и чем.
Анализ названия пьесы:
- Отражение темы.
- Образ / символ / знак.
- Смысл.
2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ ПЬЕСЫ
Анализ предлагаемых обстоятельств:
- предлагаемые обстоятельства: фабула, факты, события, эпоха, время и место действия, интрига и т.д.
- изучение эпохи, в которую писалась пьеса: исторический, политический, социальный контекст.
- эпоха в искусстве.
- среда: обстановка окружающая героев.
Поиск основных событий:
- исходное, основное, центральное, финальное, главное.
Выделение событийного ряда.
Группировка сил по конфликту:
- между кем и кем;
Определение сверхзадачи.
сверхзадача драматурга / пьесы;
- вечность;
- современность;
- злободневность;
Определение сквозного действия.
3. ФОРМАЛЬНО - КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Способ повествования(присутствие автора).
Форма изложения материала(жанр).
Композиция изложения событий.
Формальное построение:
- распределение по актам, действиям, явлениям;
- соотношение объемов излагаемых событий.
Афиша:
анализ системы действующих лиц (как даны характеры в пьесе: по действенной значимости, социальной, смыслу, по мере появления.
Анализ мест действия(пространственно - смысловые решения).
Анализ среды.
Анализ времени.
Разное.
Соотнесениевсех исследуемых элементов со всем творчеством автора, эпохой в искусстве, историей театра и драматургии.
4. ТЕКСТОВОЙ АНАЛИЗ
Язык изложения(стих, проза, их сочетание).
Анализ речи дискурса персонажей:
- диалог;
- монолог;
- полилог;
- реплика.
Анализ системы ремарок
Текст в тексте.
Темоведение
Нарративные инстанции.
Ориентация изложения.
5. АКТАНТНАЯ МОДЕЛЬ
Построение модели.
Треугольники:
- действия, психологии, идеологии, философии.
Решетка (состав) персонажа.
Уровни существования персонажа.
Демультипликация, синкретизм.
* * *
Дополнительная литература
Введение.
Бентли Э. Жизнь драмы. - М.: Прогресс, 1978.
Волькенштейн В. М. Драматургия. - М.: Советский писатель,1960.
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Флинта, Наука, 2000.
Журчева О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века: Учебное пособие. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.
Из истории советской науки о театре. 20-е годы: Сборник трудов. / Сост., общ. ред., коммент. и биографич. Очерки С.С. Стахорского - М.: ГИТИС, 1988.
Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991.
Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. - М.: ГИТИС, 1980.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект Пресс, 1996.
Конструкция драмы.
Гессен Р. Технические приемы драмы. Руководство для начинающих драматургов. Серия: Энциклопедия сценического самообразования. Том пятый - С-Петербург, Издание журнала театр и искусство, 1912 г.
Журчева О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века: Учебное пособие. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.
Театральная энциклопедия. Под ред. Мокульского С. В 5 т. - М.: Советская энциклопедия, 1961-1967.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 1832;