Персонаж как актант: состав персонажа, система существования персонажа, его демультипликация и синкретизм.
Как мы уже отмечали выше, актантная модель сообщает новое видение персонажа. Это было вызвано тем критическим состоянием, в котором находится эта категория. Юберсфельд по этому поводу пишет: «Театральный персонаж в кризисе. Это не новость. Но нетрудно увидеть, что для него ситуация ухудшается. Он разделяется, разрывается, распыляется в многочисленных интерпретациях»[90]. Юберсфельд настаивает, что персонаж в его классическом виде не может более существовать. За время существования западного театра персонаж претерпел существенное изменение. В древнегреческом театре понятие «персонаж» означало ту роль, которую исполнял актер. Он был отделен от персонажа и являлся его исполнителем, а не воплощением. Последующая эволюция театра коренным образом изменила подход к исполнению и само понятие персонажа. Персонаж все более и более отождествлялся с актером и постепенно превращался в некую психологическую сущность. Именно это и вызвало нападки католичества, т.к. актеры стали творцами новой жизни, не ограничиваясь воспроизведением роли. Эта модель персонажа существовала с эпохи Ренессанса до начала ХХ века. Чеховрастворил персонаж в самом себе («персонаж в персонаже»), Пиранделло –в театре («театр в театре»[91]), а Брехтначал демонтаж персонажа в пользу фабулы.
На сегодняшний день персонаж стал полиморфным и трудно определимым. В нем необходимо видеть актант, актера, роль, а в перспективе современного семиотического исследования – место функционирования (действия), «но никак не копию сущности»[92]. Эта многозначность подхода (в отличие от тотального подхода к персонажу прошлой традиции) заставила Юберсфельдсоздать систему анализа персонажа. Мы на ней не будем подробно останавливаться, т.к. данная тема относится больше к сценическому существованию актера, а не к драматургическому анализу.
Здесь будет необходимым вспомнить теорию уровней существования персонажей, которую разработал П. Пави. В книге «Словарь театра» он приводит таблицу, отражающую 4 уровня существования персонажа и его развитие от «аморфной формы» (глубинная нарративная структура) до конкретной формы актера (поверхностная дискурсивная структура, существующая в пьесе как данность). Необходимо заметить, что это нисколько не уводит нас в сторону от актантной модели, т.к. персонаж рассматривается как актант, и поэтому нельзя миновать разговора о персонаже как категории, присущей и драматической, и театральной структуре. Во-первых, потому, что любой персонаж совершает действие. Отсюда следует, основополагающая для театра идея – о диалектике характера и действия (как сказал Аристотель,«источник действия – мысль и характер»). Во-вторых, персонаж необходимо рассматривать как структурный элемент, организующий этапы действия или повествования. Он конструктор фабулы. Наконец, существует определенная разница между персонажем увиденным и прочитанным, это обусловлено самой природой театра и драматургии, ее некоторой автономностью. Все это делает данное исследование весьма конкретным и актуальным.
Если «решетка персонажа» исследует состав персонажа, то схема Пави – уровни его «существования». Обратимся к схеме.
Схема существования персонажа:
Система персонажей | Уровень персонажей | |
Поверхностная структура Уровень 4 (представление) | Исполнители С С1 С2 | Персонаж воспринимаемый через исполнителя |
Уровень 3 (текстовая поверхность) | а1 а2 Актеры а а Роли а1 а2 а3 | Дискурсивная структура (мотивы, темы, интриги) |
Глубинная структура Уровень 2 (синтаксис повествования) | Актанты А1А2А3 А | Нарративная структура (логика действия) |
Уровень 1 (логическая структура) | Логические операторы Логический квадрат ГРЕЙМАСА | Элементарные структуры значения |
Уровень 1. Это уровень элементарных структур значения. Отношения противоположности, противоречия между различными универсумами смысла образуют логический квадрат, или семиотический квадрат Греймаса.
Логический квадрат
Апротивные (контрарные) Е
Iсубпротивные (субконтрарные) O
А – общеутвердительные, Е – общеотрицательные,
I – частноутвердительные, О – частноотрицательные суждения.
Противоречащие, контрарные суждения (А и О; Е и I) не могут быть одновременно истинными и ложными. Если одно из них истинно, то другое ложно. Противные суждения (А и Е) могут оба оказаться ложными. Суждения, находящиеся в отношении подчинения (А, I и Е, О) отличаются тем свойством, что при истинности общих суждений соответствующие им частные также являются истинными. Логический квадрат помогает на логическом уровне простроить или найти ошибку в элементарных структурах значений. Это самый глубинный уровень, и любая ошибка здесь грозит катастрофой любому дальнейшему построению.
Уровень 2. Это уровень актантов общих сущностей, не антропоморфных, но и не фигуративных. Например: Эрос, Любовь, Власть, Мир и т.д.
Уровень 3. Уровень актеров в «техническом» смысле, а не в смысле «исполнитель» персонажа в традиционном смысле.
Промежуточный уровень между 2 и 3. Уровень роли одушевленных фигуративных единиц, но общих, назидательного типа. Например, Благородный отец, Плут, Предатель, Любовник, Бретер, Ловелас и т.д. Рольодновременно присутствует и в нарративной структуре, и в текстовой поверхности.
Уровень 4. Уровень «режиссуры», актеров (в значении исполнители). Это внешний уровень по отношению к уровню персонажа.
Говоря об актантах, необходимо заметить, что актанты не могут быть идентифицированы с персонажем, потому что:
· актант может быть абстракцией (Общество, Эрос, Бог, Свобода) или коллективным персонажем (античный хор, солдаты) или собранием многочисленных персонажей;
· персонаж может брать на себя одновременно или последовательно различные актантные функции;
· актант может быть сценически отсутствующим, и его текстовое присутствие может быть описано в дискурсе других сюжетов[93].
При исполнении, т.е. непосредственно театральном представлении пьесы, может происходить демультипликацияили синкретизм персонажа.
Демультипликация. Актантпредставляется многими актерами, например: в «Мамаше Кураж…» актант «выживания» воплощается Матушкой Кураж, поваром, солдатом, священником и т.д.; в «На дне» Сатин, Бубнов, Настя т.е. вся ночлежка – это воплощение одного актанта. Один исполнитель играет двух персонажей и случаи двойной роли одного исполнителя.
Синкретизм. Два исполнителя играют одного персонажа или воплощают разные (особые) грани его характера. Сюда относится весьма распространенный прием раздвоения.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 458;